СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по естественно-научной грамотности 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по естественно-научной грамотности 8 класс»

Естественно-научная грамотность учащихся.

8 класс.









Тема «Способы теплопередачи.









учитель физики

МБОУ Дячкинской СОШ

Калашникова Т.И.



Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 7 заданий. Время выполнения работы – 30 мин. Внимательно читайте каждое задание . Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если Вы завершили работу раньше, чем закончится время, отведённое на её выполнение, то можете вернуться к заданиям, которые Вы пропустили, или ещё раз проверить свои ответы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!













Известно, что тела бывают в трёх агрегатных состояниях, отличающихся расстоянием между частицами в веществе. В твёрдых телах оно наименьшее, а в газах – наибольшее. Чтобы тело нагрелось, нужно, чтобы механическая энергия движения молекул перешла в тепловую: чем быстрее двигаются молекулы, тем выше температура вещества. Поскольку в газах частицы дальше, то и нагреваться газы будут медленнее, а твёрдые тела – быстрее. Скорость нагревания вещества равна скорости потери им тепла. Многие твёрдые тела быстро принимают и так же быстро отдают тепло – у них хорошая теплопроводность. Газы же нагреваются и остывают медленно, поэтому говорят, что они обладают плохой теплопроводностью.

Это свойство газов активно используется в быту: например, при изготовлении прихваток между слоями оставляют воздух, чтобы при контакте с горячей поверхностью тепло медленнее передавалось.

1.Почему для изготовления кухонной посуды ( чайников, кастрюль и т.п.) используют не пластмассы, а сплавы металлов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь? Ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3.Почему поверхность термоса холодная, хотя внутри него горячий чай?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Вы уже знаете, что твёрдые тела нагреваются быстрее, чем тела в других агрегатных состояниях. Но теплопроводность различных твёрдых веществ не одинакова. Перед вами значения коэффициента теплопроводности некоторых из них.

Вещество

Коэффициент теплопроводности (Вт/м·С)

Вещество

Коэффициент теплопроводности (Вт/м·С)

Алюминий

230,0

Фарфор

1,5

Олово

67,0

стекло

1,15

Чугун

56

Пластмасса

0,2

Сталь

52,0

Древесина

0,15

 

Основываясь на приведенных данных, ответьте на вопросы.

1.Почему опытные повара предпочитают использовать чугунные сковородки и кастрюли, а не алюминиевые ?

2.Почему вы обжигаете губы, когда пьёте чай из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьёте чай из фарфоровой кружки? Температура чая одинакова.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





5. В каждом доме есть утюг .Обычно у утюга нижняя часть, называемая «подошвой», сделана массивной и металлической ,а ручка у утюга сделана из пластмассы или дерева. Объясните использование таких материалов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



6. Расположите материалы, из которых могут быть сделаны кружки, в порядке увеличения времени, которое потребуется для их нагревания до одинаковой температуры.

Материалы: алюминий, пластмасса, железо, стекло, фарфор

___________________________________________________________________________________



7. Некоторые птицы, например воробьи, голуби в холодную погоду сидят, нахохлившись, т.е. распушив оперение.

Почему при этом птицы легче переносят холод, хотя «одеты» в лёгкие перья?

Приведите три примера использования человеком способности птиц и зверей поддерживать организм в тепле.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Ответы к заданиям

Возможный ответ1.



Ответ: эти изделия контактируют с огнём, и пластмасса, во-первых, может расплавиться. А во-вторых, такая посуда при нагревании может выделять опасные вещества. Поэтому важно, чтобы материал был прочным и с хорошей теплопроводностью, как у сплавов металлов.



Приведено верное объяснение преимуществ использования посуды из сплавов металлов перед пластмассовой посудой

1 балл



Объяснение приведено неверно или отсутствует

0 баллов



Возможный ответ2.

Вода быстрее нагреется в новом чайнике. За счёт слоя накипи теплопроводность старого чайника ниже, чем нового



Ответ:



Приведено верное объяснение

1 балл



Объяснение приведено неверно или отсутствует

0 баллов



Возможный ответ 3.


Ответ: Термос устроен таким образом, что теплообмен его содержимого с окружающей средой сведен до минимума. Отсутствие воздуха между его стенками

препятствует переносу энергии путем конвекции и теплопроводности, а

блестящий слой на внутренней поверхности термоса препятствует передаче энергии

излучением


Дан верный ответ

1 балл

Другой ответ или ответ отсутствует

0 баллов

Возможный ответ 4.



1)  Теплопроводность чугуна меньше, чем теплопроводность алюминия. Поэтому температура внутренней поверхности сковороды более равномерна. Кроме того, благодаря большой теплоёмкости чугунной сковородки её температура практически не меняется, когда на неё опускают холодные продукты. Поэтому продукты при жарке не подгорают.

2) Мы обжигаем губы, когда пьём чай из металлической кружки, так как благодаря высокой теплопроводности температура стенок металлической кружки высока. У фарфора теплопроводность значительно ниже, температура стенок такой кружки не так высока.



Даны верные ответы на два вопроса

2 балла



Дан верный ответ на один вопрос, а другой ответ некорректен

1 балл



Другой ответ или ответ отсутствует

0 баллов



Возможный ответ 5.



1) Массивная подошва обладает большой теплоемкостью. Она способна «принять» от нагревательного элемента много тепла и передать его проглаживаемой вещи. Метал же обладает хорошей теплопроводностью 

2) т.к. дерево и пластмасса – плохие проводники тепла, поэтому при сильном нагревании металлической части утюга ручка всегда остается холодной



Даны верные ответы на два вопроса

2 балла



Дан верный ответ на один вопрос, а другой ответ некорректен

1 балл



Другой ответ или ответ отсутствует

0 баллов



Возможный ответ 6


Ответ: пластмасса – стекло-фарфор- железо – алюминий 


Дана верная цепочка материалов

3 балла

В ответе присутствует одна ошибка

2 балла

В ответе присутствуют две ошибки

1 балл

Другой ответ или ответ отсутствует

0 баллов

Возможный ответ 7



Ответ: между перьями птиц присутствует воздух, обладающий плохой теплопроводностью. Благодаря этому медленнее теряется тепло тела.

Возможные примеры:

зимой советуют одеваться многослойно, чтобы воздух между слоями одежды «удерживал» тепло тела;

часто в домах делают окна из двух стёкол, и слой воздуха между ними позволяет поддерживать тепло в квартире;

перьями птиц наполняют одеяла и куртки, чтобы воздух между ними дольше сохранял тепло тела;

шерсть зверей также согревает их, так как между шерстинками присутствует воздух. Это замедляет потерю тепла. Поэтому люди изготовляют шубы и подкладки на меху.



Дано верное объяснение (упоминается расстояние между перьями, заполненное воздухом, и плохая теплопроводность воздуха).

Приведено три корректных примера

4 балла



Дано верное объяснение, приведено два корректных примера

3 балла



Дано верное объяснение, приведён один корректный пример

2 балла



Дано верное объяснение, но приведённые примеры некорректны ИЛИ отсутствуют

1 балл



Другой ответ или ответ отсутствует

0 баллов









Максимальное количество баллов 14

Оценка «5»-12-14 б

«4»- 10-11б

«3»-7-9 б.

Класификация заданий по категориям оценки:

Компетенция

Научно объяснять явления, научно интрепретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Тип занния

Знание содержания

Контекст

Ситуация-связь науки и технологий на личностном уровне

Когнитивный уровень

средний

Тип вопроса

открытый

Дидактическая единица

Способы теплопередачи.Теплопроводность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!