СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по читательской грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по проверке читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Задания по читательской грамотности»

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.


I-II. Прочитайте текст и выполните задания 1-2.


Что такое окно? Если обратиться к словарю, то мы в нём найдём такое определение этого предмета: «отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-либо транспортного устройства (поезда, парохода, самолёта и т. д.)». Но всегда ли окно служило таким целям? Оказывается, не всегда. И об этом свидетельствует уже название этого предмета.

Окно — один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки.

Зачем же делали окно раньше? Об этом чётко и определённо говорит история происхождения слова. Оказывается, образовалось оно с помощью суффикса -н- (ън) от существительного око, обозначающего «глаз, орган зрения, то, с помощью чего мы видим».

Следовательно, окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось (кстати, как свидетельствуют археологи, вначале из щели между брёвнами сруба) для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. Поэтому оно и уподоблялось оку, то есть глазу.

Между прочим, позже для обозначения отверстия, посредством которого можно видеть, наблюдать за происходящим, русские использовали также и новое название органа зрения — слово глаз (ср. глазок — «отверстие в дверях для наблюдения за кем- или чем-либо»).

Нечто подобное мы наблюдаем и в некоторых русских диалектах, где слово зенко «зрачок» (родственное поэтическому зеница, просторечному зенки — «глаза») известно и в значении «окно, рама, оконный переплёт»; у болгар, которые окно сейчас называют словом прозорец (от прозирам —«вижу»); у поляков, которые обозначают иногда окно словом wyziernik (от wyzierać —«высматривать, выглядывать»), и т. д.

(Н.М. Шанский)


1. С какой целью автор создает данный текст? Отметьте ОДИН правильный ответ.



Доказать, что в некоторых диалектах русского языка и в других славянских языках есть общие слова




Рассказать о первоначальном предназначении окон




Разъяснить лексическое значение слова ОКНО




Убедить читателя, что из слов можно извлечь исторические данные


2. Какие из утверждений противоречат содержанию текста? Отметьте ВСЕ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.



Слова окно и око родственные




Окно всегда предназначалось для того, чтобы пропускать свет и воздух




Первоначально окно служило для того, чтобы можно было наблюдать за тем, что происходит вне дома




Ни в диалектах русского языка, ни в славянских языках нет подтверждения тому, что слова, называющие окно, родственны глаголам в значении «смотреть, видеть»






















III-V. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


Когда-то на Руси говорили: Как вас звать-величать? Величание по отчеству – это возвеличивание человека, выражение почтительного отношения к нему и его роду, его предкам. Не случайно в русском языке отчество имеет один корень с отечеством. Убирая отчество из именования взрослого человека, как это делается сейчас повсеместно в прессе и на телевидении, мы снижаем выражение уважительности к собеседнику и отказываемся от того, что в русской культуре имеет особый духовный смысл.

В Древней Руси не было отчеств довольно долго. Первые упоминания о появлении отчества у русских людей можно обнаружить в списке русских послов, составленном в 945 году. Там встречаются такие записи: Иван сын Глеба, Василий сын Петра и т. д. Первые отчества на –ич, употребляемые по отношению к князьям (Рюриковичи, Ольговичи, Ярославичи), были более близки к родовым фамилиям типа Романовы. Но очень скоро слова с суффиксом –ич, образованные от имени отца, стали настоящими отчествами для бояр, князей, самых богатых гостей (купцов). Русские былины тоже дают именования богатырей с отчествами: Добрыня Никитич, Алёша Попович и т. д.

Сначала отчества были привилегией правящих классов. Крестьяне, основное население Древней Руси, а затем и России, получали имена по святцам, а также и прозвища, которые в более позднюю эпоху становились основами для будущих фамилий. Ещё в XIX веке в официальных документах крестьяне именовались без отчества, и только в конце века использование отчеств в официальных текстах становится обязательным для всего населения России.

Отчество в том виде и в той традиции употребления, которая существует у нас, - индивидуальная и неповторимая особенность именно русского именования человека. И если у других народов нет отчества, то это не значит, что оно не нужно русскому. Имя-отчество составляет обычай, традицию русского народа, оно завещано нам предками.

(По Г. Ковалёву)


1. Какова основная мысль текста? Укажите ОДИН правильный ответ.



Отчества изначально были привилегией правящих классов




Отчества необязательны в обращении, ведь у других народов отсутствует обращение по отчеству




Исключение отчества из обращения в прессе и на телевидении – веяние нового времени, и это следует принять.



Отчество у русских людей – традиция, завещанная нашими предками, составляющая нашу исключительную особенность, и мы обязаны её сохранить.


2. Какие из утверждений противоречат содержанию текста? Отметьте ВСЕ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.




Не называя взрослого человека по отчеству, мы снижаем уровень уважительности



Всё население Древней Руси, а затем и России имело отчества



Первоначально отчества были близки к фамилиям



Первые упоминания об отчествах русских людей относятся к XI веку



Прозвища крестьян становились основой для будущих фамилий


3. Какова позиция автора текста? Согласны ли вы с ней? Запишите, аргументируя, свой ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



VI. Прочитайте текст и выполните задание.


Невозмутимо шествовал по пескам высокомерный Верблюд-великан. Так сказать, корабль пустыни. А на его пути вдруг оказался коротышка Муравей.

Верблюд, не глядя, наступил на него своей ножищей и пошёл дальше. Хорошо, что не раздавил. Повезло Муравью. А впрочем, такую мелюзгу мудрено раздавить. Особенно на песке.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся и погрозил Верблюду вслед кулачком. Мало того, догнал, обогнал и вновь погрозил Верблюду. Но высокомерный корабль пустыни, опять не заметив, вновь наступил на него, продолжая свой путь.

Снова выбрался из-под песка Муравей и призадумался: как ему отомстить? И вот однажды Муравей взобрался на длинный бамбуковый хлыст и стал поджидать Верблюда. А сам зачем-то раскачивал тонкую и гибкую верхушку бамбука, что-то примеряя и рассчитывая.

Наконец на тропе появился Верблюд. Вот он подошёл поближе и… Получив хлёсткий удар по горбу, он взвился чуть ли не на дыбы и, скосив гневный взгляд на обидчика, вдруг…увидел за барханом притаившегося в засаде Льва. А Муравей о нём и не знал, потому что в другую сторону смотрел.

Верблюд вихрем унёсся прочь!

Прошёл день…

Опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана, одна за другой, осторожно перешагнули через него.

Обернулся затем Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул ему, незаметному коротышке Муравью.

Так до сих пор Муравей и не знает, почему Верблюд с ним теперь здоровается.

(А. Иванов)


Определите основную мысль сказки. Придумайте заголовок. Подберите пословицу или поговорку, иллюстрирующую основную мысль текста.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Прочитайте текст и выполните задание.


Мало кто обращает внимание на удивительные факты: нередко бывает так, что люди смотрят на одни и те же предметы и явления окружающего мира, но видят их совершенно по-разному, хотя эта разница в́идения чётко и ясно отражается в языке. Например, там, где русские люди видят ногу как одно целое, англичане видят leg (нога до её нижней части) и foot (нижняя часть ноги). Русскоязычные люди имеют 20 пальцев — 10 на руках и 10 на ногах. И это не вызывает сомнений. Однако у носителей английского языка всего 8 fingers (пальцев). Но у них есть ещё 2 thumbs (больших пальца) на руках и 10 toes на ногах, в которых они отнюдь не видят fingers. Эти примеры говорят о том, что мы видим мир по-разному, и разные языки отразили это разное в́идение.

У каждого народа свой взгляд на мир, увидеть который по-новому помогает изучение других языков. Это новое видение иногда восхищает, открывая новые грани известного нам мира, иногда раздражает: ну, зачем им этот артикль, мы прекрасно без него живём и создали великую литературу. Англичане наверняка думают: какая нелепость категория рода у неодушевлённых существительных: что женского в ручке или табуретке и мужского в карандаше и стуле? А мы так же не можем без рода, как они — без артикля.

(По С. Тер-Минасовой)


Используя прочитанный текст, установите соответствия.


1.

leg

А.

палец ноги

2.

finger

Б.

нога (бедро и голень)

3.

thumbs

В.

большой палец руки

4.

toe

Г.

стопа

5.

foot

Д.

палец руки (кроме большого)
















VIII. Изучите схему родственных отношений и выполните задание по тексту.






- Доктор, как мне быть, не знаю!
К вам за помощью пришла:
Я буквально умираю - 
Аллергия довела!
- А на что же вы конкретно
Реагируете так?
- О, на многие предметы:
На косметику и лак,
На ковровый ворс, на пледы,
На кошачью шерсть, на пух,
На соседку и соседа,
Когда их увижу вдруг,
На клубнику и малину,
На лимоны и ранет,
На золовку Алевтину
Реагирую в момент:
Сразу - насморк, сразу - нервы,
Покрываюсь краской вся,
Когда та в сабо модерных
Появляется, форся,
На тушеную картошку,
На солянку и компот,
На племянника Алешку,
когда песни он поет,
На рябину, землянику, 
На треску и осетра,
На невестку Веронику
И на деверя Петра… (из журнала «Здоровье»)


Установите родственные связи героини.


1. Алевтина

2. Алёшка

3. Вероника

4. Пётр






А.

брат мужа

Б.

дочь дяди или тёти

В.

брат по отцу или по матери

Г.

сестра мужа

Д.

сын сестры или брата

Е.

жена брата, сына или деверя





Ответы. К стр. 1-2: 1. Убедить читателя, что из слов можно извлечь исторические данные. 2. Окно всегда предназначалось для того, чтобы пропускать свет и воздух. Ни в диалектах русского языка, ни в славянских языках нет подтверждения тому, что слова, называющие окно, родственны глаголам в значении «смотреть, видеть» .

К стр. 3-4: 1. Отчество у русских людей – традиция, завещанная нашими предками, составляющая нашу исключительную особенность, и мы обязаны её сохранить. 2. Всё население Древней Руси, а затем и России имело отчества. Первые упоминания об отчествах русских людей относятся к XI веку.

К стр. 5: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Мал золотник, да дорог.

К стр. 6: 1Б; 2Д; 3В; 4А; 5Г.

К стр. 8: 1Г; 2Д; 3Е; 4А







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!