СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по теме "Общество и глобальные проблемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания соответствуют ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Задания по теме "Общество и глобальные проблемы"»

РАБОТА С ТЕКСТОМ


Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Учёными выявлены глубокие социальные изменения, вызванные процессом информатизации. Во-первых, информация в современном обществе является определяющей категорией в экономическом развитии. Информация, знания выходят на первое место в системе общественных ценностей, а их приобретение становится основной задачей общества. Во-вторых, информатизация общества приводит к изменению социальных связей и отношений между людьми. Массовые коммуникации меняют систему социокультурного восприятия информации, влияют на мировоззрение личности и позволяют манипулировать сознанием людей. В-третьих, внедрение персональных компьютеров, развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на привычки и образ жизни.

Наиболее глубокие изменения, связанные с информационной революцией, происходят в социокультурной инфраструктуре, обслуживающей информационные потребности в обществе. Суть этих изменений в том, что квалификация, знания и способность творчески мыслить становятся наиболее важными характеристиками услуг труда. Отмечаются следующие социальные эффекты развития информационного общества: значительная экономия социального времени, существенное повышение качества жизни населения, повышение доступности образования, расширение возможностей обучения, решение проблем инвалидов, снижение темпов урбанизации. В социальном плане существенные преимущества получают члены общества, имеющие возможности, знания и навыки в использовании современных информационных технологий, потому что именно они могут активно использовать информационную среду для удовлетворения своих потребностей, для достижения успеха в любой сфере.

Вместе с тем информатизация привносит в социальную жизнь новые риски: опасность распространения киберпреступности, возможность развития информационного неравенства в доступе к информационным технологиям и ресурсам широких слоёв населения, особенно в развивающихся странах. Информационное неравенство в ближайшее время может стать одной из важнейших причин углубления социального неравенства. Исследователи также приводят примеры негативного воздействия повальной информатизации на здоровье людей.

(По Г. Э. Ковалёвой)



1. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами любые три социальных эффекта развития информационного общества (всего три примера).

Пояснение.

Примеры и факторы:

1) в условиях пандемии школы и вузы вынуждены были временно вводить карантин, но, благодаря современной информационной среде, школьники и студенты обучались дистанционно (расширение возможностей обучения);

2) Алексей Петрович передвигается в инвалидной коляске, все покупки он делает в интернет-магазинах или через интернет сайты с доставкой на дом (решение проблем инвалидов);

3) программисты Андрей и Ирина Петровы работают дистанционно, что позволило им купить дом в охраняемом посёлке в сельской местности и переехать туда со съёмной квартиры в городе (расширение возможностей заботиться о своём здоровье, использовать преимущества жизни на природе).


2. Как в тексте охарактеризованы новые риски, которые привносит в социальную жизнь информатизация? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, существенные преимущества в социальном плане получают члены общества, имеющие возможности, знания и навыки в использовании современных информационных технологий? (Укажите две причины). Какая инфраструктура, по мнению автора, испытывает наиболее глубокие изменения в связи с информационной революцией?

Пояснение.

1. Ответ на первый вопрос, например: вместе с тем информатизация привносит в социальную жизнь новые риски: опасность распространения киберпреступности, возможность развития информационного неравенства в доступе к информационным технологиям и ресурсам широких слоев населения, особенно в развивающихся странах.

2. Ответ на второй вопрос, например: они могут активно использовать информационную среду:

− для удовлетворения своих потребностей;

− для достижения успеха в любой сфере.

3. Ответ на третий вопрос, например: социокультурная инфраструктура, обслуживающая информационные потребности в обществе.


3. Используя обществоведческие знания, сформулируйте два суждения (аргумента) в подтверждение и одно суждение (аргумент) в опровержение мнения о том, что способность творчески мыслить становится наиболее важной характеристикой услуг труда в информационном обществе. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Пояснение.

Суждения:

1) в подтверждение мнения автора:

− в информационном обществе при увеличении потока информации работникам приходится действовать в условиях неопределённости и принимать нестандартные решения, поэтому чем выше способность творчески мыслить, тем успешнее работник будет выполнять свои обязанности;

− в информационном обществе возрастает роль сферы услуг, в которой происходит взаимодействие с другими людьми, многие профессии связаны с использованием информационных технологий, поэтому от работника требуются гибкость мышления и возможность использования больших потоков разнообразной информации, эффективность его действий зависит от умения работника мыслить творчески: использовать новые подходы, придумывать новые решения;

2) в опровержение мнения автора: не для всех профессий это утверждение верно: и в условиях информационного общества сохраняются профессии, в которых требуется действовать строго в соответствии с протоколом или по алгоритму, отклонение от установленных правил или порядка действий недопустимо (например, протокол лечения больного, порядок действий летчика и пр.).


4. Автор упоминает о мировоззрении личности. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «мировоззрение». (В объяснении смысла / определении понятия «мировоззрение» должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Пояснение.

Совокупность взглядов на мир, на место человека в нём, которая определяет картину мира и смысл жизнедеятельности личности.



Прочитайте текст и выполните задания 1—4.

 

Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные

характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.

«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.

Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.

В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).

 

(по Ф.С. Кудзиевой)


1. Какие основания для выделения специфически молодёжных конфликтов называет автор? Какую основную линию противостояния он выделяет?

Пояснение.

1) Основания для выделения специфически молодёжных конфликтов:

− возрастное неравенство социального статуса;

− неадекватные взаимодействия с институтами социализации;

− принадлежность к иному типу культуры (субкультуре).

2) Основная линия противостояния: молодёжь-общество.


2. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три особенности социального положения молодёжи. Что свойственно неформальным молодёжным объединениям? Приведите не менее двух отличительных черт.

Пояснение.

1) особенности социального положения молодёжи:

− переходность положения;

− высокий уровень мобильности;

− активный поиск своего места в жизни.

2) отличительные черты неформальных молодёжных объединений:

− демонстративное неприятие общественных устоев;

− попытки уйти от общества.


3. Какие особенности изучения молодёжной проблематики называет автор? От какого фактора зависит теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».

Пояснение.

1) указана особенность:

— было стремление найти универсальные характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития;

2) указан фактор:

— конкретно-историческая ситуация.

3) Дано объяснение понятию:

— молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.


4. Автор пишет: «В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество». Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»? Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество».

Пояснение.

1) объяснение, что такое «современные условия»: постиндустриальная стадия развития общества;

2) приведены пояснения, например:

− в условиях традиционного общества одна из основных ценностей — общинность, коллективная ответственность, воспитывалась в «большой» семье, где молодые члены семьи приучались, например, сызмальства к совместному труду. В постиндустриальном обществе в «малой», нуклеарной, семье новое поколение получает навыки индивидуальной ответственности.

− в условиях доиндустриального общества знания традиционно и неизменно передаются из поколения в поколение. В современных условиях знания быстро обновляются, старшее поколение не всегда может обладать актуальной информацией, поэтому процесс социализации приобретает иные черты и задачи.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


1. Установите соответствие между характеристикой и типом общества:

ХАРАКТЕРИСТИКА

A) сословная структура общества

Б) серийное производство товаров массового потребления

B) низкая социальная мобильность

Г) ведущая роль информации в жизни общества

ТИП ОБЩЕСТВА

1) аграрное 2) индустриальное 3) постиндустриальное


2. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ:

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

А) аграрно-сырьевой тип хозяйства

Б) появление массовой культуры

В) развитие глобальных компьютерных сетей

Г) создание конвейера

Д) ведущая роль науки в производстве

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

1) информационное 2) индустриальное 3) традиционное


3. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют:

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) развитие высоких технологий

Б) ускорение развития промышленности

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) доминирование религиозных ценностей

Д) общинный уклад, коллективизм

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное 2) индустриальное 3) информационное


4. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.


5. становите соответствие между характеристиками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) внедрение высоких технологий во все сферы общественной жизни

Б) переход к массовому промышленному производству стандартизированной продукции

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) доминирование религиозных ценностей

Д) общинный уклад, коллективизм

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное 2) индустриальное 3) информационное


6. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) развитие высоких технологий

Б) механизация промышленного производства

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) натуральный характер хозяйства

Д) общинный уклад, коллективизм

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное 2) индустриальное 3) информационное  


7. По данным Всесоюзной переписи населения, в 1970 г. в СССР проживали 241 720 тыс. человек. Из них 57% проживали в городах и 42% в сельской местности. В структуре ВВП на долю сельского хозяйства (включая охоту и рыболовство) приходилось 16,3%, на долю промышленности (включая строительство) 45,7%, на долю сферы услуг (включая торговлю, транспорт и связь) – 38%.

Какие сферы общественной жизни нашли отражение в этих данных?

К какому историческому типу общества можно отнести СССР согласно этим статистическим данным?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия выделения исторических типов общества.

Пояснение.

1) сферы общественной жизни – социальная и экономическая;

2) исторический тип общества – индустриальное;

3) критерии выделения исторических типов общества:

— соотношение городского и сельского населения;

— структура экономики или структура ВВП;

— уровень социальной мобильности;

— система ценностей.


8. Выберите верные суждения о глобальных проблемах общества 

1)  Комплекс противоречий между индустриально развитыми странами и странами с более низкими показателями социально-экономического развития отражает глобальная проблема «Запад-Восток».

2)  Глобальные проблемы затрагивают все человечество, но могут по-разному проявляться в различных странах.

3)  Противодействие глобальной проблеме международного терроризма включает международное сотрудничество, направленное на ликвидацию предпосылок террористских движений.

4)  Хотя глобальные проблемы выходят за рамки государственных границ, они могут быть самостоятельно решены одной или несколькими изолированно действующими странами.

5)  Решение глобальных проблем необходимо для выживания человечества, для устойчивого развития общества.


9. В прошлом году в крупном европейском городе прошла конференция, в которой приняло участие большинство стран мира. Какие факты свидетельствуют о том, что конференция была посвящена глобальным экологическим проблемам? 

1)  На конференции обсуждались проблемы коренных народов Севера, связанные с глобальным потеплением.

2)  Наибольшее внимание привлекло выступление, посвящённое расширению системы образования в странах Центральной Африки.

3)  По результатам конференции было принято решение активизировать просветительскую деятельность в природоохранных зонах.

4)  Страны-участники заявили о необходимости выделения в государственных бюджетах средств на природоохранные цели.

5)  Страны-участницы приняли решение о совместной разработке инновационных энергосберегающих решений в быту.

6)  На конференции осудили попытки некоторых стран работать над разработкой ядерного оружия.


10. Лидеры стран  — членов международной организации провели конференцию, на которой обсуждались глобальные проблемы и пути их решения. Найдите в приведенном ниже списке положения, которые свидетельствуют о выработанных лидерами способах решения экологической проблемы. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1)  Развитые страны обязуются выделять средства в специальный фонд для помощи странам с развивающейся экономикой в борьбе с последствиями климатических изменений.

2)  Страны-участницы должны выделять средства на финансирование обустройства лагерей беженцев.

3)  Правительства всех стран-участниц должны выработать пакет законопроектов, направленный на ужесточение ответственности за экологические правонарушения.

4)  Страны-участницы обязуются внести предложения по координации усилий своих правительств, направленных на борьбу с терроризмом.

5)  Страны-участницы обязуются организовать рабочие группы по исследованию возможностей сокращения выбросов парниковых газов.

6)  Лидеры стран-участниц подписали новое соглашение о совместном противодействии цифровому терроризму.


11. На уроке одиннадцатиклассники обсуждали глобальные проблемы современного мира. Найдите признаки, присущие всем видам глобальных проблем 

1)  Отражение противоречий между природой и обществом.

2)  Существование на протяжении всей истории человечества.

3)  Угроза существованию и выживанию человечества в целом.

4)  Экологические изменения на земном шаре.

5)  Проявление в планетарном масштабе.

6)  Отсутствие возможности разрешения усилиями отдельных людей и изолированных сообществ.


12. Выберите верные суждения о глобальных проблемах человечества  

1)  Глобальные проблемы представляют угрозу существованию человечества.

2)  Глобальные проблемы обострились во второй половине XX в.

3)  Все глобальные проблемы могут быть успешно решены современной наукой.

4)  Глобальные проблемы могут быть решены на региональном уровне.

5)  Глобальные проблемы являются совокупностью социально-природных проблем.


13. Установите соответствие между видами глобальных проблем и их конкретными проявлениями:

ПРОЯВЛЕНИЕ

А)  Масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые.

Б)  Глобальное изменение климата.

В)  Высокий уровень концентрации массовой бедности и нищеты в странах

Тропической Африки.

Г)  Сокращение биоразнообразия Земли.

Д)  Ограниченность природных запасов углеводородного сырья.

ВИД ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

1)  экологические проблемы

2)  проблема «Север-Юг»

3)  энергетическая проблема



14. Установите соответствие между видами глобальных проблем и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЕ

А)  Масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые.

Б)  Глобальное изменение климата.

В)  Высокий уровень концентрации массовой бедности и нищеты в странах

Тропической Африки.

Г)  Сокращение биоразнообразия Земли.

Д)  Ограниченность природных запасов углеводородного сырья.

ВИД ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

1)  экологические проблемы

2)  проблема «Север-Юг»

3)  энергетическая проблема 


15. Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме  

1)  Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2)  Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

3)  Острота проблемы определяется только природно-климатическими различиями регионов Земли.

4)  Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5)  Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя