СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по разделу "Лексикология" для подготовки к олимпиаде по русскому языку для обучающихся 5-6 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобранные задания помогут подготовиться к  олимпиаде по русскому языку по разделу "Лексикология".

Просмотр содержимого документа
«Задания по разделу "Лексикология" для подготовки к олимпиаде по русскому языку для обучающихся 5-6 классов»

Задания по разделу «Лексикология» для подготовки к олимпиаде по русскому языку

5-6 класс


1. Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение и найдите одно «лишнее» по структуре выражение.

Кузькина пята, Маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.


2.Вспомните известные вам устойчивые выражения и распределите между животными слова из списка. Какие из фразеологизмов можно считатьь синонимами? Каково их значение? Сформулируйте значения остальных идиом.

Собаке –

Слону –

Рыбке –

Коту –

Кобыле –

Корове –

(Дробина, зонтик, масленица, пятая нога, седло, хвост).


3.Замените данные устаревшие слова обще­употребительными синонимами:

десница –

жито –

ланиты-

пагуба

персты

ратай

сеча

смута

толмач -

чело











(

4. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

5. Подпишите названия инженерных приспособлений, элементов архитектуры и дизайна построек, часто встречающиеся в художественной литературе: конёк, наличники, ставни, громоотвод, перила, терраса, венец, черепица, палисадник.







  1. Подпишите устаревшие названия частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии: чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, рамена, десница, перст.







7. Отгадайте загадку, зашифрованную в ребусе.




Загадка: ………………………………………………………………………………………………………………………

Отгадка: …………………………………………

8. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный смысл.

а) как псу муха (польск.) –  

б) принять пузыри за фонари (франц.) –

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) –

г) записать за ушами (чешск.) –

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) –  

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –  

ж) когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болг.)-

з) покупать зайца в мешке (чеш.)-





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!