а) Бабушка _______________ на нос очки и стала вязать свитер.
г) Бабушка ___________________ внучку и повела ее в детский сад.
д) Я с трудом __________________ коньки.
Отгадайте слово по морфемам, выполните разбор слова по составу.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс — в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом — по мне на уроки пойдете. (А. Арсирий)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Выполните синтаксический разбор предложения.
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. (А.С. Пушкин)
__________________________________________________________________________________
Найдите однокоренные имена существительные, подберите к ним однокоренные слова разных частей речи. __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
7. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Хлеб г__ниальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаеш__. У хлеба нет и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдержива__т сравнения с хлебом.
Хлеб это осв__щенный в__ками символ р__дной земли, символ труда д__броты дружбы. Его именем люди кл__лись кр__юху материнского хлеба брали с собой в д__рогу как благосл__вение. Хлеб__м и сол__ю до сих пор русские люди встречают и пр__в__жают дорогого, любим__го человека, которому желают оказать почтение. (По К. Барыкину)
Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса (ч. 12)
Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________
13. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:
Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав. Ответ: ______
14. Разбери слово перевозчики по составу.
15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!» Ответ:_________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса (ч. 13)
Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________
Фонетика
1. Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с] ?
Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.
2. Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие: груба, дубить, обрызгать? _________________________________________
3. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, люк, юг, яр, лед, краб?
_____________________________________________________________________________________
Словообразование
_____________________________________________________________________________________
Морфология
1. Выпишите из предложения слова, которые
а) склоняются ____________________________________________________________________
б) спрягаются ____________________________________________________________________
Весело мне пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.
2. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?_________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Синтаксис
1. Какие примеры не являются словосочетанием? Обведите ответы в кружок.
а) кончить дело; б) чудесный день; в) вдали от Родины; г) проходит мимо; д) день прошёл; е) синий и красный.
2. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?
а) любить Родину; б) верный друг; в) жить далеко; г) в нашем доме; д) собрал гербарий.
3. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?
а) Дети с увлечением слушали рассказ охотника. б) Хмуро тянется непогожий день. в) Пруд покрыл лёд.
4. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Глокая кудра штеко турнула бокра.
___________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса (ч. 14)
(БОГДАНОВА Г. А., РАВЕНСКИЙ Ю. И. «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЛИМПИАД ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V-VI КЛАССАХ»)
Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________
а) приставка + корень + окончание ___________________________________________________
б) приставка + корень + суффикс + окончание _________________________________________
в) корень + суффикс + окончание ____________________________________________________
5. Закончите предложения, подобрав антонимы к выделенному слову.
Один брат молчун — другой ... .
Сегодня море бурное, а вчера было ... .
Он помнит добро и забывает ... .
Ты всегда весел, почему же ты сегодня ...?
6. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.
Синеть, синь, синий, синенький, синева, синее, синему, синеватый, синим, синька.
Однокоренные слова: __________________________________________________________________
Формы слова: ________________________________________________________________________
7. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении. Прямой, тяжёлый, сахарный, чёрный, железный, жаркий, безрукий.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Г) Всегда сопровождает генерала. __________________________________
Д) Небольшой торговый магазин. __________________________________
Е) Тот, кто приносит газеты и журналы. _____________________________
Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса (ч. 16)
(БОГДАНОВА Г. А., РАВЕНСКИЙ Ю. И. «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЛИМПИАД ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V-VI КЛАССАХ»)
Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________
1. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака. Поставьте над ними цифры от 1 и далее.
Гениальный, способный, талантливый.
Громадный, колоссальный, большой.
Противный, омерзительный, неприятный, отвратительный.
Родимый, родной, близкий, кровный.
Робеть, опасаться, трепетать, бояться, ужасаться.
Устремиться, броситься, ринуться, метнуться.
2. В выделенных словах поставьте ударения. Объясните значение этих слов.
Дорога идет через лес. Дорога ты мне, Родина!
Большую заботу ты взял на себя. Он сделал большую работу, чем я.
Хлопок — и игра началась. В Узбекистане выращивают хлопок.
Мальчик избегал взгляда учителя. Товарищ избегал все поле, но потерю не нашел.
Красный атлас знамен блестел на солнце. Ученик приобрел географический атлас.
3. Образуйте с помощью приставки пред- (предо-) наибольшее количество новых слов.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист, находка, рига? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к словам
Родина ____________________________________________________________________________
ошибка ____________________________________________________________________________
основной ___________________________________________________________________________
профессия ___________________________________________________________________________
приказ ______________________________________________________________________________
Есть ли слова без окончаний? Приведите примеры.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Сколько раз в предложении встречается звук [ш]?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Какие слова получатся, если в словах лён, куль звуки произнести в обратном порядке?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Назовите, сколько раз встречается звук [т] в предложении
Директор подписал документ.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса (ч. 17)
(БОГДАНОВА Г. А., РАВЕНСКИЙ Ю. И. «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЛИМПИАД ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V-VI КЛАССАХ»)
Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________
а) приглашать, приглашаю, приглашение, просить, звать
Синонимы: ________________________________________________________________________
Формы одного и того же слова: ______________________________________________________
б) интересный, замечательный, интереснее, забавный
Синонимы: ________________________________________________________________________
Формы одного и того же слова: ______________________________________________________
10. Подберите слова, в которых были бы:
а) корень и окончание _______________________________________________________________
б) корень, суффикс и окончание ______________________________________________________
в) приставка, корень, суффикс ________________________________________________________
-
-
Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса (ч. 18)
Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________
1. Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов)
-
2. Отгадай пословицу по двум словам и запиши:
Дело – безделье:______________________________________________________________________
Руки – скука: ________________________________________________________________________
Дело – потеха: _______________________________________________________________________
-
3. Отгадай слова:
С глухим – траву она срезает,
Со звонким и листочки объедает. Ответ:_____________
-
4. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель»:
Ответ:_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
-
5. Из слогов «собери пословицу:
ша ро кни я га хо т ший друг луч
Ответ: ______________________________________________________________________________
-
6. Соедини линией название сказки с недостающим словом:
Аленький…… Машенька _____________________________________________
….семицветик цветочек _____________________________________________
…..- искусница цветок _____________________________________________
……и медведь Марья _____________________________________________
Каменный…… цветик _____________________________________________
-
7. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Рядом запиши обобщенное название этих предметов:
1. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен -________________________________________________
2. Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша -_____________________________________________
3. Дождь, снег, град, гололед, иней -_____________________________________________________
4. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол -________________________________________
-
8. Прочитай «заколдованные» слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:
сапохар васуренье оребрихи балиранка __________________________________________________
-
9. Вспомни, героям какой сказки понадобился предмет. Соедини название сказки и предмета линией и запиши: а - ___, б - ___, в - ___, г - ___, д - ___.
а) Зонтик 1) Дикие лебеди
б) Санки 2) Стойкий оловянный солдатик
в) Скорлупка грецкого ореха 3) Оле-Лукойе
г) Крапива 4) Снежная королева
д) Кораблик 5) Дюймовочка
Назови автора всех этих сказок________________________________________________________
-
10. Найди признаки животного, противоположные по значению, обозначив линиями, и исправь слова в предложении по смыслу:
У меня собака большая и умная, а у тебя маленькая и некрасивая.
Ответ:______________________________________________________________________________
-
11. Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву:
БОБ________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса (ч. 19)
Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________
-
1. Расставьте ударения в словах: завидно, кухонный, средства, красивее, взяла, перчить.
2. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.
[а]: Рассыпался горох на семьдесят дорог.
_____________________________________________________________________________________
[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
_____________________________________________________________________________________
3. Составьте по 2 слова к данным схемам:
а) корень + окончание: ________________________________________________________________
б) приставка + приставка + корень + суффикс + окончание: _________________________________
в) приставка + корень + суффикс: _______________________________________________________
4. Можно ли слова серёжка, орел, стрелка, белка писать с прописной буквы? Приведите примеры подобных написаний.
_____________________________________________________________________________________
5. Образуйте существительные женского рода от существительных:
9. Просклоняйте во множественном числе слова: лист, хлеб, зуб. Сколько вариантов у вас получилось? Объясните.
И. п. ________________________________________________________________________________
Р. п. ________________________________________________________________________________
Д. п. ________________________________________________________________________________
В. п. ________________________________________________________________________________
Т. п. ________________________________________________________________________________
П. п. ________________________________________________________________________________
10. Работа с текстом. Составьте текст из предложений, дайте ему название. Составьте простой план текста. Определите его главную мысль и стиль.
Она увидела только черную бабочку и мигом схватила её. Была весна, сияло солнце. Они пuли сладкий сок цветов. Прилетела на луг ласточка. На лугу всюду пестрели цветы. Она не заметила ни желтой, ни белой, ни голубой бабочки. По ним порхали разноцветные бабочки. А чёрная бабочка села на красный цветок. На белый цветок села белая бабочка, на жёлтый - жёлтая, на голубой - голубая. Нужно уметь прятаться, чтобы тебя не съели!
Задание к тексту
а) Выпишите сложное предл., части которого являются нераспростр. простыми предложениями.
б) Выпишите несколько слов с орфограммами на шипящие.
в) Подберите предложения к схеме: [=], ( союз =)! К каким сложным предложениям оно относится?
2. Ответы на задания I тура олимпиады часть 19 и 20
I вариант
1. Партер, документ, шофёр, средства, красивее, километр, перчить.
Адресат - человек, которому предназначены письмо, журнал, сообщение.
Адресант - человек, посылающий сообщения.
Дипломат - должностное лицо, представляющее интересы какого-либо государства в другой стране.
Дипломант — участник какого-либо конкурса, получивший диплом за призовое место.
Сыто (жить) - ни в чем не нуждаться. Сытно (пообедать) - есть до насыщения.
9. «Лишние» слова:
а) дождь; б) прыгать; в) осень.
10. Работа с текстом «Грачи прилетели».
Тепло стало на солнышке. С крыш так и каплет. Снегу на полях становится всё меньше и меньше. Показались черные проталины.
А вот и грачи прилетели. Скачут они по грязным дорогам.
Вот они захлопотали у своих старых гнезд. Подняли крик, затеяли ссоры, бранятся, дерутся. Кто посильнее, старое гнездо занимает, а кто послабее, строит себе новое. Радуются дети: тепло пришло.
Данный текст относится к художественному стилю, текст - повествование.
План.