СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по лексике

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом задании предлагается учащимся найти слова в переносном значении, средства художественной выразительности, диалектизмы и др.

Просмотр содержимого документа
«Задания по лексике»

Задания по русскому языку

1. Подбери существительные к прилагательным так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении.

Тяжелый (камеьн), горячая (вода), тесная (квартира), острый (нож), сладкий (чай), твердый (земля), золотые (часы), свежие (цветы),, больной (человек), веселые (люди).


2. Найди в стихотворении метафору, олицетворение, эпитет.


Ярко светит зорька

В небе голубом.

Тихо всходит солнце

Над большим селом.

И сверкает поле

Утренней росой,

Точно изумрудом

Или бирюзой.

Сквозь тростник высокий

Озеро глядит.

Яркими огнями

Блещет и горит.

Над крутым оврагом

Лес не прошумит,

Рожь не колыхнётся,

Вольный ветер спит.

И. Суриков

3. Прочитайте. Укажите устаревшие слова и неологизмы,отметьте их стилистиче­скую роль. Определите, к какому стилю относятся тексты. Выпишите устаревшие слова.

I. 1) Пусть небо зажжётся денницей! (А. Б.) 2) С простёртой дланью, вдохновенно,,Полонский здесь читал стихи. (А. Б.)

  1. Принимаю пустынные веси и колодцы земных городов! (А. Б.)

  2. Но и под игом тёмных чар ланиты красил ей загар. (А. Б.)

  3. В руках — краюха хлеба, уста — вишнёвый сок.(Ее.)6)Квох­
    чут куры беспокойные над оглоблями сохи. (А. Б.) 7) Есть лю­
    ди (в последнее время их даже много развелось), которые мёрт­
    выми дланями стучат в мёртвые перси и зияющими впадина­
    ми, вместо глаз, выглядывают окрест: кто не стучит в пер­
    си?.. (С.-Щ.) 8) Не одни только дружинники князя Александра Невско­го, но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и, встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами, побили их в сече столь жестокой, «что льда на озере стало не видно, всё покрылось кровью». (А. Н. Т.)

II. Важным этапом в развитии телевизионной техники явилось создание си­стемы космовидения. (Газ.) 4) Из вашей пьесопекарни выйдет большой толк. (Ч.) 5) Отряд звездолётчиков, уже побывавших в космосе, постоянно растёт. (Газ.) 6) Красочные, ярко освещенные цитрины Экспоцентра привлекают внимание множества москви­чей и гостей столицы. (Газ.) 7) Средства, полученные от спонсор­ства, будут использованы для развития массового спорта. (Газ.)



ДИАЛЕКТИЗМЫ

1)Выразительно прочитайте текст. Объясните его название.

Родная речь родного края.

Среди громадного количества русских слов, ко­торые употребляются повсюду, где звучит русская речь, и имеют общерусский характер, оказывается немало и таких, которые известны и используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. Такие слова языковеды на­зывают местными, или диалектными (от слова диа­лект — говор).

В каждой местности можно найти десятки и даже сотни таких слов, а в общей сложности их в русском языке тысячи. Например, в многотомном «Словаре русских народных говоров» объясняется более 150 тысяч диалектных слов. Точное же количество мес­тных слов подсчитать почти невозможно. Судите са­ми: только на территории Псковской области 35 диалектных наименований курицы: выведуха, квохтуша, насидыха, рябуха, чиплетница, клуша, кутюшка, седунка, шкваруха... Обыкновенную брюкву в разных говорах России называют бакланка, брюкла, буква, бухма, бушма, бот, грухва, желтуха, землянуха, калива, калица, ландушка, ланка, миндра, немка, редька сладкая, синюха... Наречию недавно соответствуют многочисленные местные слова: онагдысь, онагодни, оногда, оногды, онодысь, оногдышко, оногдась, онолдись, онолды, онолдысь, ономясь и многие другие.

2) Какие лингвистические термины использованы в этом тексте?


2) Подбирая однокоренные слова, объясните проис­хождение и значение диалектных слов.

Образец записи: опадь (осенняя листва) — падать, опадающий.

Зеленя (озимь), молотяга (приспособление для мо­лотьбы гороха), курник (пирог с куриным мясом), порожник (пирог без начинки), вышка (чердак), певун (петух), утиральник (полотенце), крутёнь (метель, вью­га), заливень (сильный дождь), осенница (ненастная погода).


3) Перед вами отрывок из словаря В.И.Даля. Опре­делите, какие диалектные слова встретились в этом тексте. Какие пословицы знакомят с народными приметами, с осо­бенностями быта русского народа?

Дождь — вода в каплях или струями из облаков. Ситничек — мелкий дождь. Морось — дождь, еще мельче ситника, почти туман. Ливень — проливной дождь, самый сильный. Косохлест, подстега — косой дождь с ветром. Лепень — снег с дождем. Грозный дождь — дождь с грозой. Грибной дождь — теплый и мелкий, который парит. Сеногной — дождь во время покоса. Мокрые дожди — осенние, продрлжительное ненастье.

Сам.работа

Выберите из списка устаревших слов такие, которые обозначают знакомые вам предметы. Запишите эти слова, подбирая к ним синонимы. В случае затруднения обращайтесь к словарю синонимов.

Губернатор, чело, ротмистр, око, уста, приказчик, брадо­брей, ямщик, сей, чтец, присно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!