СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку. 5 класс (ч. 2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во второй части материала "Олимпиадные задания по русскому языку. 5 класс" содержится 10 вариантов комплексной работы для подготовки и проведения олимпиады по русскому языку среди учащихся 5 классов. К вариантам 19 и 20 имеются ответы.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку. 5 класс (ч. 2)»


Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 11)

Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Каким фонетическим признаком объединены сле­дующие слова: прорубь, сторож, варежка, город, погодка! Докажите, написав транскрипцию данных слов.

____________________________________________________________________________________

  1. Укажите смысловые оттенки глаголов одеть и на­деть. Вставьте в предложения вместо точек один из этих глаголов в нужной форме.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

а) Бабушка _______________ на нос очки и стала вязать свитер.

б) Мальчик ________________ брата и пошел с ним гулять во двор,

в) Мама __________________ на сынишку свитер,

г) Бабушка ___________________ внучку и повела ее в детский сад.

д) Я с трудом __________________ коньки.

3. Объясните, в чем заключается смысловое различие в парах слов:

а) дождь — ливень;

___________________________________________________________________________________

б) друг — приятель;

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

в) открытие — находка.

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Подберите к каждому из данных слов синоним:

битва _______________________________

_____________________________________

груз _________________________________

вьюга _______________________________

зной _________________________________

противник _____________________________

_______________________________________

еда ____________________________________

_______________________________________

нежность ______________________________

_______________________________________

  1. Отгадайте слово по морфемам, выполните разбор слова по составу.

  2. В списке вы мой обнаружите корень,

  3. Суффикс — в собрании встретите вскоре,

  4. В слове рассказ вы приставку найдете,

  5. В целом — по мне на уроки пойдете. (А. Арсирий)

  6. __________________________________________________________________________________

  7. __________________________________________________________________________________

  8. 6. Выполните синтаксический разбор предложения.

  9. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. (А.С. Пушкин)

  10. __________________________________________________________________________________

  11. Найдите однокоренные имена существительные, под­берите к ним однокоренные слова разных частей речи. __________________________________________________________________

  12. _____________________________________________________________________________________

  13. 7. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  14. Хлеб г__ниальное изобретение человечества. Сколь­ко ни думай, лучше хлеба не придумаеш__. У хлеба нет и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдержива__т сравнения с хлебом.

  15. Хлеб это осв__щенный в__ками символ р__дной зем­ли, символ труда д__броты дружбы. Его именем люди кл__лись кр__юху материнского хлеба брали с собой в д__рогу как благосл__вение. Хлеб__м и сол__ю до сих пор русские люди встречают и пр__в__жают дорогого, лю­бим__го человека, которому желают оказать почтение. (По К. Барыкину)

  16. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 12)

  17. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № ответа):

  1. 1. Приставка и суффикс.

  1. Приставка, суффикс и окончание.

  2. Суффикс и окончание.

  3. Приставка и окончание.

  1. 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

  1. Осенний. 2. Столовая. 3. Дождливый. 4. Жалобный

  1. 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е?

  1. Библиотека. 2. Морковь. 3. Дочь. 4. Мать.

  1. 4. Какое имя существительное имеет только форму множественного числа?

  1. Перья. 2. Упражнения. 3. Метели. 4. Сутки.

  1. 5. В каком выделенном слове пропущена буква е?

  1. Об…жать слабых.

  2. Сл…зать сметану.

  3. Прим…рить друзей.

  4. Прим…рять платье.

  1. 6. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а?

  1. Солнце выглянул…

  2. Распустил…сь сирень.

  3. Море разбушевал…сь.

  4. Спортсмены прыгал…

  1. 7. Укажи слово с предлогом:

  1. (По)линейке. 2. (По)друга. 3. (По)забыть. 4. (По)года.

  1. 8. Выбери верное утверждение:

  1. Имена существительные не изменяются по падежам.

  2. Имена существительные изменяются по числам и падежам.

  3. Имена существительные изменяются по родам.

  4. Имена существительные не изменяются по числам. 

  1. 9. Укажи правильное значение выражения:      Держать язык за зубами.

  1. Лишиться дара речи.

  2. Молчать, не говорить лишнего.

  3. Оказаться в смешном положении.

  4. Заболеть.  

  1. 10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу.

  2.                       Не стыдно не знать, стыдно … .

  1. Обманывать.

  2. Не учиться.

  3. Жадничать.

  4. Зазнаваться. 

  1. 11. В каком предложении нет глагола?

  1. Весь день бабушка пасёт корову на лугу.

  2. Корова жуёт сочную травку.

  3. К вечеру бабушка подоила корову.

  4. Хорошо парное молочко! 

  1. 12. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного:

  1. Ранней осенью.

  2. В соседнию рощу.

  3. К дремучему лесу.

  4. Свежей зеленью.

  1. 13. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:

  2.                      Верблюд решил, что он жираф,

  3.                      И ходит, голову задрав.                      Ответ: ______

  4. 14. Разбери слово перевозчики по составу.

  5. 15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.

  6. А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

  7. Б.  Вдруг налетел ястреб.

  8. В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

  9. Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

  10. Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»  Ответ:_________________________

  11. __________________________________________________________________________________

  12. __________________________________________________________________________________

  13. ___________________________________________________________________________________

  14. __________________________________________________________________________________

  15. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 13)

  16. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  17. Фонетика

  18. 1. Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с] ?

  19. Через поле и лесок подается голосок.

  20. Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.

  21. 2. Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие: груба, дубить, обрызгать? _________________________________________

  22. 3. Какие слова получатся, если прочесть данные сло­ва от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, люк, юг, яр, лед, краб?

  23. _____________________________________________________________________________________

  24. Словообразование

  1. Разберите слова по составу:

  1. приморский, переоценка, вскоре, разулыбаться, стульчик, перчик.

  2. Орфография

  3. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, отметьте нужную орфограмму:

  4. Флаг разв...вается, разв...тие способностей, св...рить грибы, отв...рить двери, подр...внять ряды, выр...вненная дорога, ум..лять о пощаде, ум...лять достоинство, зам...рять рост, прим...рить врагов.

  1. Определите вид орфограммы, графически ее обо­значьте, вставьте буквы:

  1. а) вид...т, дума...т, ненавид...т

  2. б) в тетрад..., о брат.., с ветк...

  3. в) вес...ник, чудес...ный, вкус...ный

  4. г) дрож..., крыш..., знаеш...

  1. Лексика

  1. У писателя С. Львова есть книга под названием «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять раз­ницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?

  1. ____________________________________________________________________________________

  1. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, золотой будут употреблены в переносном значении. ____________________________________________________________________

  2. Какое из данных слов является родственным сло­ву «нос»?

  1. а) носильщик; б) поднос; в) переносица; г) подношение; д) занос.

  1. Подберите антонимы к словам добрый, горячий, ве­селый.

  1. _____________________________________________________________________________________

  2. Морфология

  3. 1. Выпишите из предложения слова, которые

  4. а) склоняются ____________________________________________________________________

  5. б) спрягаются ____________________________________________________________________

  6. Весело мне пробираться по узкой дорожке между дву­мя стенами высокой ржи.

  7. 2. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?_________________________________________________________

  8. ____________________________________________________________________________________

  9. Синтаксис

  10. 1. Какие примеры не являются словосочетанием? Обведите ответы в кружок.
    а) кончить дело; б) чудесный день; в) вдали от Родины; г) проходит мимо; д) день прошёл; е) синий и красный.

  11. 2. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

  12. а) любить Родину; б) верный друг; в) жить далеко; г) в нашем доме; д) собрал гербарий.

  13. 3. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?

  14. а) Дети с увлечением слушали рассказ охотника. б) Хмуро тянется непогожий день. в) Пруд покрыл лёд.

  15. 4. Сделайте синтаксический разбор предложения:
    Глокая кудра штеко турнула бокра.

  16. ___________________________________________________________________________________

  17. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 14)

  18. (БОГДАНОВА Г. А., РАВЕНСКИЙ Ю. И. «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЛИМПИАД ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V-VI КЛАССАХ»)

  19. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Укажите, сколько раз встречается [з] в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе.

  1. _____________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________

  1. Выберите из следующих слов:

  1. 1) слова с ударением на первом слоге

  2. _____________________________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________________________

  4. 2) слова с уда­рением на последнем слоге

  5. _____________________________________________________________________________________

  6. _____________________________________________________________________________________

  7. Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, километр, компас, крапива, магазин, моло­дежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свекла, сирота, статуя, столяр.

  1. Придумайте предложения, в каждое из которых вошел бы один из синонимов: инте­ресный, забавный, занятный, занимательный.

  1. _____________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________________________

  1. Постройте словообразовательный ряд, ис­пользуя слова баскетболистка, баскетбол, бас­кетболист; зеленеть, зеленый, позеленеть.

  1. _____________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________

  1. К данным словам подберите антонимы:

  1. Далекий ______________________________

  2. широкий ______________________________

  3. север _________________________________

  4. вершина ______________________________

  5. крутой _______________________________

  6. расцветать ___________________________

  1. Выпишите из ряда слов однокоренные сло­ва и разные формы одного и того же слова.

  2. Лес, лесник, лесной, лесок, перелесок, лес­ники, лесничий, лесником, лесничество.

  3. Однокоренные слова: _________________________________________________________________________

  4. Формы слова: ________________________________________________________________________

  5. 7. Составьте словосочетания, в которых дан­ные слова будут употребляться в переносном значении. Окончания прилагательных можно менять.

  6. Кудрявый __________________________________________________________________________

  7. золотой ___________________________________________________________________________

  8. глубокий ___________________________________________________________________________

  9. блестящий _________________________________________________________________________

  1. Выделите суффиксы в словах

  1. лживый, дождливый, доверчивый

  2. ___________________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________________

  1. Выделите корень в словах

  1. оттепель, за­мо`к, вливать, родник

  2. ___________________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________________

  1. Как называются люди, живущие в Харь­кове, Минске, Одессе, Курске, Ленинграде?

  1. ___________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________

  3. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 15)

  4. (БОГДАНОВА Г. А., РАВЕНСКИЙ Ю. И. «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЛИМПИАД ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V-VI КЛАССАХ»)

  5. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Выясните, какими буквами и какими звуками различаются слова толстого (прилагательное) и Толстого (фамилия).

  1. ___________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________

  1. Придумайте предложения, в каждое из которых вошло бы одно из следующих слов:
    бороться, биться, сражаться, воевать, драться.

  1. ___________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________________________

  1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Объясните свой выбор.

  1. Красный, багряный, фиолетовый, алый, ог­ненный.

  2. ___________________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________________

  1. Подберите по два слова с таким составом:

  1. а) приставка + корень + окончание ___________________________________________________

  2. б) приставка + корень + суффикс + окончание _________________________________________

  3. в) корень + суффикс + окончание ____________________________________________________

  4. 5. Закончите предложения, подобрав анто­нимы к выделенному слову.

  5. Один брат молчун — другой ... .

  6. Сегодня море бурное, а вчера было ... .

  7. Он помнит добро и забывает ... .

  8. Ты всегда весел, почему же ты сегодня ...?

  9. 6. Выпишите из ряда слов родственные сло­ва и разные формы одного и того же слова.

  10. Синеть, синь, синий, синенький, синева, си­нее, синему, синеватый, синим, синька.

  11. Однокоренные слова: __________________________________________________________________

  12. Формы слова: ________________________________________________________________________

  13. 7. Составьте словосочетания, в которых дан­ные слова будут употреблены в переносном значении. Прямой, тяжёлый, сахарный, чёрный, железный, жаркий, безрукий.

  14. ___________________________________________________________________________________

  15. ___________________________________________________________________________________

  1. Какими частями речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила? Составьте с ними словосочетания, чтобы было ясно, какая это часть речи.

  1. ___________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________________________

  1. Подберите слова с приставками вс-, вз- (взо-); без-,бес-.

  1. ___________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________________________

  1. Назовите одним словом., в котором есть разделительный Ъ или Ь.

  1. Укол, который делает медсестра. _________________________________
    Б) Отвар из мяса. _________________________________________________

  2. Сорная трава около дома. _______________________________________

  1. Г) Всегда сопровождает генерала. __________________________________

  2. Д) Небольшой торговый магазин. __________________________________

  3. Е) Тот, кто приносит газеты и журналы. _____________________________

  4. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 16)

  5. (БОГДАНОВА Г. А., РАВЕНСКИЙ Ю. И. «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЛИМПИАД ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V-VI КЛАССАХ»)

  6. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  7. 1. Расположите синонимы в порядке усиле­ния степени признака. Поставьте над ними цифры от 1 и далее.

  8. Гениальный, способный, талантливый.

  9. Громадный, колоссальный, большой.

  10. Противный, омерзительный, неприятный, от­вратительный.

  11. Родимый, родной, близкий, кровный.

  12. Робеть, опасаться, трепетать, бояться, ужа­саться.

  13. Устремиться, броситься, ринуться, метнуться.

  14. 2. В выделенных словах поставьте ударения. Объясните значение этих слов.

  15. Дорога идет через лес. Дорога ты мне, Родина!

  16. Большую заботу ты взял на себя. Он сделал большую работу, чем я.

  17. Хлопок — и игра началась. В Узбекистане выращивают хлопок.

  18. Мальчик избегал взгляда учителя. Товарищ избегал все поле, но потерю не на­шел.

  19. Красный атлас знамен блестел на солнце. Ученик приобрел географический атлас.

  20. 3. Образуйте с помощью приставки пред- (предо-) наибольшее количество новых слов.

  21. ___________________________________________________________________________________

  22. ___________________________________________________________________________________

  23. ___________________________________________________________________________________

  24. ___________________________________________________________________________________

  25. ___________________________________________________________________________________

  26. 4. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист, находка, рига? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы?

  27. _____________________________________________________________________________________

  28. _____________________________________________________________________________________

  29. _____________________________________________________________________________________

  30. _____________________________________________________________________________________

  31. _____________________________________________________________________________________

  1. Определите состав слов

  1. Переоценка

  2. нако­вальня

  3. остриженный

  4. приморский

  1. Подберите синонимы к словам

  2. Родина ____________________________________________________________________________

  3. ошибка ____________________________________________________________________________

  4. основной ___________________________________________________________________________

  5. профессия ___________________________________________________________________________

  6. приказ ______________________________________________________________________________

  7. Есть ли слова без окончаний? Приведите примеры.

  8. _____________________________________________________________________________________

  9. _____________________________________________________________________________________

  10. Сколько раз в предложении встречается звук [ш]?

  11. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

  12. ___________________________________________________________________________________

  13. ___________________________________________________________________________________

  14. Какие слова получатся, если в словах лён, куль звуки произнести в обратном поряд­ке?

  15. ___________________________________________________________________________________

  16. ___________________________________________________________________________________

  17. Назовите, сколько раз встречается звук [т] в предложении

  18. Директор подписал документ.

  19. ___________________________________________________________________________________

  20. ___________________________________________________________________________________

  21. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 17)

  22. (БОГДАНОВА Г. А., РАВЕНСКИЙ Ю. И. «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЛИМПИАД ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V-VI КЛАССАХ»)

  23. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Определить состав слов:

  1. стульчик, переплет­чик, смельчак, поделка.

  1. Подберите синонимы к словам:

  1. Смелый ____________________________________________________________________________

  2. лас­ковый ___________________________________________________________________________

  3. строгий ___________________________________________________________________________

  1. Подберите антонимы к словам:

  1. Яркий _____________________________________________________________________________

  2. сол­нечный __________________________________________________________________________

  3. гладкий ____________________________________________________________________________

  4. быстрый ___________________________________________________________________________

  1. Образуйте с помощью приставок наиболь­шее количество новых слов от глаголов

  1. Гнать ____________________________________________________________________________

  2. Сказать ___________________________________________________________________________

  1. Приведите примеры слов с приставками низ-, нис-.

  1. ___________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________________

  1. Определите, к каким частям слова отно­сятся одинаковые рядом стоящие буквы:

  1. под­делка, восстание, ссора, воссоединиться, ссыл­ка, конный.

  1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Подчеркните его. Объясните свой выбор.

  1. а) всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный

  2. ___________________________________________________________________________________

  3. б) собака, Бобик, животное, барбос

  4. ___________________________________________________________________________________

  1. Постройте словообразовательный ряд, ис­пользуя для этой цели слова велосипедистка, велосипед, велосипедист; краснеть, красный, покраснеть.

  1. ___________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________

  1. Выделите синонимы и разные формы одно­го и того же слова:

  1. а) приглашать, приглашаю, приглашение, просить, звать

  2. Синонимы: ________________________________________________________________________

  3. Формы одно­го и того же слова: ______________________________________________________

  4. б) интересный, за­мечательный, интереснее, забавный

  5. Синонимы: ________________________________________________________________________

  6. Формы одно­го и того же слова: ______________________________________________________

  7. 10. Подберите слова, в которых были бы:

  8. а) корень и окончание _______________________________________________________________

  9. б) корень, суффикс и окончание ______________________________________________________

  10. в) приставка, корень, суффикс ________________________________________________________

  11. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 18)

  12. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  13. 1. Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов)

  1. Голоден как ___________________________

  2. Изворотлив как_________________________

  3. Нем как _______________________________

  4. Болтлив как ____________________________

  5. Как мокрая ____________________________

  6. Похожи как ____________________________

  7. Белый как _____________________________

  8. Красный как ___________________________

  1. 2. Отгадай пословицу по двум словам и запиши:

  2. Дело – безделье:______________________________________________________________________

  3. Руки – скука: ________________________________________________________________________

  4. Дело – потеха: _______________________________________________________________________

  5. 3. Отгадай слова:

  6. С глухим – траву она срезает,

  7. Со звонким и листочки объедает. Ответ:_____________

  8. 4. Запиши как можно больше слов,  в которых есть слово «ель»:

  9. Ответ:_______________________________________________________________________________

  10. _____________________________________________________________________________________

  11. 5. Из слогов «собери пословицу:

  12. ша ро кни я га хо т ший друг луч

  13. Ответ: ______________________________________________________________________________

  14. 6. Соедини линией название сказки с недостающим словом:

  15. Аленький……         Машенька _____________________________________________

  16. ….семицветик         цветочек _____________________________________________

  17. …..- искусница          цветок _____________________________________________

  18. ……и медведь           Марья _____________________________________________

  19. Каменный…… цветик _____________________________________________

  20. 7. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.

  21. Рядом запиши обобщенное название этих предметов:

  22. 1. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен -________________________________________________

  23. 2. Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша -_____________________________________________

  24. 3. Дождь, снег, град, гололед, иней -_____________________________________________________

  25. 4. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол -________________________________________

  26. 8. Прочитай «заколдованные» слова и  вычеркни в каждом из них лишний слог:

  27. сапохар васуренье оребрихи балиранка __________________________________________________

  28. 9. Вспомни, героям какой сказки понадобился предмет. Соедини название сказки и предмета линией и запиши: а - ___, б - ___, в - ___, г - ___, д - ___.

  29. а) Зонтик                     1) Дикие лебеди

  30. б) Санки 2) Стойкий  оловянный солдатик

  31. в) Скорлупка грецкого ореха    3) Оле-Лукойе

  32. г) Крапива                 4) Снежная королева

  33. д) Кораблик               5) Дюймовочка

  34. Назови автора всех этих сказок________________________________________________________

  35. 10. Найди признаки животного, противоположные по значению, обозначив линиями, и исправь слова в предложении по смыслу:

  36. У меня собака большая и умная, а у тебя маленькая и некрасивая.

  37. Ответ:______________________________________________________________________________

  38. 11. Напиши цепочку слов, меняя в слове  каждый раз только одну букву:

  39. БОБ________________________________________________________________________________

  40. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 19)

  41. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  42. 1. Расставьте ударения в словах: завидно, кухонный, средства, красивее, взяла, перчить.

  43. 2. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.

  44. [а]: Рассыпался горох на семьдесят дорог.

  45. _____________________________________________________________________________________

  46. [ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

  47. _____________________________________________________________________________________

  48. 3. Составьте по 2 слова к данным схемам:

  49. а) корень + окончание: ________________________________________________________________

  50. б) приставка + приставка + корень + суффикс + окончание: _________________________________

  51. в) приставка + корень + суффикс: _______________________________________________________

  52. 4. Можно ли слова серёжка, орел, стрелка, белка писать с про­писной буквы? Приведите примеры подобных написаний.

  53. _____________________________________________________________________________________

  54. 5. Образуйте существительные женского рода от существи­тельных:

  1. кочегар - ______________________________

  2. штукатур - ____________________________

  3. электрик- _____________________________

  4. матрос - ______________________________

  1. 6. Что объединяет следующие группы существительных?

  2. а) Токио, Осло, Дели; _______________________________________________________________

  3. б) Уссури, По, Миссисипи; ___________________________________________________________

  4. в) пальто, какао, пенсне. _____________________________________________________________

  1. Составьте словосочетания, чтобы данные слова определить как часть речи: жгут, припас, рой, белила.

  1. _____________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________________________

  1. Чем отличаются слова:

  1. адресат – 2) адресант 1) __________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________

  1. дипломат – 2) ди­пломант 1) __________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________

  1. сыто – 2) сытно 1) __________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________

  1. Найдите «третье - лишнее» в каждой группе слов:

  1. а) буран, дождь, вьюга; б) бросать, прыгать, кидать; в) огонь, осень, пламя.

  2. 10. Прочитайте предложения. Со­ставьте из них текст. Составьте простой план текста.

  3. С крыш так и каплет. Радуются дети: тепло пришло. А вот и грачи прилетели. Тепло на солнышке. Кто посильнее, старое гнездо занимает, а кто послабее, строит себе новое. Снегу на полях стано­вится всё меньше и меньше. Подняли крик, затеяли ссоры, бранятся, дерутся. Скачут они по грязным дорогам. Показались чёрные прота­лины. Вот они захлопотали у своих старых гнезд.

  4. Задания к тексту

  5. а) Название текста ______________________________ б) стиль текста _____________________

  6. в) Выписать предложение с однородными сказуемыми.

  7. г) Найдите сложное предложение из четырех слов.

  8. д) План

  9. 1. 4.

  10. 2. 5.

  11. 3.

  12. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 20)

  13. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Какие звуки выделены в следующих словах: подъезд, сжать, роса, куль, яма.

  2. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова: полевой, поле, полесье, заполье, поля, подпольный, полевод, полеводы, подполье.

  1. Однокоренные слова: __________________________________________________________________

  2. Формы слова: ________________________________________________________________________

  1. Составьте словосочетания, употребив слова прямой, золотой в переносном значении.

  1. _____________________________________________________________________________________

  1. Определите, к каким морфемам относятся удвоенные со­гласные в словах:

  1. восстание, подделать, ссориться, лунный, рассорить, ссылка.

  1. Подберите синонимы к выражениям:

  1. спустя рукава __________________________

  2. шаром покати __________________________

  3. засучив рукава __________________________

  4. одна нога здесь, другая там ______________

  1. Объясните заимствованные слова:

  1. Финиш ______________________________

  2. старт ______________________________

  3. спидвей _____________________________

  4. монограмма _________________________

  1. Выпишите нужные слова из предложений в 2 строки:

  2. 1) слова, которые склоняются;

  3. ____________________________________________________________________________________

  4. 2) слова, которые спрягаются.

  5. ____________________________________________________________________________________

  6. Но вот светлая часть солнца начала постепенно увеличи­ваться. Становилось на улице все светлее и светлее. И скоро солнце засияло по-прежнему - радостно и ярко.

  7. 8. Определите правильность постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Подберите пример к схеме.

  1. «П? - а». ________________________________________________________________________

  2. «П? - А». ________________________________________________________________________

  3. «П?» - а. ________________________________________________________________________

  4. «П?» - А. ________________________________________________________________________

  1. 9. Просклоняйте во множественном числе слова: лист, хлеб, зуб. Сколько вариантов у вас получилось? Объясните.

  2. И. п. ________________________________________________________________________________

  3. Р. п. ________________________________________________________________________________

  4. Д. п. ________________________________________________________________________________

  5. В. п. ________________________________________________________________________________

  6. Т. п. ________________________________________________________________________________

  7. П. п. ________________________________________________________________________________

  8. 10. Работа с текстом. Составьте текст из предложений, дайте ему название. Составьте простой план текста. Определите его главную мысль и стиль.

  9. Она увидела только черную бабочку и мигом схватила её. Бы­ла весна, сияло солнце. Они пuли сладкий сок цветов. Прилетела на луг ласточка. На лугу всюду пестрели цветы. Она не заметила ни жел­той, ни белой, ни голубой бабочки. По ним порхали разноцветные ба­бочки. А чёрная бабочка села на красный цветок. На белый цветок се­ла белая бабочка, на жёлтый - жёлтая, на голубой - голубая. Нужно уметь прятаться, чтобы тебя не съели!

  10. Задание к тексту

  11. а) Выпишите сложное предл., части которого являются нерас­простр. простыми предложениями.

  12. б) Выпишите несколько слов с орфограммами на шипящие.

  13. в) Подберите предложения к схеме: [=], ( союз =)! К каким сложным предложениям оно относится?

  14. 2. Ответы на задания I тура олимпиады часть 19 и 20

  15. I вариант

  16. 1. Партер, документ, шофёр, средства, красивее, километр, перчить.

  1. [а] - 6 раз; [ш] - 4 раза.

  2. а) П □ - грозы, морозы;

  1. б) П л л а л - каталась, кувыркались;

  2. в) -• П Л d - посадка, поддержка.

  3. 4. Можно. Например: мальчик Серёжка; город Орёл; собака Стрелка; кошка Белка. Это имена собственные.

  1. От существительных кочегар, штукатур, поручень, элек­трик, матрос существительные женского рода обычным способом образовать нельзя.

  1. а) Токио, Осло, Дели - несклоняемые существительные мужского рода (город).

  2. б) Уссури, По, Миссисипи - несклоняемые существительные женского рода (река).

  3. в) Пальто, какао, пенсне - несклоняемые существительные среднего рода. Все существительные иноязычного происхождения.

  1. Жгут листья (глагол) - резиновый жгут (существительное); припас орехи (глагол) - охотничий припас (существительное); рой пчелиный (существительное) - рой яму (глагол); белила потолок (гла­гол) - акриловые белила (существительное).

  1. Адресат - человек, которому предназначены письмо, жур­нал, сообщение.

  2. Адресант - человек, посылающий сообщения.

  3. Дипломат - должностное лицо, представляющее интересы какого-либо государства в другой стране.

  4. Дипломант — участник какого-либо конкурса, получивший диплом за призовое место.

  5. Сыто (жить) - ни в чем не нуждаться. Сытно (пообедать) - есть до насыщения.

  6. 9. «Лишние» слова:

  7. а) дождь; б) прыгать; в) осень.

  8. 10. Работа с текстом «Грачи прилетели».

  9. Тепло стало на солнышке. С крыш так и каплет. Снегу на по­лях становится всё меньше и меньше. Показались черные проталины.

  10. А вот и грачи прилетели. Скачут они по грязным дорогам.

  11. Вот они захлопотали у своих старых гнезд. Подняли крик, затеяли ссоры, бранятся, дерутся. Кто посильнее, старое гнездо за­нимает, а кто послабее, строит себе новое. Радуются дети: тепло пришло.

  12. Данный текст относится к художественному стилю, текст - повество­вание.

  13. План.

  1. Наступление весны.

  2. Прилет грачей.

  3. Грачи у своих гнезд.

  4. Радость детей.

  1. Задание к тексту.

  2. а) Подняли крик, затеяли ссоры, бранятся, дерутся.

  3. б) Скачут они по грязным дорогам..

  4. в) Радуются дети: тепло пришло. (Бессоюзное сложное предложение).

  5. II вариант

  1. Подъезд - [йэ]; сжать - [зж]; роса - [а]; куль - [л1]; яма - [йа].

  2. Родственные слова: полевой, поле, заполье, полевод; под­польный, подполье.

  1. Формы одного и того же слова: поле, поля; полевод, полеводы.

  2. 3. Седой туман; прямой разговор; золотой человек.

  3. 4. Восстание - к корню
    Подделать - к приставке и корню.
    Ссориться - к корню.

  4. Лунный - к корню и суффиксу. -Рассорить - к корню. Ссылка - к приставке и корню.

  1. Спустя рукава - работать плохо, недобросовестно. Шаром покати - пусто. Засучив рукава - работать усердно, хорошо. Одна нога здесь, другая там - сбегать быстро.

  2. Финиш - конечный пункт дистанции при соревнованиях на скорость; заключительная часть дистанции, соревнований.

  1. Старт - начальный пункт дистанции при соревнованиях на скорость; начало какого-либо мероприятия, дела.

  2. Спидвей - вид мотоциклетного спорта, мотогонки на треках (гаревых и других), а так же по ледовой дорожке стадиона.

  3. Монограмма - сплетённые в виде вензеля начальные буквы имени, фамилии; условный знак (изображение цветка, животного и т.д.), заменяющий подпись на произведениях художников.

  4. 7.

  5. а) Слова, которые склоняются: часть (И.п. 3 скл.), солнца (2 скл., Р.п.), на улице (1 скл., П.п.), солнце (2 скл.., И.п.).

  6. б) Слова, которые спрягаются: увеличиваться - глагол I спр.; станови­лось - глагол II спр.; засияло - глагол I спр.

  1. Правильно поставлены знаки препинания в схеме № 3:
    «П?» - а. - «Как быть с лодырями, которые не хотят учиться?» - спро­сил преподаватель.

  2. О золотых листьях - о новых листах; созревшие хлеба - вы­печенные хлебы; зубья пилы - острые зубы. Написание множественно­го числа данных слов зависит от их значения, прямого или переносного.

  1. 10. Работа с текстом.

  2. Четыре бабочки

  3. Была весна, сияло солнце. На лугу всюду пестрели цветы. По ним порхали разноцветные бабочки. Они пили сладкий сок цветов.

  4. На белый цветок села белая бабочка, на желтый - желтая, на голубой - голубая. А черная бабочка села на красный цветок.

  5. Прилетела на луг ласточка. Она не заметила ни белой, ни жёлтой, ни голубой бабочки. Она увидела только черную бабочку и мигом схватила её. Нужно уметь прятаться, чтобы тебя не съели!

  6. План.

  7. 1. Луг, цветы и бабочки.

  1. Бабочки расселись по цветкам.

  2. Прилет ласточки на луг.

  3. Как погибла чёрная бабочка.

  1. Последняя фраза текста содержит главную мысль. Стиль текста - повест­вовательный, художественный. Задание к тексту.

  2. а) Была весна, /'сияло солнце./2 - Бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух нераспространённых предложений.

  3. б) Бабочки - сочетания чк; чн; рщ пишутся без мягкого знака (ласточ­ка).

  4. Жёлтый, чёрный - в корне после шипящего звука пишется под ударе­нием ё, без ударения - о (слова — исключения: шорох, шов, шорты и др.).

  5. в) [[=], [ союз =]]! - Нужно уметь прятаться, /'чтобы тебя не съели/2! - Сложноподчинённое предложение, придаточное предложение присое­динено к главному союзом чтобы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!