СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по биологии. Задания по экологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены задания по экологии для проверки знаний учащихся. в формате ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по биологии. Задания по экологии»

    Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира Автор: Учитель биологии Козловская Л.Х

Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира

Автор: Учитель биологии Козловская Л.Х

1. Перед вами пищевая цепь: пшеница → саранча → ящерица → сова → орёл. Какой из этих организмов является основным конкурентом за пищу людей?   1) саранча 2) орёл 3) сова 4) ящерица

1. Перед вами пищевая цепь: пшеница → саранча → ящерица → сова → орёл. Какой из этих организмов является основным конкурентом за пищу людей?

 

1) саранча

2) орёл

3) сова

4) ящерица

 Ответ : 1.Саранча

Ответ : 1.Саранча

2. Выберите правильно составленную пищевую цепь.   1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб 2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб 3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж 4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб

2. Выберите правильно составленную пищевую цепь.

 

1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб

2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб

3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж

4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб

Правильная цепь выедания — 4. Варианты 1), 2), 3) — неверные цепи, т. к.: в 1) и 2) цепях землеройка и еж — насекомоядные, а они не могут быть консументами 1 порядка; в 3) — личинка майского жука живет в почве и питается корнями растений.

Правильная цепь выедания — 4.

Варианты 1), 2), 3) — неверные цепи, т. к.: в 1) и 2) цепях землеройка и еж — насекомоядные, а они не могут быть консументами 1 порядка; в 3) — личинка майского жука живет в почве и питается корнями растений.

3. В пищевой цепи: одноклеточные водоросли → дафнии → ...?... → орлан белохвост — под знаком «?» находится   1) обыкновенный перепел 2) утка-кряква 3) обыкновенный скворец 4) ястреб перепелятник

3. В пищевой цепи:

одноклеточные водоросли → дафнии → ...?... → орлан белохвост — под знаком «?» находится

 

1) обыкновенный перепел

2) утка-кряква

3) обыкновенный скворец

4) ястреб перепелятник

Пояснение. Дафнии — зоопланткон. Из перечисленных птиц планктоном питается только утка. Ответ: 2.

Пояснение.

Дафнии — зоопланткон. Из перечисленных птиц планктоном питается только утка.

Ответ: 2.

4. Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:   хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай   1) горностай 2) хлебные злаки 3) паук 4) шведская муха

4. Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:

 

хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай

 

1) горностай

2) хлебные злаки

3) паук

4) шведская муха

Потребители (консументы) первого порядка — растительноядные, в данной цепи это шведская муха.   Примечание:  Шведские мухи — род мух из семейства Chloropidae. Широко распространённые вредители злаковых культур.   Ответ: 4.

Потребители (консументы) первого порядка — растительноядные, в данной цепи это шведская муха.

 

Примечание:

Шведские мухи — род мух из семейства Chloropidae. Широко распространённые вредители злаковых культур.

 

Ответ: 4.

5. Как получают энергию редуценты (разрушители)?   1) Они потребляют воду из почвы. 2) Они питаются растущими растениями. 3) Они используют энергию солнца. 4) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов.

5. Как получают энергию редуценты (разрушители)?

 

1) Они потребляют воду из почвы.

2) Они питаются растущими растениями.

3) Они используют энергию солнца.

4) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов.

Пояснение. Редуценты — организмы (сапрофиты), минерализующие мёртвое органическое вещество, т. е. разлагающие его до более или менее простых неорганических соединений; подавляющее большинство редуцентов — микроорганизмы, обитающие в почве, воде.  Ответ: 4.  

Пояснение.

  • Редуценты — организмы (сапрофиты), минерализующие мёртвое органическое вещество, т. е. разлагающие его до более или менее простых неорганических соединений; подавляющее большинство редуцентов — микроорганизмы, обитающие в почве, воде. 

Ответ: 4.

 

6. Как получают энергию продуценты (производители)?   1) Они потребляют воду из почвы. 2) Они используют энергию солнца. 3) Они питаются растущими растениями. 4) Они питаются мёртвыми организмами.

6. Как получают энергию продуценты (производители)?

 

1) Они потребляют воду из почвы.

2) Они используют энергию солнца.

3) Они питаются растущими растениями.

4) Они питаются мёртвыми организмами.

Пояснение. Продуценты — организмы, способные к фото- или хемосинтезу и являющиеся в пищевой цепи созидателями органического вещества, т. е. все автотрофные организмы. Ответ:2

Пояснение.

Продуценты — организмы, способные к фото- или хемосинтезу и являющиеся в пищевой цепи созидателями органического вещества, т. е. все автотрофные организмы.

Ответ:2

7. Как получают энергию консументы (потребители)? 1) Они используют энергию солнца. 2) Они потребляют воду из почвы. 3) Они питаются растущими растениями. 4) Они минерализуют органические вещества.

7. Как получают энергию консументы (потребители)?

1) Они используют энергию солнца.

2) Они потребляют воду из почвы.

3) Они питаются растущими растениями.

4) Они минерализуют органические вещества.

 Ответ: 3.

Ответ: 3.

8. Какое из следующих утверждений справедливо для паразитов?   1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений. 2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных. 3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ. 4) Они получают энергию из веществ организма-хозяина.

8. Какое из следующих утверждений справедливо для паразитов?

 

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они получают энергию из веществ организма-хозяина.

   Ответ: 4.

 

Ответ: 4.

9.В пищевой цепи:   листья капусты → полевой слизень → ? → лисица → орел — под знаком «?» находится   1) полевая мышь 2) обыкновенный стриж 3) обыкновенный ёж 4) ястреб перепелятник

9.В пищевой цепи:

 

листья капусты → полевой слизень → ? → лисица → орел — под знаком «?» находится

 

1) полевая мышь

2) обыкновенный стриж

3) обыкновенный ёж

4) ястреб перепелятник

Пояснение. Еж — насекомоядное животное, консумент (потребитель) второго порядка. Ответ: 3

Пояснение.

Еж — насекомоядное животное, консумент (потребитель) второго порядка.

Ответ: 3

10. В озере, расположенном вблизи животноводческой фермы, неожиданно начали разрастаться водоросли. Что, вероятнее всего, является причиной этого разрастания?   1) понижение уровня воды в озере 2) снижение температуры воздуха 3) выброс газов из расположенного на ферме оборудования 4) попадание с фермы в озеро органических веществ

10. В озере, расположенном вблизи животноводческой фермы, неожиданно начали разрастаться водоросли. Что, вероятнее всего, является причиной этого разрастания?

 

1) понижение уровня воды в озере

2) снижение температуры воздуха

3) выброс газов из расположенного на ферме оборудования

4) попадание с фермы в озеро органических веществ

Внезапное увеличение объема водорослей, растущих в пресной воде. Обычно в этом явлении участвуют цианобактерии (сине-зеленые водоросли), хотя и другие виды фитопланктона могут быстро наращивать объемы. Явление обычно вызывается увеличением содержания нитратов и других питательных веществ в воде, часто — смывом искусственных удобрений с прилежащих к водоему полей или поступлением в водоем сточных вод с повышенным содержанием органического вещества.   Примечание: Водоросли могут питаться как автотрофно (производить органическое вещество), так и гетеротрофно (поглощая органическое вещество из воды).   Ответ: 4.

Внезапное увеличение объема водорослей, растущих в пресной воде. Обычно в этом явлении участвуют цианобактерии (сине-зеленые водоросли), хотя и другие виды фитопланктона могут быстро наращивать объемы. Явление обычно вызывается увеличением содержания нитратов и других питательных веществ в воде, часто — смывом искусственных удобрений с прилежащих к водоему полей или поступлением в водоем сточных вод с повышенным содержанием органического вещества.

 

Примечание:

Водоросли могут питаться как автотрофно (производить органическое вещество), так и гетеротрофно (поглощая органическое вещество из воды).

 

Ответ: 4.

11. Участок территории или акватории, в пределах которого в целях обеспечения охраны определённых видов постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности, — это   1) заповедник 2) заказник 3) ботанический сад 4) зоопарк

11. Участок территории или акватории, в пределах которого в целях обеспечения охраны определённых видов постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности, — это

 

1) заповедник

2) заказник

3) ботанический сад

4) зоопарк

Пояснение.

  • Заказник — участок территории или акватории, в пределах которого под особой охраной находится не весь природный комплекс, как в заповеднике, а лишь отдельные его элементы: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. На территории заказника обычно запрещается хозяйственная деятельность, несовместимая с основным назначением заказника. В зависимости от объекта охраны могут быть запрещены: охота, ловля рыбы, рубка леса, выпас скота, сенокошение, создание карьеров и др.
  • Заповедник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.
  • Ботанический сад — территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений разных частей света и различных климатических зон.
  • Зоологический парк (зоопарк) — одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.

 

Ответ: 2.

12 На рисунке показаны кости конечностей птицы (1), человека (2), динозавра (3) и кита (4).   Какое из следующих утверждений лучше всего подтверждается этими рисунками?   1) Они имели общего предка. 2) Они жили в одинаковых условиях обитания. 3) Они существовали на Земле в одно время. 4) Они были схожи по внешнему виду.

12 На рисунке показаны кости конечностей птицы (1), человека (2), динозавра (3) и кита (4).

 

Какое из следующих утверждений лучше всего подтверждается этими рисунками?

 

1) Они имели общего предка.

2) Они жили в одинаковых условиях обитания.

3) Они существовали на Земле в одно время.

4) Они были схожи по внешнему виду.

Пояснение. Сходство в строении передних конечностей позвоночных, обитающих в разных условиях, — сравнительно-анатомическое доказательство происхождения от общего предка.   Ответ: 1.

Пояснение.

  • Сходство в строении передних конечностей позвоночных, обитающих в разных условиях, — сравнительно-анатомическое доказательство происхождения от общего предка.

 

Ответ: 1.

13 На рисунке изображено реконструированное ископаемое животное — ихтиостега.Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними   1) земноводными и птицами 2) рыбами и земноводными 3) рыбами и пресмыкающимися 4) пресмыкающимися и птицами

13 На рисунке изображено реконструированное ископаемое животное — ихтиостега.Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

 

1) земноводными и птицами

2) рыбами и земноводными

3) рыбами и пресмыкающимися

4) пресмыкающимися и птицами

Пояснение. Ихтиостега — род ранних тетрапод, живший в верхнем девонском периоде, около 367−362,5 млн лет назад, и представляющий собой первое промежуточное звено между рыбами и амфибиями. Ответ: 2.

Пояснение.

Ихтиостега — род ранних тетрапод, живший в верхнем девонском периоде, около 367−362,5 млн лет назад, и представляющий собой первое промежуточное звено между рыбами и амфибиями.

Ответ: 2.

15. Какое значение в жизни животных имеет предупреждающая окраска?   1) отпугивает хищников 2) привлекает особей другого пола 3) делает животных незаметными в окружающей среде 4) обостряет внутривидовую борьбу за существование

15. Какое значение в жизни животных имеет предупреждающая окраска?

 

1) отпугивает хищников

2) привлекает особей другого пола

3) делает животных незаметными в окружающей среде

4) обостряет внутривидовую борьбу за существование

Пояснение. Предупреждающая окраска — отличительная черта животного, предупреждающая потенциальных хищников об опасности. Может обозначать то, что животное несъедобно или ядовито. Наиболее распространенные предупреждающие цвета: красный, желтый и черный.   Ответ: 1

Пояснение.

Предупреждающая окраска — отличительная черта животного, предупреждающая потенциальных хищников об опасности. Может обозначать то, что животное несъедобно или ядовито. Наиболее распространенные предупреждающие цвета: красный, желтый и черный.

 

Ответ: 1

16. Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных?   1) плоские черви 2) кишечнополостные 3) моллюски 4) круглые черви

16. Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных?

 

1) плоские черви

2) кишечнополостные

3) моллюски

4) круглые черви

Пояснение. Весь животный мир развился от общих предков — древних примитивных одноклеточных. От них произошли как различные одноклеточные, так и многоклеточные животные (губки и кишечнополостные). Примитивные двухслойные дали начало развитию двух различных эволюционных ветвей. При этом одна ветвь привела к развитию беспозвоночных: плоские и круглые черви, затем кольчатые черви, моллюсков, ракообразных, насекомых, а другая — к развитию позвоночных. Таким образом, эти две группы животных развивались независимо одна от другой. Ответ: 3.

Пояснение.

  • Весь животный мир развился от общих предков — древних примитивных одноклеточных. От них произошли как различные одноклеточные, так и многоклеточные животные (губки и кишечнополостные). Примитивные двухслойные дали начало развитию двух различных эволюционных ветвей. При этом одна ветвь привела к развитию беспозвоночных: плоские и круглые черви, затем кольчатые черви, моллюсков, ракообразных, насекомых, а другая — к развитию позвоночных. Таким образом, эти две группы животных развивались независимо одна от другой.

Ответ: 3.

17. Наибольшим преобразующим действием на планете обладает   1) колебание температур 2) живое вещество 3) колебание давления 4) смена дня и ночи

17. Наибольшим преобразующим действием на планете обладает

 

1) колебание температур

2) живое вещество

3) колебание давления

4) смена дня и ночи

Пояснение. Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов в биосфере, вне зависимости от их систематической принадлежности. «Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4-3,6·1012 т (в сухом весе) и составляет менее 10−6 массы других оболочек Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты» (В.И. Вернадский).   Ответ: 2.

Пояснение.

Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов в биосфере, вне зависимости от их систематической принадлежности.

«Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4-3,6·1012 т (в сухом весе) и составляет менее 10−6 массы других оболочек Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты» (В.И. Вернадский).

 

  • Ответ: 2.
18. Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора, 1) проводится для создания новых сортов растений 2) способствует формированию полезных для человека признаков 3) происходит в живой природе постоянно 4) используется для улучшения пород животных

18. Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора,

1) проводится для создания новых сортов растений

2) способствует формированию полезных для человека признаков

3) происходит в живой природе постоянно

4) используется для улучшения пород животных

Пояснение. Естественный отбор в отличие от искусственного осуществляется в самой природе постоянно и состоит в отборе в пределах вида наиболее приспособленных особей к условиям конкретной среды.   Ответ: 3.

Пояснение.

Естественный отбор в отличие от искусственного осуществляется в самой природе постоянно и состоит в отборе в пределах вида наиболее приспособленных особей к условиям конкретной среды.

 

Ответ: 3.

19. Какая последовательность из предложенных правильно отражает схему классификации растений?   1) вид → род → семейство → класс → отдел 2) вид → отдел → класс → род → семейство 3) вид → семейство → род → класс → отдел 4) вид → класс → отдел → род → семейство

19. Какая последовательность из предложенных правильно отражает схему классификации растений?

 

  • 1) вид → род → семейство → класс → отдел
  • 2) вид → отдел → класс → род → семейство
  • 3) вид → семейство → род → класс → отдел
  • 4) вид → класс → отдел → род → семейство
Пояснение. Систематические категории пишутся сверху - вниз; читаются снизу-вверх. Классификация растений: — Царство; — Отдел; — Класс; — Порядок; — Семейство; — Род; — Вид.   Ответ: 1.

Пояснение.

Систематические категории пишутся сверху - вниз; читаются снизу-вверх.

Классификация растений:

— Царство;

— Отдел;

— Класс;

— Порядок;

— Семейство;

— Род;

— Вид.

 

Ответ: 1.

20. На рисунке изображен отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними   1) птицами и млекопитающими 2) пресмыкающимися и птицами 3) пресмыкающимися и млекопитающими 4) земноводными и птицами

20. На рисунке изображен отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

 

1) птицами и млекопитающими

2) пресмыкающимися и птицами

3) пресмыкающимися и млекопитающими

4) земноводными и птицами

Пояснение. Это Археоптерикс. Древняя птица считается переходной формой между пресмыкающимися и птицами. Под цифрами 1 и 4 — таких вариантов переходных форм не было; 3 — переходная форма между пресмыкающимися и млекопитающими — зверозубые ящеры.   Ответ: 2.

Пояснение.

Это Археоптерикс. Древняя птица считается переходной формой между пресмыкающимися и птицами.

Под цифрами 1 и 4 — таких вариантов переходных форм не было; 3 — переходная форма между пресмыкающимися и млекопитающими — зверозубые ящеры.

 

Ответ: 2.

21. Какое из приведённых животных не относится к млекопитающим?   1) беляк 2) белуха 3) белка 4) белуга

21. Какое из приведённых животных не относится к млекопитающим?

 

1) беляк

2) белуха

3) белка

4) белуга

Пояснение. Белуга — рыба семейства осетровых.   Ответ: 4.

Пояснение.

Белуга — рыба семейства осетровых.

 

Ответ: 4.

22. Борьба за существование наиболее остро происходит между   1) акулами и рыбами–прилипалами 2) лисицами и волками 3) соснами в сосновом лесу 4) орешником и берёзами в смешанном лесу

22. Борьба за существование наиболее остро происходит между

 

1) акулами и рыбами–прилипалами

2) лисицами и волками

3) соснами в сосновом лесу

4) орешником и берёзами в смешанном лесу

Пояснение. Борьба за существование наиболее остро происходит между организмами одного вида (внутривидовая), т.е. между соснами в сосновом лесу

Пояснение.

Борьба за существование наиболее остро происходит между организмами одного вида (внутривидовая), т.е. между соснами в сосновом лесу

23. Устойчивость рыжих тараканов к ядам, которые использует человек в борьбе с ними, формируется на основе   1) несовершенства ядов 2) искусственного отбора 3) наследственной изменчивости 4) ненаследственной изменчивости

23. Устойчивость рыжих тараканов к ядам, которые использует человек в борьбе с ними, формируется на основе

 

1) несовершенства ядов

2) искусственного отбора

3) наследственной изменчивости

4) ненаследственной изменчивости

Пояснение. Устойчивость рыжих тараканов к ядам, которые использует человек в борьбе с ними, формируется на основе наследственной изменчивости (Ответ:3)

Пояснение.

Устойчивость рыжих тараканов к ядам, которые использует человек в борьбе с ними, формируется на основе наследственной изменчивости

(Ответ:3)

24.  Организмы, как правило, приспосабливаются   1) к нескольким наиболее важным экологическим факторам 2) к одному наиболее существенному фактору 3) в основном к абиотическим факторам 4) в основном к биотическим факторам

24. Организмы, как правило, приспосабливаются

 

1) к нескольким наиболее важным экологическим факторам

2) к одному наиболее существенному фактору

3) в основном к абиотическим факторам

4) в основном к биотическим факторам

ответ:1 Пояснение. Организмы адаптируются (приспосабливаются) к влиянию нескольких определенных факторов в процессе естественного отбора. Их адаптационные возможности определяются нормой реакции по отношению к каждому из факторов, как постоянно действующих, так и колеблющихся в своих значениях.

ответ:1

Пояснение.

Организмы адаптируются (приспосабливаются) к влиянию нескольких определенных факторов в процессе естественного отбора. Их адаптационные возможности определяются нормой реакции по отношению к каждому из факторов, как постоянно действующих, так и колеблющихся в своих значениях.

25.

25.

Ответ: 1. Симбионты
  • Ответ: 1. Симбионты
26.

26.

Ответ 1. Симбиоз мицелия грибов и растений
  • Ответ 1. Симбиоз мицелия грибов и растений
27.

27.

Ответ :4 Березовая роща
  • Ответ :4 Березовая роща