Задания по функциональной грамотности подготовлены
Житковой Л.К., учителем русского языка МБОУ «Центр образования №7 Им. Дунина- Горкавича А.А.»
Кейс 1
1. Прочитайте текст и выполните задания
Сегодня, в каждой квартире имеется телевизор, но не все знают и понимают, как правильно за ним ухаживать, чтобы он как можно дольше служил. Что же для этого нужно? Правильно использовать телевизор не так уж сложно, главное, начать заботиться о нем сразу, после того, как только принесли покупку домой.
Первое, что необходимо сделать – выбрать для LCD телевизора самое подходящее место. Как правило, телевизор устанавливается на одно определенное место, причем он должен стоять так, чтобы на его экран не попадали прямые солнечные лучи.
Кроме того, телевизор должен стоять как можно дальше от нагревательных приборов, находящихся в комнате. Очень важным фактором при установке телевизора является достаточное расстояние от вентиляционных отверстий, необходимо, чтобы данные отверстия не были ничем закрыты. В случае невыполнения данного требования неизбежным станет перегрев.
Если неприятность с телевизором все-таки произошла, самостоятельно произвести ремонт лучше не пытаться, так как это может привести к самым тяжелым последствиям, ведь для ремонта телевизора потребуется не только опыт мастера, но и соответствующее оборудование.
При уходе за LCD телевизором необходимо следовать рекомендациям технической документации, которые являются вполне осуществимыми. Телевизор следует в обязательном порядке выключать после шести часов непрерывной работы. Часто включать и выключать устройство не рекомендуется, интервал должен составлять хотя бы 15 секунд. Кроме того, экран телевизора необходимо оберегать от ударов.
Чтобы телевизор всегда выглядел, как новый не стоит прикасаться к экрану пальцами, лучше вообще взять за правило лишний раз его не трогать, так как на нем тут же становятся видны отпечатки пальцев, он быстро становится грязным, и приходится думать о том, как его правильно почистить.
Задания 1 уровня
Дайте название тексту. Составьте план.
Задания 2 уровня
Вы продавец в магазине. Продавая телевизор, вы должны дать совет покупателю по его эксплуатации. Какие из вышеперечисленных в тексте советов вы дадите, какие нет. Почему? Ответ аргументируйте.
Задания, которые не вошли в спецификацию
Задания 1 уровня
Выпишите цифры, обозначающие верные утверждения.
| Телевизор должен стоять как можно дальше от нагревательных приборов. |
| Рекомендуется часто включать и выключать устройство |
| Телевизор следует в обязательном порядке выключать после шести часов непрерывной работы |
| Телевизор устанавливается на одно определенное место, причем он должен стоять так, чтобы на его экран не попадали прямые солнечные лучи. |
| Вентиляционные отверстия телевизора необходимо плотно закрыть. |
Заполните таблицу
Чтобы телевизор дольше работал |
Нужно | Нельзя |
Дайте лексическое значение слов
Телевизор-
Ухаживать-
Самостоятельно-
Подберите из текста синонимы к словам
Хранить –
Соединение
Увлекательный –
Находиться -
Подбери из текста антонимы к словам:
Включать –
Иногда –
Ближе -
Отдых –
Задания 2 уровня
Составьте инструкцию, используя предложенный текст, по эксплуатации телевизора для членов семьи/ папы, мамы, маленького братишки/
Напишите 5-6 предложений. В чем плюсы / достоинства, когда в доме есть телевизор
Напишите 5-6 предложений. В чем могут быть плюсы/достоинства, если телевизора нет/, например, он вышел из строя, сгорел, нет звука, есть звук, нет изображения.
Кейс 2
Прочитайте текст и выполните задания
Однажды майским утром Энди, талантливый дизайнер, уволенный по сокращению штатов, шел на очередное собеседование. Вокруг распускались цветы и листья, пели птицы, сияло солнце, но Энди не замечал красоты окружающей природы. Он был по уши в долгах и понимал, что, если это собеседование окончится неудачей, его ждут серьезные финансовые проблемы. Вдруг Энди заметил молодого нищего, который просил милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой обломок доски с надписью «Я слепой». Эта надпись не волновала прохожих, миска для сбора подаяний была пуста. Тронутый этим печальным зрелищем, Энди подумал о том, чего лишен этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошел к нищему.
– Я не могу дать вам денег, – виновато объяснил Энди, – потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я попытаюсь помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.
Нищий ответил:
– Делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.
Энди достал из кармана маркер, написал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.
(По материалам журнала «История и обществознание для школьников», № 2/2005)
Задания 1 уровня
Найдите фразеологизм, объясните уместность (или неуместность) использования. Подберите фразеологизмы с аналогичным значением.
Задания 2 уровня
Предположим, вы тот человек, который проводит собеседование с Энди, и вы стали свидетелем описанного выше происшествия. Будете ли вы это учитывать, принимая Энди на работу. Почему? Ответ аргументируйте.
Задания, которые не вошли в спецификацию
Задания 1 уровня
Прочитайте текст. Выберите из предложенных названий наиболее удачное:
Лишь несколько слов.
Однажды майским утром.
Чудесный случай в чудесный день.
Аргументирует свой выбор. /1-3 предложения/
Разбейте текст на смысловые части. Составьте план. Выпишите ключевые слова к каждой части.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
Тексту свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов.
Многие слова употреблены в переносном значении, встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты.
В тексте можно встретить фразеологизм.
Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста – изложение и объяснение научных фактов.
«Тронутый этим печальным зрелищем, Энди подумал о том, чего лишен этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошел к нищему.» Что так тронуло Энди, что он один из множества прохожих подошел к слепому? /2-3 предложения/
Выберите из списка слова, наиболее точно характеризующие состояние нищего: усталость, безысходность, отчаяние, равнодушие, печаль, грусть, безразличие. Подберите эпитеты к выбранным словам.
Задания 2 уровня
Придумайте возможное продолжение этой истории.
Выпишите слова, сочетания слов, описывающие состояние природы; состояние дизайнера Энди; состояние нищего.
Состояние природы | Состояние дизайнера Энди | Состояние нищего |
| | |
Предположите, как дальше будут развиваться намеченные три сюжетные линии «майское утро», «талантливый дизайнер», «молодой нищий».
Вы молодой дизайнер, который ищет работу. Составьте резюме. Какие качества вы будете указывать в резюме?
Кейс 3
Прочитайте отрывок из рассказа Е. Носова «Кукла» и выполните задания.
Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, залило, забило песком последние сеймские омута [О́мут – народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки. Дно в омуте обычно углублено течением или высверлено водоворотами].
Вот, говорят, раньше реки были глубже…
Зачем же далеко в историю забираться? В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно — круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом.
Как-то застал я перевозчика Акимыча возле своего шалаша за тайным рыбацким делом. Приладив на носу очки, он сосредоточенно выдирал золотистый корд из обрезка приводного ремня — замышлял перемет. И все сокрушался: нет у него подходящих крючков.
Я порылся в своих припасах, отобрал самых лихих, гнутых из вороненой двухмиллиметровой проволоки, которые когда-то приобрел просто так, для экзотики, и высыпал их в Акимычеву фуражку. Тот взял один непослушными, задубелыми пальцами повертел перед очками и насмешливо посмотрел на меня, сощурив один глаз:
– А я думал и вправду крюк. Придется в кузне заказывать. А эти убери со смеху.
Не знаю, заловил ли Акимыч хозяина Липиной ямы, потому что потом по разным причинам образовался у меня перерыв, не стал я ездить в те места. Лишь спустя несколько лет довелось, наконец, проведать старые свои сижи [Сижа – определенное, специально подготовленное место для рыбалки].
Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко – такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов… Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей.
«Ну уж, – думаю, – с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке – старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой.
Глядя на зарастающую реку, едва сочившуюся присмиревшей водицей, Акимыч горестно отмахнулся:
– И даже удочек не разматывай! Не трави душу. Не стало делов, Иваныч, не стало!
Задания 1 уровня
Какая из предложенных фотографий могла, на ваш взгляд стать иллюстрацией к тексту /к первой части текста, какая ко второй части текста/? Ответ аргументируйте.
Задания 2 уровня
Прочитайте стихотворение РЕЧКА Леонида Киреева. Как связаны эти два текста? Ответ аргументируйте.
На лугах зелёных разлеглась река,
Извиваясь змейкой, здесь течёт века!
Берега укрыли ивы и кусты.
Спрятались там птицы в зарослях густых!
Всех река манила чистою водой.
Мыла и поила в жизни прошлой той.
Под её присмотром живность вся росла
Куликам и уткам не было числа!
На реке селились и расчёт был прост!
Если есть здесь пища, будет жив погост!
Много поколений, множество людей,
Жили не тужили, выросли на ней!
Стало нынче легче всем на свете жить.
Перестали люди речкой дорожить!
Речка обмелела. Грязная вода.
Не волнует эта никого беда!
Нет сегодня дела до полей и рек!
Недрами планеты занят человек!
И течёт забытая, грязная река!
Змейкой вьётся по полю многие века!!!
Задания, которые не вошли в спецификацию
Задания 1 уровня
1. К какому виду глобальных катастроф можно отнести ситуацию, описанную в рассказе Е. Носова? Выпишите цифру/ы/
1. Природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни, сели)
2.Техногенные (радиационные, химические, биологические, пожары, взрывы, обрушения сооружений, аварии транспортных средств)
3.Экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере, литосфере)
4. Биолого-социальные (инфекционные болезни людей, животных, растений, голод, терроризм)
5. Военные (войны)
2.. Какие утверждения не соответствуют содержанию текста Выпишите цифру/ы/.
Автор с восторгом описывает реку и Липину яму на реке в недалеком прошлом.
Автор с горечью вспоминает прошлое.
Автор надеется, что с Липиной ямой ничего не случилось.
Акимыч не взял крючки, предложенные ему из-за своей стеснительности.
3. Выпишите из текста слова и словосочетания, подтверждающие эмоциональное состояние писателя
Любил я наведываться | Поехал и не узнал реки |
Назовите причины обмеления реки, о которых говорит писатель в тексте.
Составьте словарь диалектизмов, дайте их толкование, подобрав синонимы из общеупотребительной лексики
В каком значении используются писателем слова наведываться, заветная, норовом, вездесущего, матерый. Запишите с ними словосочетания или предложения/ можно использовать текст/
Задания 2 уровня
Напишите на основание отрывка из рассказа публицистическую статью об экологическом состоянии реки.
Напишите сочинение- рассуждение «Как решить проблему обмеления реки?»
Часто для обозначения проблемы писатели используют такой прием, как противопоставление. Что в данном тексте является предметом противопоставления. Ответ аргументируте.
Разработайте анонс рассказа Е Носова, который должен быть размещен в журнале «Современный мир».
Требования к анонсу:
наличие интриги (у читателя должен возникнуть интерес к фрагменту рассказу);
освещение самой важной и уникальной информации, содержащейся во фрагменте рассказа, но без деталей и подробностей;
скрытое выражение вашего оценочного отношения к автору статьи.