СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания олимпиады школьников по русскому языку для 7-8 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленной разработке задания для основного и резервного дня школьной олимпиады по русскому языку для 7-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Задания олимпиады школьников по русскому языку для 7-8 классов»

Школьный этап Всероссийской олимпиады

по русскому языку

7-8 классы

(основной день)


  1. Расставьте ударения в словах.


Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров.


  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчёт.


3. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

пришел не вовремя;

очень болтлив;

очень робок;

держится неестественно прямо.


4. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразовании

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно - розовый, молокозавод, юго – запад.

5. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительныхбанан, грабли, грузин, дно.

  1. Что такое варианты морфемы? Подберите к данным словам однокоренные с вариантами морфемы.

Редеющих, показалась, птица, мелкий, обломившийся, сучок, лёгкий, прыжок, заметный.


  1. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг.

  1. Во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Запишите их.

  1. Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозеленых деревьев.

  2. Сильная боязнь имеет большие органы зрения.

  3. Центральный орган кровообращения не подчиняется распоряжениям.












Ответы (основной день)


  1. Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров.

0,5 б за каждый правильный ответ. Итого


  1. Буква С в зависимости от позиции может обозначать разные звуки. Сгустить - [з], сгорбиться-[ з],[ца], расчёт – [ щ].

1 б за каждый правильный ответ. Итого 3б


3) Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который…

1) пришел не вовремя - нелёгкая принесла;

2) очень болтлив - язык без костей;

3) очень робок - тише воды.

4) держится неестественно прямо- аршин проглотить.


1 б за каждый правильный ответ. Итого


4)

1) Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, куриный, испаритель.

2) Приставочный способ: заварить.

3) Сложение: молокозавод, юго – запад, нежно-розовый.

1 б за каждый правильный ответ. Итого 10б



5) Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев.

1 б за каждый правильный ответ. Итого


6.Что такое варианты морфемы? Подберите к данным словам однокоренные с вариантами морфемы.

Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Части слов, в которых имеются чередования звуков, называются вариантами морфем.

Редеющих - реже, показалась - кажется, птица-птичка, мелкий - мельче, обломившийся - обламывать, сучок - сук, лёгкий - легче, прыжок - прыгать, заметный – замечать.

1 б за каждый правильный ответ. Итого


7. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный – злободневный, животрепещущий, наболевший, насущный.

Антракт- перерыв.

Ситуация- положение, расположение, обстановка, состояние, конъюктура, условия. Лозунг- призыв, девиз, обращение, слоган.

Финал – окончание, итог, развязка, конец, исход, финиш.

1 б за каждый правильный ответ. Итого


8.1. В трех соснах заблудился. 2. У страха глаза велики. 3. Сердцу не прикажешь.

По 1 баллу за верно записанную пословицу или поговорку. Итого 3б.

Всего 40 б.

Школьный этап Всероссийской олимпиады

по русскому языку

7-8 классы

(резервный день)


  1. Расставьте ударения в словах.


Досуг, дочиста, намерение, обеспечение, жалюзи.


  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сжалиться, сжечь, рассыпаться.


  1. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

  1. часто меняет свои решения;

  2. бесследно исчез;

  3. всегда выполняет свои решения;

  4. сам не пользуется и другим не даёт.


  1. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразовании

Испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго – западный, красноватый.


5. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: носок, простыня, чулок, ясли.


6.Что такое варианты морфемы? Подберите к данным словам однокоренные с вариантами морфемы.

Бережёт, густой, отразилась, чистый, тихо, плещется, высоко, неподвижный, облака.

7.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Финал, эпилог, имитация, пролог.

8. Во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Запишите их.

  1. В нижних  конечностях правды нет.

  2. Скорость движения обратно пропорциональна пройденному расстоянию.

  3. Что вертикально, что горизонтально.













Ответы (резервный день):

  1. Досуг, дочиста, намерение, обеспечение, жалюзи

0,5 б за каждый правильный ответ. Итого 3б


  1. Буква С в зависимости от позиции может обозначать разные звуки. Сжалиться -  [ж], [ца], рассыпаться – [с], [ца].

1 б за каждый правильный ответ. Итого 3б


3. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который…

1) часто меняет свои решения - семь пятниц на неделе;

2) бесследно исчез - провалился сквозь землю (канул в лету);

3) всегда выполняет свои решения - человек дела;

4) сам не пользуется и другим не даёт - ни себе, ни людям.


1 б за каждый правильный ответ. Итого 4б



4. 1) Суффиксальный способ:  испаритель, большущий, юго – западный, красноватый.

2) Сложение: луноход, древнерусский.

1 б за каждый правильный ответ. Итого 10б


5. носков, простынь и простыней, чулок, яслей.

1 б за каждый правильный ответ. Итого



6. Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Части слов, в которых имеются чередования звуков, называются вариантами морфем.

Бережёт - берегу, густой - гуще, отразилась - отражение, чистый - чище, тихо - тише, плещется - плеск, высоко -выше, неподвижный -двигаться, облака - облачный.

Оценка:  за каждый правильный ответ – 1балл. Итого 9 баллов


7.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Финал – окончание, итог, развязка, конец, исход, финиш.

Эпилог – исход,конец, финал, завершение, заключение, концовка.

Имитация – подделка, подражательство, фальшивка.

Пролог – начало, вступление, предисловие, введение, экспозиция, завязка.

1 б за каждый правильный ответ. Итого



8. 1. В ногах правды нет. 2. Тише едешь  –  дальше будешь. 3. Что вдоль, что поперек.

По 1 баллу за верно записанную пословицу или поговорку. Итого 3б.

Всего 40 б.