СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для проведения олимпиады по русскому языку для учащихся 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса»

Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса



Составила преподаватель русского языка и литературы Арзамасского приборостроительного колледжа имени П.И.Пландина Либасова Т.А.



1. Выпишите слова, в которых подчеркнутая буква обозначает мягкий согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение - с твердым и мягким согласным перед Е.

Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, академия,тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, шинель, декольте, бизнес, компьютер,темп, кофе.

2. Распределите данные слова в 2 группы: 1 группа  - слова, в которых  -ом входит в основу; 2 группа - слова, где -ом - окончание.

Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.

3Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. Полна коробочка.

Б. Полно, хватит горевать - слезами горю не поможешь.

В. Эта вещь устроена очень просто.

Г. Я не пойду к директору - просто не хочу нарываться на неприятности.

Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

4. Выберите правильную форму управления.

Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).

5. Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.

Агре(с,сс)ия, (во) время (нар.), м...тафора, гр...теск, в...личестве(н,нн)ый, им...ж...низм, к...нтингент, м...нуэт, с...рказм, р...псодия.

6. Выпишите из задания №5 литературоведческие термины, дайте их толкование.

7. Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец,

балерина ,барон, генерал, директор, клоун,   турок, черкес.

8Измените контекст так, чтобы изменился разряд прилагательного. Укажите разряд.

Волчье логово, лисья нора, легкий вес, каменный парапет.

9. Раскройте скобки, поставьте слова из скобок в нужной форме.

а) Мой друг поступил в (престижный) вуз. б) Мы купили (новый) тюль в магазине "Мир". в)Вес каменной глыбы около (полтораста) тонн. г) Ряд специалистов (окончивший) вузы (направляться) в село. д) Газета "Призыв" (опубликовать) статью о выборах.                                                                            Оценка - 5 баллов

10 Переведите древнерусский текст.

Полем же жившемъ  wсобЂ и володЂющемъ и роды своими иже и до сее братьЂ бяху поляне. И живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ мЂстЂх ?быша ?г?? братья. Единому имя кии . а друглму щекъ ? а третьему хоривъ  сестра ихъ лыбедь ? сЂдяше кии на горЂ гдЂ же ныне оувозъ боричевъ а щекъ сЂдяше на горЂ гдЂ ныне зовет ся щековица ? а хоривъ на третьеи горЂ ? от него же прозва ся хоревица ? и створища градъ во имя брата своего старЂишаго. И нарекоша имя ему киевъ бяше wколо града лЂсъ и боръ великъ и бяху ловяща звЂрь.

11.Напишите, какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства.

«Растаял мокрый снег. Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучалась ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я,  тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это, как укор, белеет на стекле.

Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в  меня перышко. Прилипло к моему сердцу».

В.Астафьев

Ответы.

1.Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.

Оценка - 11 баллов +1 балл за варианты

2. -ом входит в основу: ничком, метроном, мимолетомвпятеромбуреломпрофком, притом-ом является окончанием: парусом, (в) просвещенном, котом.

Оценка - 10 баллов

3.А. Краткое прилагательное    Б. Междометие     В. наречие     Г. частица     Д. слово  категории состояния     Е. Наречие.

Оценка - 6 баллов

4.Импичмент (кому?) президенту; командующий (чем?) фронтом; плата (за что?) за услуги; оплата (чего?) проезда; отзыв (о чем?) об автореферате; рецензия (на что?) на программу; компетентный (в чем?) в вопросе; иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.

Оценка - 9 баллов

5. Агрессия, вовремя (нар.), метафора, гротеск, величественный, имажинизм, контингент, менуэт, сарказм, рапсодия.

Оценка - 10 баллов

6. Метафора - троп, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений; гротеск - преувеличение; имажинизм -литературное направление начала ХХ века; сарказм - язвительная, жестокая, ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого.

За каждый правильный ответ - 1 балл

7. Армянка, бразильянка, индианка, артист балета (танцовщик), баронесса, генерал, директор, клоун,   турчанка, черкешенка.

Оценка - 10 баллов

8. Волчье логово - притяж., волчья шуба - относит., волчья жестокость - качеств.; лисья нора - притяж., лисий воротник - относит., лисья улыбка - качеств., легкий вес - качеств., легкая атлетика - относит., каменный парапет - относит., каменные плечи - качеств.

За каждый правильный ответ - 1 балл

9. а) Мой друг поступил в престижный вуз. б) Мы купили новый тюль в магазине "Мир". в) Вес каменной глыбы около полутораста тонн. г) Ряд специалистов, окончивших вузы, направляется в село. д) Газета "Призыв" опубликовала статью о выборах.

Оценка - 5 баллов

10. Перевод Д.С.Лихачева:

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Оценка - 10 баллов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!