СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ШЭ ВОШ по русскому языку для учащихся 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть полезен не только педагогам, но и ученикам, т.к. содержит, помимо заданий, ответы и критерии оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Задания ШЭ ВОШ по русскому языку для учащихся 9 класса»

Задания школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по русскому языку,

9 класс

2013-2014 учебный год

  1. Фонетика (5 баллов)

Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.



  1. Орфоэпия (4 балла)

В некоторых языках ударение одноместное, т.е. закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, во французском языке оно всегда падает на последний слог, в чешском,- наоборот, на первый.

Чем характеризуется ударение в русском языке? Приведите примеры.


  1. Морфемика (4 балла)

Выпишите пары слов с одинаковыми приставками:
польёт - полёт, полезет полезный, пробовать - пробивать, прошла — прошила, подышать подшить, вскоре - вскроет, вслух - вслед, всемерно - всемеро, взрыв - вздор, взлёт - вздох.



  1. Словообразование (6 баллов)

Распределите данные ниже слова по способу словообразования: 1) приставочный, 2) суффиксальный, 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.

Взлететь, подснежник, душонка, вылет, раскрасавица, межпланетный, спасатель, синь, небезвредный, дождливый, зимовать, вход.



  1. Лексика (5 баллов)

Установите значение приведённых ниже омографов, составив словосочетания или предложения с каждым из "спрятанных" здесь слов.

Атлас, рожки, хлопок, выкупать, парить.

  1. Фразеология (4 балла)


Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) биться об заклад; б) растопить лёд; в) не чаять души, г) сидеть между двух стульев.



  1. Морфология (4 балла)


Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.


  1. Синтаксис (3 балла)

Определите синтаксическую функцию инфинитива:

     а) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.

     б) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.

     в) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.

     г) Смотреть – время терять.

     д) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами.


  1. Культура речи (3 балла)

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Исправьте ошибку. Объясните.

а) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

б) Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

в) Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

г) Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».


  1. Стилистика (2 балла)

Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?

 Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.


  1. Текст (10 баллов)

 

Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.


Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап...ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл...вах чу…твуя пр...бл...жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш...м воздухе (не,ни)слышно н...сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л...гушки.


Максимальное количество баллов за работу – 50.


Ключи к заданиям школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по русскому языку,

9 класс

2013-2014 учебный год

  1. Фонетика

Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.

Критерии оценивания. По 0,5 балла за каждое верно выписанное слово. Итого: 5 баллов

  1. Орфоэпия

В русском языке ударение разноместное (свободное): есть слова с ударением на первом и последнем, на предпоследнем и среднем слогах. Например: мармелад, привилегия, почерк, капризничать и др.

Ударение подвижное, т.е. при склонении и спряжении слов может передвигаться с одного слога на другой: голова, голову, голов.

Критерии оценивания. По 1 баллу за каждое качество ударения. За наличие правильных примеров, характеризующих качества ударения, – 2 балла. Итого: 4 балла

  1. Морфемика

Польёт - полёт, прошла — прошила, вслух - вслед, взлёт - вздох.

Критерии оценивания. По 1 баллу за каждую пару слов. Итого: 4 балла

  1. Словообразование

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Бессуффиксный

Взлететь

Раскрасавица

Небезвредный


Душонка

Спасатель

Дождливый

Зимовать


Подснежник

Межпланетный




Вылет

Синь

Вход



Критерии оценивания. По 0,5 балла за каждое слово. Итого: 6 баллов

  1. Лексика

Атлас – сборник таблиц, географических карт и т.п. Географический атлас.

Атлас – сорт шёлковой гладкой блестящей ткани.

Рожки – уменьш. к рога – вырост из костного вещества на черепе у некоторых животных. Остались от козлика рожки да ножки.

Рожкипищевой продукт в виде мелко нарезанных макарон. На гарнир дали рожки.

Хлопок – удар в ладоши. В зале раздались отдельные хлопки.

Хлопок- растение, семена которого покрыты пушистыми волосками, дающими волокно.

Выкупать – освобождать, получать обратно деньги. Выкупать пленника.

Выкупать – погрузив в воду, вымыть. Выкупать в ванной.

Парить – держаться в воздухе неподвижно на раскрытых крыльях. Орёл парит под облаками.

Парить - подвергать действию пара; приготовлять что-либо в закрытом сосуде на пару. Парить овощи.


Критерии оценивания. По 0,5 балла за каждое удачное словосочетание или предложение.

Итого: 5 баллов

6. Фразеология

а) спорить с обязательством оплатить проигрыш;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень сильно, безгранично любить кого-либо;

г) придерживаться одновременно различных, непримиримых точек зрения в чем-либо.

Критерии оценивания. По 1 баллу за каждый верно растолкованный фразеологизм.

Итого: 4 балла

7. Морфология

а) наречие; б) наречие; в) предлог; г) союз; д) наречие; е) предлоги; ж) наречие.

Критерии оценивания. По 0,5 балла за каждую верно определенную часть речи.

Итого: 4 балла

8. Синтаксис

а) обстоятельство;

б) определение;

в) дополнение;

г) подлежащее и сказуемое;

д) дополнение.

 

Критерии оценивания. За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 0,5 балла. Итого: 3 балла.


9. Культура речи

Ошибка в предложении под буквой «г». Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

Критерии оценивания. За верно найденное предложение с ошибкой – 1 балл. За исправление – 1 балл. За объяснение – 1 балл. Итого: 3 балла.

10. Стилистика

Для создания комического эффекта А.П. Чехов использовал инверсию.

 

Критерии оценивания. За верный ответ – 2 балла.


11. Текст 

Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

Критерии оценивания. За удачно подобранный заголовок – 1 балл. За правильно вставленные буквы и верно расставленные знаки препинания – 4 балла. За творческую работу- до 5 баллов. Итого: 10 баллов


Максимальное количество баллов за работу – 50.