СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания повышенной сложности по предмету "Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для студентов СУЗов предлагаются задания по орфографии, морфологии, лексике, синтаксису, пунктуации, стилистике.

Просмотр содержимого документа
«Задания повышенной сложности по предмету "Русский язык и культура речи"»


Задание 1. Владение орфоэпическими нормами


  1. Расставьте ударение в словах:

завидно, начата, исчерпать, отрочество, наживший, клала, сорит, убыстрить, осведомишься, плодоносить.

  1. В каких из представленных слов допустимы в речи сочетания как [чн], так и [шн]? Подчеркните их:

булочная, гречневая (каша), сердечный, конечно, горчичник, шуточный, копеечный, пустячный

подсвечник ____________________________________________________________________________


  1. Выберите правильный вариант произношения. Затранскрибируйте слово «демоверсия»:

бутерброд [т],[т'], бухгалтер[т],[т'], демоверсия [д] и [д'], шинель [н] и [н'], дефис [д'], [д], прогресс [р'],[р].

__________________________________________________________________________________________


Задание 2. Владение лексическими и грамматическими нормами


1) В одном из словосочетаний допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно: двумястами экземплярами, разожжём костёр, ситцевых платьев, недры земли, несколько полотенец, офицерских погон, карманы джинсов ____________________________________________________________________________________________


2) Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово или исключив лишнее.

а) Теннис – один из самых активных видов спорта, поэтому покрытия для теннисных кортежей должны помочь спортсмену избежать травм. б) Новая группа была негативно настроена не только против Учредительного собрания, но и против его участников. (269). в) Ощущая неотвратимую неизбежность скорого международного конфликта, военные всех стран стремились понять законы и детали будущей войны. а)________________________б)______________________________в)__________________________


Задание 3. Знание стилей речи и их признаков, функционально-смысловых

типов речи текста, синтаксиса, лексики, морфологии


Помню, как в детстве мы с Борькой искали золото. Ну, это ещё когда совсем пацанами были. Одно

лето полностью проторчали в овраге, которым заканчивалась наша улочка. Ручей вытекал из-под почти отвесной стены оврага, пересекая всё его дно. Мы скатывались с неё вниз на скоростях: больше никак нельзя было спуститься.

Пораненные камнями, покарябанные корнями и ветками колючего кустарника, принимались мы за работу и в поисках золотой жилы промыли, наверно, тонну песка.

Потом, став постарше, мы решили стать капитанами, ходить в кругосветку, лишь иногда приезжая в наш городок в капитанской форме. Нам было уже по десять лет, и мы перебазировались на Волгу, вернее, на залив, где, как по заказу, недалеко от берега стояла большая, практически целёхонькая биржа.

На берегу, в воде и на барже прошли лучшие годы нашего детства. От них остались воспоминания и бортовой журнал двух капитанов.

А когда мы стали взрослыми, то поступили в медучилище – учиться на зубных техников. У Борьки и отец зубной техник. «Хорошая профессия, не бедственная, и ехать никуда не надо, по общежитиям мыкаться, будешь учиться здесь, на глазах», - сказал он Борьке. И Борька не возражал, а мне ж куда без друга, вот и поступили вместе. (Н.Г.Орлова-Маркграф).

  • Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов:

  1. В тексте есть существительные, образованные с помощью оценочных суффиксов (например: Борька, улочка, целёхонький).

  2. Для текста характерно использование специальных терминов и словосочетаний, имеющих терминологическое значение (например: золото, тонна, скорость, золотая жила).

  3. Выразительность тексту придают разговорные и просторечные слова и выражения (пацанами, проторчали, покорябанные, мыкаться и др.).

  4. Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что подтверждается обилием сложных предложений и наличием вводных слов.

  5. Цель текста – как можно более точно и полно сообщить научную информацию, объяснить явления окружающей действительности.

____________________________________________________________________________________________


Задание 4. Из истории языка


  1. Вдруг слышу крик и конский топ...
    Подъехали к крылечку.
    Я поскорее дверью хлоп
    И спряталась за печку.

В балладе «Жених» А.С.Пушкин использует краткую форму глагола – слово «хлоп». В приведённом фрагменте оно является сказуемым (Я … хлоп). Краткая форма глагола имеет значение времени (прошедшее) и вида (совершенный), но не изменяется по родам и числам. Образуйте несколько кратких форм глаголов, придумайте и запишите с ними предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Владение орфографическими нормами


  1. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите номер ряда (1,2,3,4), в котором в обоих словах пишется одна и та же буква

1) высп…шься, туман стел…тся

2) скач…нный файл, пыш…щий здоровьем,

3) жажд…щий успеха, работники кле..т

4) выкач…нный автомобиль, кот мурлыч…т

__________________________________________________________________________________________


2). Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов:

1) недосмотрел (вовремя задание) — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не

употребляется.

2) лимонный (вкус) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с

помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3) приложить (старание) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от

значения.

4) (шарф) линюч — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.

5) (созревшая) рожь — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.

__________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните слова, пишущиеся через дефис:

как (будто), как(бы), так(что), (по)всюду, так(же), буд(то), мать(и)мачеха, (по)птичьи, (по)истине, вряд(ли), то(же), пол(дома), полу(тень), мало(помалу), скажи(ка), трёх(этажный), голубо(глазый), крове(носный), фин(инспектор), не видеть друг(друга)


Задание 6. Знание морфологической системы языка


1) Объясните разницу в написании слов, придумав с данными словами словосочетания:  

умалять - умолять ___________________________________________________________________________

­старожил - сторожил__________________________________________________________________________

покарать – покорить__________________________________________________________________________

пристежной- пристяжной _____________________________________________________________________


2) Выпишите слова с нулевым окончанием, укажите, к какой части речи они относятся (за каждый правильный ответ 0,5 балла):  багаж, неуклюж, невтерпёж, уж, беж, замуж, муж, похож ___________________________________________________________________________________________



Задание 7. Знание синтаксической системы языка


1) Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые, укажите количество простых предложений в составе сложного.

Село было большое(1) дома встречались всё чаще (2) и Васька подумал (3) что (4)чем дальше идет лодка(5) тем больше изб появляется вдоль реки.

__________________________________________________________________________________________


2) Напишите номер предложения, в котором с помощью тире выделено приложение.

(1)Ярославль — старинный русский город. (2)Он был основан в начале XI века киевским князем Ярославом Мудрым как город-крепость на правом берегу Волги при впадении в неё Которосли, где с X века располагалось древнерусское поселение «Медвежий угол». (3)Согласно преданию князь покорил местных жителей, убив их священного зверя — медведя. (4)Легенда об этом поединке нашла своё отражение в гербе города. (5)XVII век — золотой век в истории Ярославля. (6)Это период бурного экономического роста, расцвета культуры, формирования своего стиля в архитектуре и живописи, создания великолепных храмовых ансамблей, и поныне определяющих облик города. (7)В конце XVII — начале XVIII веков Ярославль — второй после Москвы город на Руси с населением около 15 тысяч человек.____________________________________________________________________________________


Задание 8. Умение строить текст-рассуждение


(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (3)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (6)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (Водолазкин Е. – русский писатель, литературовед)

Ответьте на вопрос предложения №18 в сочинении-миниатюре. (Примерный объем сочинения 10-12 предложений)

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!