СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по фрагментам повести В. Крапивина "Звёзды под дождём"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания разработаны для диагностики осознаного чтения произведения.

Просмотр содержимого документа
«Задания по фрагментам повести В. Крапивина "Звёзды под дождём"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"




Авторская методическая разработка


Задания по фрагментам повести В.Крапивина "Звёзды под дождём".







Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.






г. Березники - 2024









1. Задания по фрагменту повести В.Крапивина "Звёзды под дождём".


Вероника Павловна была женой папиного брата. Брат умер три года назад, а супруга его ежегодно приезжала к ним в гости. Днем она скучала в комнатах одна, а по вечерам заводила разговоры о муже, который так и не написал до конца диссертацию об исследовании каких-то ископаемых рукописей... Мама и отец почему-то перед ней робели... А с Вероникой Павловной мальчик все равно не разговаривал. И она не обращала на него внимания. Но сегодня ей понадобился зонт. А мальчик сидел у окна и протыкал зонт иголками...

– Это вандализм, – сухо произнесла Вероника Павловна...

– Вы подумайте… Одна, две, три… Он сделал восемь дыр, – аккуратно подсчитала Вероника Павловна. Созвездие Большой Медведицы было для нее просто дырами!

– Семь, – сказал мальчик. – Одна была раньше.

– Ты поговори! – вскинулся отец.

– Если бы вам жалко было зонта, – чувствуя закипающие слезы, сказал мальчик. – а то вам ведь не жалко. Вы для нее стараетесь… Боитесь, что ли?

– Молокосос! – тонким голосом закричал отец. – Щенок! Вон! Нет, мальчик ничего не крикнул в ответ и не хлопнул дверью. Он тихо вышел на лестницу.... Обида царапала горло, и в глазах становилось горячо. Тогда мальчик медленно спустился и вышел под дождь. Он ничего не имел против того, чтобы простудиться насмерть. Ну, не совсем насмерть, а так, до воспаления легких. Тогда бы все узнали… Но дождь оказался добрым. Он совсем не хотел губить мальчишку. Принял его под теплые струи и постарался растворить обиду. Обида не растворялась, от нее оставался едкий и мутный осадок. Но мальчик был благодарен дождю.


1

Внимательно прочитайте фрагмент из повести В.Крапивина "Звёзды под дождём"

и определите его тему и основную мысль.


2

Понимали родители своего сына? Почему? Они забыли, какими они были в детстве?


3

Была ли Вероника Павловна виновата в том, что отец накричал на сына и мальчик ушёл из дома?


4

Самые близкие люди и дождь. Почему мальчик был благодарен дождю?

5

Какие средства выразительности даны в предложении "Обида царапала горло, и в глазах становилось горячо".









2. Задания по фрагменту повести В.Крапивина "Звёзды под дождём".


Кондукторша уже совсем прогнала дремоту. Она глянула вслед мальчику и поняла, что он долго шел под дождем. Волосы его слиплись в длинные пряди, а на шее склеились в тонкую косичку. Капли скатывались по косичке за воротник разбухшей от дождя куртки. В ботинках, конечно, хлюпало.

– А ну постой! – прикрикнула кондукторша. – Гордый какой… Куда едешь-то на ночь глядя?

– До цирка, – сказал мальчик и обернулся. Ему было все равно. Он даже не помнил точно, идет ли этот трамвай до цирка. Кондукторша, ворча, оторвала билет: – Возьми. А то пойдет контролер… Мальчик взял билет мокрыми пальцами. Он не сказал спасибо: наверно, забыл. А может быть, не хотел. Он стоял и, прищурившись, смотрел, как за окном плещется дождь. Мальчик не боялся дождя и в трамвай сел только для того, чтобы дальше уехать от дома. Куда? Хоть куда. Его гнала обида.


1

Внимательно прочитайте фрагмент из повести В.Крапивина "Звёзды под дождём"

и определите его тему и основную мысль.


2

Почему кондукторша оторвала мальчику билет, хотя у него не было денег на

проезд?


3

Почему мальчик не боялся дождя? С какой целью он сел в трамвай?


4

Объясните смыл метафоры "Его гнала обида"?


5

Когда о человеке можно сказать, что ему было всё равно?




















3. Задания по фрагменту повести В.Крапивина "Звёзды под дождём".


– Что? – спросил с крыши мальчик. Он понял наконец: они решили, что он боится! Мальчик неторопливо закрыл зонт: его нужно было теперь беречь.

– Я и так могу! Он прыгнул без всякого зонта-парашюта! Перелетел через поленницу и упал руками и коленями на траву – прямо на самый большой остров Архипелага Неизведанных Лесов…

– Подумаешь… – сказала тощая белобрысая девчонка. Когда нечего сказать, девчонки всегда говорят "подумаешь". Самый толстый и самый маленький из приятелей закусил свою большую губу.

– Думаешь, другие не могут? – спросил он. И, пыхтя, стал карабкаться по шаткой поленнице на крышу. Мальчик не ответил. Раскрыл зонт и снова поймал отверстием солнце. На матерчатом небе заиграла звезда. Мальчик подмигнул ей и тихо засмеялся. Так родилось открытие.


1

Внимательно прочитайте фрагмент из повести В.Крапивина "Звёзды под дождём"

и определите его тему и основную мысль.


2

Почему мальчик не стал использовать чёрный зонтик в качестве парашюта?


3

Почему герою был нужен только чёрный зонт?


4

Почему мальчик никому из сверстников ничего не ответил?

5

Что дарит герою радость, и он забывает все обиды? Какое открытие он сделал?























4. Задания по фрагменту повести В.Крапивина "Звёзды под дождём".


– Я хотел сделать планетарий. Маленький планетарий, складной. Надо на зонт нанести все созвездия. Понимаешь? Раскрыл зонт – и над тобой звезды. Надо только на месте звезд сделать иголкой проколы. И можно будет днем узнавать, где какие звезды, хоть их и не видно. Только нужно заранее высчитать, как установить зонт…

– А ты знаешь все звезды? – удивленно спросила девочка. – И высчитал, да?

– Да. Я проверял ночью. Ночь пахла травами, речным туманом и остывающим асфальтом тротуаров. Мальчик сошел с крыльца. Три этажа погасших окон тускло блестели. От нагретых за день стен веяло теплом. Дом был похож на большой пароход, приплывший из жарких стран, и уснувший у знакомого причала. А старый сарай в глубине двора выступал, как большая темная скала. Мальчик пересек двор и взобрался на сарай. Сейчас все было на так. Травяные пятна-острова исчезли в темноте. Дождевая вода в бочке совсем не напоминала маленького озера. Она была черной, и в ней неподвижно висели две звезды. Словно кто-то прорыл земной шар насквозь, и сейчас из этого круглого колодца на мальчика смотрели звезды южного неба.


1

Внимательно прочитайте фрагмент из повести В.Крапивина "Звёзды под дождём"

и определите его тему и основную мысль.


2

Зачем герою были нужны проколы в зонтике? Определите, как данное предложение определяет внутреннее состояние мальчика? "Раскрыл зонт - и над тобой звёзды".


3

Отношение героя к миру звёзд. Определите смысловую значимость слова-символа "звезда" в мире героя.


4

Кому были нужны звёзды?

5

Можно ли мальчика назвать фантазёром?

















5. Задания по фрагменту повести В.Крапивина "Звёзды под дождём".


В небе двигались облака. Большие, круглые, как желтые аэростаты. И сарай, который казался с земли очень обыкновенным, плыл навстречу облакам, будто поднятый в небо корабль. А двор напоминал поверхность планеты, увиденную с космической высоты. Островки пыльной травы, пересыпанной седыми шариками одуванчиков, были похожи на зеленый архипелаг, а дождевая вода в бочке у сарая, словно круглое озеро в отвесных берегах, светилось голубой синевой. Мальчик любил всему на свете давать имена и названия. Они всегда придумывались сразу. Зеркальце воды в бочке он назвал Озером Синего Света, а пятна травы Архипелагом Неизведанных Лесов…

– Да прыгай же! – Это изо всех сил крикнула белобрысая девчонка. Мальчик наконец спохватился: да, пора. И поднял зонт. Черный зонт был похож на купол цирка, уменьшенный в сотни раз. Только под куполом всегда сверкали лампы, а здесь было темно. Лишь одиноко светилось крошечное отверстие. Как прокол иголки. Микроскопическая капля неба горела в нем, словно синяя звезда на темном небосводе.

– Синий Сириус, – шепотом сказал мальчик, и в нем шевельнулось предчувствие близкой радости. Он опустил зонт совсем низко, так что волосы на макушке коснулись шуршащего полотна. Теперь мальчик видел только землю, а вместо неба везде была черная материя, насквозь прогретая солнцем и почему-то пахнущая клеем. Лишь в звездном проколе по-прежнему горела яркая синева. Потом в него попало солнце. Звезда вспыхнула ослепительным огнем и рассыпалась на тонкие лучи и радужные кольца.

– Вспышка сверхновой, – прошептал мальчик.


1

Внимательно прочитайте фрагмент из повести В.Крапивина "Звёзды под дождём"

и определите его тему и основную мысль.


2

Почему мальчик не мог сразу прыгнуть с крыши сарая? Он испугался? Что вас удивило в этом герое?


3

Определите роль слов-символов "чёрный зонт, капля неба, звезда".


4

Звезда вспыхнула ослепительным огнем и рассыпалась на тонкие лучи и радужные кольца. Какие средства выразительности даны в этом предложении?


5

Какова роль антонимов "небо - земля" в понимании героя?








6. Задания по фрагменту повести В.Крапивина "Звёзды под дождём".


Шуршал, звенел, плескался вокруг дождь. И эти звоны и шорохи были веселыми, как неумелая, но радостная песенка. Мальчик острым шилом, сверкающим, как тонкий луч, прокалывал в черном небе звезды. Иногда рядом останавливались прохожие, чтобы подивиться на трех сумасшедших, дырявящих почти новый зонт. Иногда за спиной отец девушки шепотом называл созвездия:

– Орион… ага… так… Кассиопея… – Теперь ты возьмешь этот зонт с собой? – тоже шепотом спросила девушка… – Да, – сказал мужчина. Их слова были непонятны, но спрашивать мальчик не решился. Он только сказал, продолжая работать шилом:

– Мел все-таки лучше. А так, видите, зонт дырявый.

– Не беда, – ответил мужчина. – Там, куда я еду, не бывает дождей. "Наверно, это в пустыне", – решил мальчик. И, чтобы проверить догадку, спросил:

– Это на юге? – Что верно, то верно. Южнее некуда. "Там нет дождей, – радостно подумал мальчик. – Значит, он берет зонт только ради моих звезд". И ему стало весело. И вспомнилось все хорошее, что было в этот вечер. Оказывается, было и хорошее: немного знакомая девчонка, смешной малыш в сапогах… И эти двое…

- Небо – штука сложная. Видишь ли, положение звезд меняется и в зависимости от времени года, а не только от времени суток. И соотношения у тебя не очень точны. Да и запомнишь ли ты с точностью, где должна быть в небе Полярная звезда?..

Мало знать карту, надо знать небо.

– Значит, все зря… – упавшим голосом сказал мальчик.

– Не зря, – ответил незнакомец. – Ты молодец все-таки. И ошибки твои для меня не беда… К тому же там все равно не будет Полярной звезды.

– Где это "там"? – удивленно произнес мальчик. И человек сказал:

– В Антарктиде. Мальчик молчал. Это ведь не просто – сказать что-нибудь, когда встретишь т а к о г о человека. Уплывающего в Антарктиду. На другой край земли. Где другие звезды. Где Южный крест. И люди не могут увидеть Полярную звезду.

– Вы… не смеетесь? – прошептал мальчик.

– Нет, – сказал человек, уплывающий в Антарктиду. – Конечно, может быть, это смешно: везти с собой дырявый зонт. Но там… понимаешь. Это будет приятно – вдруг развернуть его и увидеть наши северные созвездия. Честное слово. Они все-таки очень похожи на настоящие.


1

Внимательно прочитайте фрагмент из повести В.Крапивина "Звёзды под дождём"

и определите его тему и основную мысль.


2

Почему капитан решил взять с собой зонт в Антарктиду?


3

Почему мальчику стало весело? Почему ему вспомнилось всё хорошее, что было в этот вечер? А что можно назвать хорошим?


4

"Это ведь не просто – сказать что-нибудь, когда встретишь т а к о г о человека. Уплывающего в Антарктиду. На другой край земли. Где другие звезды". Что значит встретить такого человека?


5

Герой и капитан оказались родственными душами?






7. Задания по фрагменту повести В.Крапивина "Звёзды под дождём".


Через полгода он сам найдет Капитана. Так будет лучше. А найти он сумеет. Разве можно не отыскать такого человека?! Подошел трамвай, и, зашипев, разъехались двери.

– Вот увидите, я найду вас, – торопливо сказал мальчик.

– Я знаю. Спасибо за звезды. Капитан пропустил вперед девушку и сам поднялся на подножку.

– Как тебя зовут? – крикнул Капитан.

– Славка, – сказал мальчик и зашагал домой по блестящему асфальту. А дождь сыпал на него крупные капли, и каждая капля несла в себе искорку света. Словно оттуда, сверху, они захватили с собой по крошечной звезде, которыми в безоблачную ночь, как пылью, усеяно небо. Славка шел, смеялся и ловил звездные капли губами.


1

Внимательно прочитайте фрагмент из повести В.Крапивина "Звёзды под дождём"

и определите его тему и основную мысль.


2

Почему мальчик был уверен в том, что он найдёт Капитана? Почему слово "Капитан" написано с заглавной буквы?


3

Почему Капитан и герой были радостными? Какую роль сыграла эта встреча в жизни героя?


4

Почему только в конце повести мы узнаём, как зовут героя?

5

Почему крупные капли дождя только радовали Славку?