СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по ОГЭ 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для проведения пробного ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Задания по ОГЭ 9 класс»

ВАРИАНТ 1

1. Задание 1 

Пояснение.

Расшифровка записи

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

 

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. Лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу": слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

 

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

 

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

 

Микротемы:

1. Все мы пытаемся найти своё место в жизни, определяя собственные ориентиры.

2. Процесс самоутверждения всегда не прост, поэтому естественно, что мы совершаем ошибки.

3. Каждый из нас должен осознавать личную ответственность за окружающий мир - этим определяется настоящая цена человека.

2. Задание 2 

Синтаксический анализ.



1) Не столкнуться (и) остановиться (предложение 5)

2) Поля зашуршали (и) пришли в движение (предложение 4)

3) Туман начал (предложение 3)

4) Судно остановилось (предложение 2)

5) Ничего не было видно (предложение 1)


Пояснение.

Выделим основы:

1) Туман сгустился; не было видно; всё потонуло (предложение 1);

2) Судно остановилось; все спали (предложение 2);

3) Туман начал расползаться (предложение 3);

4) Он исчезал; поля зашуршали (и) пришли в движение (предложение 4);

5) Проход открылся; судно поплыло; не столкнуться; остановиться (или) повернуть (предложение 5).

ВНИМАНИЕ!!! Ответ под номером 2 правильный, потому что основа «судно остановилось» является основой ОДНОЙ ИЗ ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, как того и требует задание.

Ответ: 24.


3. Задание 3 

Пунктуационный анализ.

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

Сжатая рожь,(1) бурьян,(2) молочай,(3) дикая конопля — всё(4) побуревшее от зноя,(5) рыжее,(6) полумёртвое,(7) теперь омытое росою (8) и обласканное солнцем(9) оживало…

 

1), 2), 3) запятые между однородными подлежащими.

4) запятая не нужна, т.к. определительное местоимение не отделяется запятой от следующего за ним причастного оборота, по этой же причине причастный оборот не закрывается запятой на месте цифры 9)

5), 7) запятые выделяют причастными оборотами.

5), 6), 7) запятые между однородными определениями.

8) запятая не нужна, потому что однородные связаны одиночным союзом И.

 

Ответ: 123567.


4. Задание 4 

Пояснение.

Чтобы построить словосочетание со связью управление, следует помнить, что при такой связи главное слово требует от зависимого только определённого падежа. Зависимое слово «застывает» в этом падеже (часто с предлогом), при этом главное слово может изменяться. Создаём словосочетание «могилы солдат», в котором слово «могилы» является главным и требует от зависимого «солдат» родительного падежа.

 

Ответ: могилы солдат

5. Задание 5 

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.


2) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.


3) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.

4) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.

5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.


Пояснение.

Приведём верное объяснение:

1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол I спряжения.

2) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.

3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

 

Ответ: 15


6. Задание 6 

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лесневский учился на втором курсе университета.

2) Лесневский решил не звать хозяйку телефона, хотя не поздно было еще окликнуть её, когда он заметил забытый ею телефон.


3) Он не успел догнать девушку, забывшую телефон в маршрутке, хотя и пытался.

4) Лесневский решил воспользоваться тем, что досталось даром.

5) Мобильный телефон был дешёвым.


.

Пояснение.

1) Мобильный телефон был дешёвым. — Подтверждается предложением 5.

2) Лесневский решил воспользоваться тем, что досталось даром. — Подтверждается предложением 6.

3) Он не успел догнать девушку, забывшую телефон в маршрутке, хотя и пытался. — Противоречит предложению 7.

4) Лесневский решил не звать хозяйку телефона, хотя не поздно было еще окликнуть её, когда он заметил забытый ею телефон. — Подтверждается предложением 7.

5) Лесневский учился на втором курсе университета. — Противоречит предложению 1.

 

Ответ: 245

7. Задание 7 

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи.

2) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

4) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

5) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.


Пояснение.

1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.

2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

 

Ответ: 45.

8. Задание 8 

Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову МОБИЛЬНИК (предложение 4). Напишите этот синоним.



(4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще.


Пояснение.

Синонимы — слова, близкие по значению.

 

Ответ: телефон.


9. Задание 9 № 

Пояснение.

1) От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Особенно ярко проявляется это в художественном тексте. Не случайно современный лингвист Е.В. Джанжакова говорила: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста Алексея Гридина. Текст представляет собой внутренний монолог героя о собственных переживаниях по поводу найденного телефона. Так, например, предложение номер 7 (Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится...) не закончено, в конце предложения стоит многоточие. Многоточие – показатель недоговоренности мысли. Так автор нам даёт понять, что в Леснеевском происходит борьба с собственной совестью.

Отношение автора к поступку героя опосредованно выразилось через описание трагичного звонка, раздавшегося из чужого телефона. В предложении 15 (Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши) не случаен эпитет «захлёбывающийся» крик – захлёбывающийся – словно последний глоток воздуха забрали у человека. Леснеевский к этому крику имеет отношение, потому что крик не услышит тот, кому он предназначен.

На примерах нам удалось доказать, что права была Е.В. Джанжакова, утверждая, что в художественном тексте важны не только сами слова, но и то, как они сказаны.

 

2) В душе героя текста Алексея Гридина происходит настоящая борьба: борьба между собственной совестью и мелкой душонкой, о существовании которой в самом себе он и не подозревал. Именно совесть кричит: «Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон».

Как бы успешно, на первый взгляд, не окончилась сделка с совестью, последствия не заставят себя ждать. В предложении номер 4 (Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще.) автор подчеркивает, что осо-бой радости от находки телефона герой не испытывал. Тогда почему не вернул? Может, он просто таким образом себя успокаивал?

Отношение автора к поступку героя опосредованно выразилось через описание трагичного звонка, раздавшегося из чужого телефона, в предложении 15: «Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши». Леснеевский к этому крику имеет отношение, потому что крик не услышит тот, кому он предназначен. Читатель делает вывод: не может быть полутонов в вопросах нравственности, нельзя оправдать поступок Леснеевского тем, что не сам он лез в чужой карман.

Наши жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. К сожалению, в герое Гридина не сформированы правильные жизненные ценности, поэтому и стал возможен поступок, совершённый им.

 

3) Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: «Быть или не быть, вот в чем вопрос...». Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

К сожалению, в герое Гридина не сформированы правильные жизненные ценности, поэтому и стал возможен поступок, совершённый им. В душе Леснеевского происходит настоящая борьба: борьба между собственной совестью и мелкой душонкой, о существовании которой в самом себе он и не подозревал. Он совершил свой выбор, но, к сожалению, этот выбор безнравственный.

Размышляя, какие ценности выбрать для себя в качестве жизненного ориентира, вспоминаются литературные герои Гоголя: Остап и Андрий из повести «Тарас Бульба». Остап остается верен родине, отцу, принимает смерть за товарищей, смело глядя врагу в лицо. Андрий предал отца, друзей, родину. Мне ближе Остап. Я бы не хоте-ла в жизни встретить на своём пути таких людей, как Андрий.

Если человеком движет мелочность, выгода, то сама жизнь переворачивается с ног на голову, потому что нарушается естественная потребность человека в доверии и добре.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!