Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.
Установлено, что предпосылкой развития ключевых компетентностей
является наличие определённого уровня функциональной грамотности.
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Формы функциональной грамотности
В магазине Совунья купила кашу.
Каша изображена на рисунке.
по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики, русского языка, познания мира и литературного чтения.
Вопрос А: Из какой крупы приготовлена эта каша?
Подчеркни номер верного ответа.
А. из овсяных хлопьев
Б. из овсяных хлопьев с клюквой
В. из овсяных хлопьев с клюквой и со сливками
Г. из овса
Вопрос В: Как правильно сказать?
А. эта каша из фруктов
Б. эта каша из злаков и фруктов
Грамотность при решении бытовых проблем
Выбирать продукты, товары и услуги
Друзья помогли Кар-Карычу расставить цветы под систему освещения. Чтобы специальные лампы стали освещать цветы, нужно чтобы нагрелась обычная лампа. Кар-Карыч заметил, что специальная лампа не освещает цветы. Помоги ему понять, в чём проблема.
Обведи букву выбранного ответа.
А. Кар-Карыч не ввернул обычную лампу
Б. Шнур к лампе порвался
В. Кар-Карыч забыл включить вилку в розетку
Г. Кар-Карыч отсоединил специальную лампу
Д. Шнур от розетки порван
Грамотность при решении бытовых проблем
Копатыч хочет навестить своего приятеля. Он проплывёт мимо нескольких островов. Копатыч решил посмотреть данные о погоде на островах на предстоящую неделю. Помоги ему определить остров, на котором жители будут носить меньше всего одежды.
Обведи букву выбранного ответа.
А. 1-й остров Б. 2-й остров В. 3-й остров Г. 4-й остров
Информационная грамотность:
читать чертежи, схемы, графики, диаграммы
Диагностика формирования функциональной грамотности по математике
1 полугодие 2 класс
1.Пин нанимает повара по имени Кок на свой корабль. Он решил составить для Кока памятку на карточках. В первой памятке Пин написал о времени приготовления блюд в микроволновой печи (памятка 1). Помощник Пина решил тоже помочь новому повару. Он повесил свою памятку (памятка 2).
Памятка 1 Памятка 2
суп
курица
4 мин
каша
3 мин
2 мин
чай
1 мин
Помоги повару Коку определить, что обозначает круг в центре? Обведи букву выбранного ответа.
А. суп Б. чай В. каша Г. курица
2. Пин поручил повару Коку сходить в магазин за продуктами. Пин попросил купить колбасы. Какие единицы измерения понадобятся повару для покупки колбасы? Обведи буквы выбранных ответов.
А. килограмм Б. дециметр В. Сантиметр Г. грамм
Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать , а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности. .
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ)
Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Общая грамотность: работа с текстами
Разные тексты
Копатыч попросил тебя разобрать деловые бумаги на его столе и разложить их по папкам. В первом столбце приведены типы текстов (названия папок). Во втором столбце – отрывки из деловых бумаг. Переставьте местами строки второго столбца, чтобы типы текстов соответствовали приведённым отрывкам.
А) «Новый тариф для тех, кто не любит тратить деньги попусту…»
2. реклама
Б) «Сегодня, в 14-00 состоится спектакль школьного театра. Спешите!»
3. письмо
В) «Принимать по одной таблетке два раза в день…»
4. объявление
Г) «Прошу отпустить моего сына с уроков, так как у него сегодня турнир».
5. инструкция
Д) «Дорогой друг! Хочу тебе сообщить интересную новость…»
Заполните вторую строку таблицы соответствующими буквами и приведите в ответе последовательность букв второй строки.
1
2
3
4
5
Твой младший брат написал сочинение « Как я провёл зимние каникулы » . Когда ты прочитал его, то обнаружил, что брат не знает, как обозначаются « комнаты » в разных учреждениях.
В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате (1) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату (2) 45. Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (3) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (4) н а верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (5) в школе.
Вопрос А: Помоги брату заменить выделенные слова на предложенные.
А. кабинет Б. купе В. каюта Г. зал Д. номер
Запиши во вторую строку таблицы буквы подходящих слов-синонимов.
Вопрос Б: Какое слово будет находиться в орфографическом словаре последним из предложенных слов? Обведи букву правильного ответа .
А. кабинет Б. купе В. каюта Г. зал Д. номер
1
2
3
4
5
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способами мыслительной деятельности.
Одним из средств достижения этой цели является использование в работе метода проектов.
Метод проекта
Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, в основе, которой лежит
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Метод проекта является одним из наиболее эффективных на данный момент средств формирования и одновременно проверки степени сформированности ключевых компетенций ребенка.
(Определение ключевых компетенций вытекает из представлений о функционально грамотном человеке)
Учебный проект совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
роблема
азнообразные способы её решения
сновополагающий вопрос
динство целей и задач
онкретные результаты исследования
ворческий подход
Проектирование
Поиск информации
Проблема
Проблема
Продукт
Презентация
Портфолио
Классификация проектов
- по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
- по продолжительности - краткосрочные,среднесрочные,долгсрочные ;
- по количеству участников – индивидуальные,парные и групповые;
- по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, научная статья, пакет рекомендаций, поделка, серия иллюстраций, мультимедийный продукт и т.д.
Какова роль учителя в проектной деятельности?
Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний . Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Проектная деятельность -
один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:
- коммуникативные,
- образовательные,
- воспитательные,
- развивающие.
Виды проектов
- Информационные
- Исследовательские
- Творческие
- Практико-ориентированные
- Игровые
Космос и химия
Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. (“Как ты думаешь?”, “Выскажи свое предположение, мнение”, “Докажи, что я не права”, “Задай вопрос товарищу”, “Обсуди в паре, группе”, “Найди ответ на вопрос” и т.д.)
Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту?
Тема может быть:
-фантастической (ребенок выдвигает
какую-то фантастическую гипотезу);
-экспериментальной;
-изобретательской;
-теоретической
Темы школьных проектов могут касаться любых областей знаний, могут быть обширными, главное - конкретизировать их.
Сказки
Цифра 3
Три желания
Сходство и различие
«Три поросенка»
«Три медведя»
казахские
Алдар-Косе
О животных
народные
Иванушка
русские
Сказки
ИВАНУШКА-ДУРАЧОК
Бытовые
литературные
волшебные
Волшебные предметы
Пушкин, Толстой
автор
Нечистая сила
Г.Х Андерсен
Дания
Баба Яга, Кощей, Леший
«Кот в сапогах»
«Снежная королева»
Добро и зло
Побеждает добро
Сказки
- "Нечистая сила в сказках»
- "Кощей Бессмертный - главный представитель нечистой силы»
- "Народные сказки»
- "Волшебные предметы в сказках»
Русские и казахские сказки
Общее
Различия
Классификация
Язык
Герои
Среда обитания
Назначение (цель)
Национальный характер
СЕМЬЯ
Учебный проект
- Тема ( разделы)
- Гипотеза ( если… то….)
- Сбор информации ( личный опыт, анкетирование)
- Анализ
- Исследование
- Выводы: рецепт, правила, цитата, стихотворение, закон и т.д.
- Выявление новых проблем
- Защита
ГИПОТЕЗА :
Все в семье должны выполнять свои обязанности
Обязанность - круг действий, связанных с их обязательным исполнением
Обязанность – служба, долг , работа, дело
СБОР ИНФОРМАЦИИ ( АНКЕТА)
1. Какие есть семейные обязанности? Кто их выполняет?
АНАЛИЗ
обязанность
Кто выполняет
Выносить мусор
Зарабатывать деньги
Степень выполнения
сын
Папа, мама
-
Мыть посуду
+ +
Дочь , мама
Мыть полы
Дочь
- +
+ -
ВЫВОД : Все в семье должны выполнять свои обязанности, но не всегда
дети выполняют свой круг действий.
Как правильно в семье распределить обязанности? ( выявление
новой проблемы) – д\з составить рекомендации
Чему научит проект?
- Ответственности
- Вовремя выполнять свои обязанности
- Составлять анкету
- Делать опрос
- Анализировать
- Обобщать и делать выводы
Таким образом, в процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений
(в современной трактовке – универсальные учебные действия).
Урок- исследование на интегрированном
уроке на тему:
Филологи 2 группы
- Литераторы: на примере произведений устного народного творчества выявить роль и место воды в жизни природы и человека.
- Исследовать слово «вода» со стороны фонетики, морфологии, лексики…
Предоставить результаты в виде интеллект-карты
Химики
Исследовать роль и место воды в жизни растений, животных и человека со стороны науки химии.
Сделать выводы ( интеллект-карты)
Экологи
- Выявить роль воды для всего живого на Земле.
- Определить место воды в природе
- Представить результаты в виде интеллект- карты
Математики - экономисты
- Произвести расчеты по экономии воды, решив математические задачи
- Результаты записать в таблицу, сделать выводы
Интеллект - карты
Исследовательская деятельность на интегрированном
уроке на тему:
экологической цепи питания.
2.Определить роль птиц в
природе и в жизни человека
Решите задачи:
- Скворец за 1 день съедает 5 кг личинок. Сколько он
уничтожит таких личинок за 1 месяц?
2. 2 чайки съедают за один день 40 кг насекомых.
Сколько насекомых употребляет за один день одна чайка?
3. Кукушка за один день съедает 300 штук гусениц.
Сколько гусениц она съест за одну неделю?
4. 1 жук каждый день съедает 7 г зерна. Сколько кг зерна
сэкономит человек , если одна чайка съедает
1000 жуков в день?
5. Синица за один день съедает 6000 насекомых.
Сколько насекомых съедает 5 синиц?
Из произведений художественной
литературы, найти произведения
героями которых являются птицы.
Данные составить в виде схемы.
Птицы занимают значимое место
в жизни человека.
Выполняют огромную роль в природе. Опыляют цветковые растения. Поставщики мяса, пуха, яиц.
По народным приметам птицы способны приносить
счастье в дом и дарить радость людям.
Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. “Зачем нужны правила дорожного движения?”, “Кто такие птицы?”, “Откуда берутся снег и лед?”, “Зачем каждому государству свои символы?”, «Кока-кола – вред или польза?», «Сколько весит здоровье ученика?».
Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы .
Работа в группах над проектом «Шымкент – добрый город»
Проект по познанию мира «Город будущего»
Коллективный проект «Город моей мечты»
Защита проекта «Птицы»
Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности. Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты “Поляна сказок”, “Добрая сказка”. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они
могут
создавать
замечательные
газеты, сказки,
книги,
инсценировки
и т.д.
На уроке литературного слушания после знакомства с частью произведения дается задание в группах придумать свои версии окончания, проиллюстрировав их. В итоге появляются новые сказки, рассказы, модели обложки, формы книг.
Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на
иллюстрации ,
придумать свою потешку.
В результате рождаются
коллективные
проекты
“ Книга загадок”,
“ Потешки”.
Образовательный потенциал проектной деятельности:
- создаёт у учащихся образ цельного знания;
- повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
- изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
- интерпретация результатов.
Воспитывает:
- значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
- чувства ответственности, самодисциплины;
- способности к самоорганизации;
- желания делать свою работу качественно.
Развивает:
- исследовательские и творческие способности личности;
- умения самостоятельно конструировать свои знания;
- коммуникативные умения и навыки;
- способность ориентироваться в информационном пространстве;
- умения отбирать информацию ;
- умение работать с различными типами текстов;
- умение планировать свою работу и время;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- навыки анализа и рефлексии,
- умение представить результаты
своей работы.
«Человек рождён для мысли и действия»
Метод проектов обладает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом образования. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, между теорией и практикой. Учебный проект или исследование — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, технология которая формирует и развивает ключевые компетентности.
Одним из главных результатов нашей работы мы считаем создание атмосферы творческого научного поиска, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни в современных условиях.