СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по теме "Роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по теме "Роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова".»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Задания для самостоятельной работы:


1. В повести «Максим Максимыч» герой-рассказчик отмечает: «Признаюсь, я также с некоторым нетерпением ждал появления этого Печорина; хотя, по рассказу штабс-капитана, я составил себе о нем не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными».

Что не понравилось ему в Печорине? Что привлекло внимание? Аргументируйте свои ответы.

2. Чем отличаются портреты Печорина, нарисованные Максимом Максимычем («Бэла») и героем-рассказчиком («Максим Максимыч»)?

3. Все ли в характере Максим Максимыча вам нравится, все ли поступки его вы одобряете?

«Вот они и сладили это дело... по правде сказать, нехорошее дело!» так оценивает Максим Максимыч похищение Бэлы. Почему он не воспротивился этому?

4. Давая оценку роману «Герой нашего времени», Белинский сопоставлял его с романом «Евгений Онегин» Пушкина. С какой целью?

5. С какой целью в романе «Герой нашего времени» нарушен хронологический принцип развития сюжета?

6. Чем близки стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени»?

7. Какие черты характера Печорина проявились в его отношениях с доктором Вернером и Верой? Что роднит Веру с пушкинской Татьяной?

8. Печорин убежден в том, что ему «было назначение высокое». Прав ли он? Почему не исполнилось это «назначение»?



Творческие и проблемные задания:


Задание № 1.

В «Княжне Мери» Печорин дает такую характеристику «женам местных властей»: «...они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум».

А Грушницкий говорит о Лиговских: «...И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?»

Чем вы объясните то, что Печорин и Грушницкий высказались почти одними и теми же словами?


Задание № 2.

В записи от 23 мая Печорин воспроизводит слова Грушницкого: «Женщины! Женщины! Кто их поймет?» 11 июня Печорин сам пишет о женщинах почти то же: «Нет ничего парадоксальнее женского ума...»

Объясните, почему почти совпадают высказывания Грушницкого и Печорина?


Задание № 3.

Накануне дуэли Печорин записывает: «... стоит ли труда жить? А все живешь из любопытства. Ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно». Но из другой записи, сделанной в этот же день, мы узнаем, что Печорин живет не из одного только «любопытства»: «...хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире».

Как вы объясните это противоречие?


Задание № 4.

В повести «Фаталист» Печорин размышляет «А мы, ... скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к высоким жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность….»

Что подразумевал Печорин, говоря о невозможности счастья?


Интерпретация текста художественного произведения:


Задание № 1.

Современный исследователь творчества Лермонтова И. Виноградов писал о романе и о его герое Печорине: «В его скепсисе нет ни тени того самодовольства, что отличает всякого рода несостоявшихся гениев, с наслаждением оплевывающих все на свете и видящих в брюзжании свое превосходство над «толпой». Скептицизм Печорина не циничен — он истинное его страдание, в нем жажда выхода, жажда идеала».

Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.


Задание № 2.

Современный исследователь творчества Лермонтова И. Виноградов писал о романе: «Каждый шаг Печорина словно издевательская насмешка судьбы, словно камень, положенный в протянутую руку. Каждый шаг его с неумолимой последовательностью доказывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувства, а полнота чувств невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим миром идет лишь в одном на правлении: к тебе, но не от тебя».

Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с пим? Обоснуйте свою точку зрения.


Задание № 3.

Исследователь русской литературы Е. Г. Эткинд писал в одной из своих работ о романе Лермонтова: «Грушницкий смешон своей ходульной романтичностью; в романе Лермонтова он играет роль, немного похожую на роль Ленского в романе Пушкина (при всех очень глубоких различиях!). Ленский писал «темно и вяло, что романтизмом мы зовем»; Грушницкий говорит темными и вялыми романтическими формулами...».

Что имеет в виду ученый, как вы понимаете его мысль, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.


Задание № 4.

Исследователь русской литературы Е. Г. Эткинд писал в одной из своих работ о романе Лермонтова: «Всматриваясь в себя, Печорин чаще всего задает себе вопросы. Стремление найти ответы на все эти пугающие его и кажущиеся неразрешимыми вопросы — это главное содержание его в высшей степени интенсивной внутренней жизни. Наиболее полное проникновение во внутренний мир Печорина — в его записи от 11 июня, когда он наиболее откровенен и подробен в своем самоанализе. Такого проникновения в душевную жизнь персонажа литература еще не знала... Печорин здесь предстает в роли философа, мысль которого, глубокая, гибкая и многосторонняя, движется от индивидуального к общечеловеческому... Перед нами — теоретический трактат, в ходе которого размышляющее Я восходит от наблюдений над собой к обобщениям, охватывающим человека вообще».

Что имеет в виду ученый, как вы понимаете его мысль, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.


Задание № 5.

Современный исследователь творчества Лермонтова И. Виноградов писал о романе: «Историей жизни Печорина Лермонтов рассказал нам, читателям, о том, что путь индивидуализма противоречит природе человека, ее действительным запросам. Он еще раз убедил нас, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам добра, благородства, справедливости, гуманизма. Он поведал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретенная человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою истинную цену. Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубокое и трезвое звание человеческого сердца».

Как вы понимаете слова ученного, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.


Задание № 6.

Исследователь творчества Лермонтова Е. Н. Михайлова писала в книге «Проза Лермонтова»: «...Любовь к Вере не может заполнить целиком в подчинить себе личность Печорина. Она не приведет Печорина к примирению с людьми, с добром: Печорин не ищет в ней возрождения как демон в любви Тамары. Роман Печорина и Веры необходим в обрисовке образа «героя нашего времени» потому, что здесь Лермонтов позволяет видеть под обликом эгоиста глубину и силу чувств Печорина».

Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.


Задание № 7.

Исследователь творчества Лермонтова Е. Н. Михайлова писала в книге «Проза Лермонтова»: «Отсутствие собственного содержания Грушницкий вынужден компенсировать «заимствованием» его от других, но при этом, конечно, заимствуется опять-таки лишь внешняя форма, поскольку ей в самом Грушницком не отвечает никакое содержание. Образцом для подражания Грушницкому служит Печорин, отвечающий романтическим критериям его внешней судьбы «изгнанника» и внутренним обликом сильного, скрытного, следовательно, «таинственного», разочарованного героя».

Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.


Вопросы для зачёта.

1. Понимает ли Максим Максимыч Печорина? Обоснуйте свой ответ.

2. Как сцена встречи Печорина и Максима Максимыча раскрывает их характеры? Кому из героев вы сочувствуете?

3. Зачем Печорину понадобилась любовь Бэлы? Почему эта любовь с самого начала была обречена?

4. Почему автор не доверил Максим Максимычу описывать портрет Печорина? Кто это делает? Почему?

5. Какие черты характера Печорина раскрываются в повести «Тамань»?

6. За что Печорин презирает Грушницкого?

7. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли? Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и Ленским?

8. Для чего Печорину понадобилось «влюбить в себя» княжну Мери? Каково его отношение к Вере? Способен ли Печорин на чувство меры?

9. Почему глава «Фаталист» завершает роман? Что такое фатализм?

10. Почему в романе нарушена хронологическая последовательность повестей?

11. Для чего нужны «дневниковые» главы в романе?

12. Как автор относится к своему герою?

13. Как объясняет М. Ю. Лермонтов выражение «герой нашего времени»? Можно ли считать Печорина «героем времени»?



Источник: Литература. 10—11 классы: Текущий контроль знаний: тесты, зачеты, задания / авт.-сост. И. Д. Бережная. Волгоград: Учитель, 2008.