СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по лирике Б.Л.Пастернака

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по лирике Б.Л.Пастернака»



Задания по творчеству Бориса Пастернака

Задание 1. Заполните таблицу.

 

В Москве в семье художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны, урождённой Кауфман, родился сын Борис.

 

Обучение в 5-й Московской гимназии. По окончании поступает на юридический факультет Московского университета. Через год переводится на философское отделение историко-филологического факультета.

 

Первая публикация стихов в коллективном сборнике «Лирика»; первая книга стихов «Близнец в тучах». Оканчивает университет.

 

Выходит первый сборник объединения «Центрифуга» — «Руконог» со стихами и статьей Б.Л. Пастернака.

 

Выход книги стихов «Поверх барьеров».

 

Женится на Е.В. Лурье. Выходит книга стихов «Сестра моя — жизнь». Поездка в Германию, где издаёт поэтический сборник «Темы и вариации»

 

Становится участником Левого фронта искусств (ЛЕФ).

 

Разрыв с группой ЛЕФ.

 

Выходит автобиографическая повесть «Охранная грамота», посвященная памяти Рильке. Уходит из семьи и женится на З.Н. Нейгауз. Поездка в Грузию.

 

Выходит книга стихов «Второе рождение».

 

Выходят книги стихов «На ранних поездах», «Земной простор», «Избранные стихи и поэмы».

 

Работа над романом «Доктор Живаго».

 

Выходит в свет на итальянском языке роман «Доктор Живаго».

 

Присуждение Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго». Но из-за преследования властей отказался от нее.

 

Б.Л. Пастернак умер на своей даче в Переделкине под Москвой; похоронен в Переделкине.

 



Задание 2. Проанализируйте стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…»

 

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

 

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

 

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

 

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

 

Прочитайте стихотворение. Как бы вы определили его тему?

_________________________________________________________________________________

 

Чему уподобляется акт поэтического творчества в стихотворении? В рамках какого приема поэт сближает весну, грачей, проталины и чернила?

__________________________________________________________________________________

 

По мнению исследователей, понятие «черная весна» взято Б.Л.Пастернаком из стихотворения И.Ф.Анненского («…Да тупо черная весна / Глядела в студень глаз»). У И.Ф.Анненского этот образ мрачен. Что знаменует собой приход весны в стихотворении Б.Л.Пастернака?

__________________________________________________________________________________

Выпишите из стихотворения слова, называющие звуки. Какие ощущения призваны передать эти чувства?

В какой форме в стихотворении стоят глаголы, относящиеся к лирическому герою? Какой смысловой оттенок имеет инфинитив? Почему поэт выбирает именно эту форму глагола?

Вспомните, в стихотворениях каких поэтов, предшественников и современников Б.Л.Пастернака, раскрывалась тема творчества. Как она решалась? В чем своеобразие подачи этой темы в стихотворении?

Какие строки стихотворения кажутся вам самыми важными? Почему? Выпишите их.

Проанализируйте композицию стихотворения. Как в этом произведении связаны форма и содержание?

 

 

Задание 3.  Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы поэтом в данных отрывках.

Большое озеро как блюдо. ______________________________________

За ним – скопленье облаков, 
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. _______________________________________

 

2.   Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. _________________________________________________

 

3. И опять зачертит иней,
И опять завертит мной ______________________________________________
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

_______________________________________________________________________

 

Не волнуйся, не плачь, не труди ____________________________________________

Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай.

 _________________________________________________________

 

Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. 

_____________________________________________________________________

 

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.









1 вариант

Задания с кратким ответом по стихотворению «Быть знаменитым некрасиво»

1. Как называется прием? __________________________________________________

Но быть живымживым и только,
Живым и только до конца.


2. Назовите средство иносказательной выразительности:____________________________

Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

3. Как называется изобразительное средство?______________________________________

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.


4. Определите способ рифмовки. ____________________________________________


5. Как называются устойчивые словосочетания, использованные в тексте?

по живому следу
за пядью пядь ________________________________________________________________

Задания с развернутым ответом

6. Охарактеризуйте ведущие темы стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Почему стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» построено как скрытый диалог?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


8. Какие схожие образы, темы, мотивы воплощены в стихотворении Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» и А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________







2 вариант

Задания с кратким ответом по стихотворению «Быть знаменитым некрасиво»

1. Как называется прием?______________________________________________________

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов…


2. Назовите средство иносказательной выразительности:___________________________

Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

3. Как называются устойчивые словосочетания, использованные в тексте?

притчей на устах
не видать ни зги ______________________________________________________________

4. Определите размер, которым написано стихотворение._____________________


5. Укажите название приема: ____________________________________________

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг…

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Задания с развернутым ответом

6. Охарактеризуйте ведущие темы стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Почему стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» построено как скрытый диалог?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


8. Какие схожие образы, темы, мотивы воплощены в стихотворении Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» и А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________




Настроение стихотворения – торжественное. Автор изрекает истины, определяющие суть его мировоззрения.

  1. Основная тема – поэт и поэзия, сущность творчества и жизненное кредо поэта, роль поэта, его путь и предназначение. 

  2. Пастернак затрагивает проблему самоотдачи

  3. Также автор говорит о подлинном и ложном признании

  4. В стихотворении можно проследить тему поиска себя, своего стиля, своего направления

  5. Также важна тема скромности: нужно относиться к себе и окружающим без тщеславного желания пустить пыль в глаза

  6. Кроме того, в стихотворении важную роль играет проблема славы

Стихотворение «Быть знаменитым…» состоит из 7 строф. Композиционно его можно разделить на три части.


1-я часть – 1-е две строфы. В этих четверостишиях автор будто ругает поэтов, которые творят не из-за любви, из-за необходимости выхода творческого потенциала, а для славы. Пастернак объясняет им что такое творчество на самом деле, какова его цель: «Цель творчества – самоотдача».

2-я часть – 3 последующие строфы: 3-я, 4-я и 5-я. Каждое из этих четверостиший начинается с союзов: «Но надо…», «И надо…», «И окунуться…». Данная конструкция передаёт всю воодушевлённость автора, передаёт его отношение к поэзии, он будто замечтался, перечисляя «функции» поэта, он неравнодушен к данной теме.

3-я часть – это последние два четверостишия. В данной части поэт пишет: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…», то есть поэт должен творить, выражать свои чувства, не обращая внимания на то, как посмотрят на него окружающие, не зависеть от их мнения.


Основная идея


«Цель творчества — самоотдача»

«Но надо жить без самозванства»

«Привлечь к себе любовь пространства»

«Но быть живым, живым и только, живым и только до конца»


Данные строки передают смысл произведения «Быть знаменитым некрасиво…». Автор описал «идеального» поэта, того, к которому он стремится, к которому должны стремиться все поэты. Такова главная мысль произведения.




Какие схожие образы, темы, мотивы воплощены в стихотворении Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» и А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?


Тема поэта и поэзии

Мотив служения народу, обществу