СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2016 г. (6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2016 г. (6 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2016 г. (6 класс)»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2016–2017 учебный год

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

(6 класс)


Часть I. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)

Писатели часто получают письма от читателей. Такие письма содержат отзывы о произведениях, советы, укоры, выражают восхищение или возмущение. Иной раз писателя отождествляют с его героем или находят в его произведениях неизвестные автору прототипы, что может привести к различным недоразумениям.

Напишите письмо одному из перечисленных ниже писателей. Упомяните его произведения, напишите о том, почему они Вам нравятся или не нравятся.

Роберт Льюис Стивенсон (1850–1894)

Джоан Роулинг (р. 1965)

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)

Артур Конан Дойл (1859–1930)

Объём письма – 100–150 слов.

Оцениваются:

знание творчества выбранного автора (учитывается не только количество названных произведений, но и знание их содержания)


0–10 баллов

доказательность собственного мнения, убедительность суждений

0–10 баллов

соблюдение границ речевого жанра, единство стиля

0–5 баллов

речевая грамотность (наличие/отсутствие орфографи ческих, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок)

0–5 баллов

Всего

30 баллов


Часть II. Целостный анализ текста (35 баллов)


Выберите ОДИН из вариантов.


Вариант 1. Прочитайте рассказ Ю.И. Коваля. Напишите о нём сочинение, отвечая на поставленные вопросы.

Почему дети поначалу избегали новой учительницы?

Как проходили уроки в нулевом классе? Как эти уроки показывают характер учительницы?

Как занятия в нулевом классе менялись в зависимости от времён года? Как жители деревни меняли своё отношение к занятиям в нулевом классе?

Что означает последняя строчка рассказа? Как Вы её понимаете?

Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.




Юрий Иосифович Коваль (1938–1995)

НУЛЕВОЙ КЛАСС

Приехала к нам в деревню новая учительница. Марья Семёновна. А у нас и старый учитель был – Алексей Степанович.

Вот новая учительница стала со старым дружить. Ходят вместе по деревне, со всеми здороваются.

Дружили так с неделю, а потом рассорились. Все ученики к Алексей Степанычу бегут, а Марья Семёновна стоит в сторонке. К ней никто и не бежит – обидно.

Алексей Степанович говорит:

–Бегите-ко до Марьи Семёновны.

А ученики не бегут, жмутся к старому учителю. И, действительно, серьёзно так жмутся, прямо к бокам его прижимаются.

–Мы её пугаемся, – братья Моховы говорят. – Она бруснику моет. Марья Семёновна говорит:

–Ягоды надо мыть, чтоб заразу смыть.

От этих слов ученики ещё сильней к Алексей Степанычу жмутся. Алексей Степанович говорит:

–Что поделаешь, Марья Семёновна, придётся мне ребят дальше учить, вы заводите себе нулевой класс.

–Как это так?

– А так. Нюра у нас в первом классе, Федюша во втором, братья Моховы в третьем, а в четвёртом, как известно, никого нет. Но зато в нулевом классе ученики будут.

–И много? – обрадовалась Марья Семёновна.

–Много не много, но один – вон он, на дороге в луже стоит.

А прямо посреди деревни, на дороге и вправду стоял в луже один человек. Это был Ванечка Калачёв. Он месил глину резиновыми сапогами, воду запруживал. Ему не хотелось, чтоб вся вода из лужи вытекла.

–Да он же совсем маленький, – Марья Семёновна говорит, – он же ещё глину месит.

–Ну и пускай месит, – Алексей Степанович отвечает. А вы каких же учеников в нулевой класс желаете? Трактористов, что ли? Они ведь тоже глину месят.

Тут Марья Семёновна подходит к Ванечке и говорит:

–Приходи, Ваня, в школу, в нулевой класс.

–Сегодня некогда, – Ванечка говорит, – запруду надо делать.

–Завтра приходи, утром пораньше.

–Вот не знаю, – Ваня говорит, – как бы утром запруду не прорвало.

–Да не прорвет, – Алексей Степанович говорит и своим сапогом запруду подправляет. – А ты поучись немного в нулевом классе, а уж на другой год я тебя в первый класс приму. Марья Семёновна буквы тебе покажет.

–Какие буквы? Прописные или печатные?


– Печатные.

– Ну, это хорошо. Я люблю печатные, потому что они понятные.


На другой день Марья Семёновна пришла в школу пораньше, разложила на столе печатные буквы, карандаши, бумагу. Ждала, ждала, а Ванечки нет. Тут она почувствовала, что запруду всё-таки прорвало, и пошла на дорогу. Ванечка стоял в луже и сапогом запруду делал.

– Телега проехала, – объяснил он. – Приходится починять.


– Ладно, – сказала Марья Семёновна, – давай вместе запруду делать, а заодно и буквы учить.


И тут она своим сапогом нарисовала на глине букву «А» и говорит:

– Это, Ваня, буква «А». Рисуй теперь такую же.


Ване понравилось сапогом рисовать. Он вывел носочком букву «А» и прочитал:

– А.

Марья Семёновна засмеялась и говорит:

– Повторение – мать учения. Рисуй вторую букву «А».


  • Ваня стал рисовать букву за буквой и до того зарисовался, что запруду снова прорвало.


– Я букву «А» рисовать больше не буду, – сказал Ваня, потому что плотину прорывает.


– Давай тогда другую букву, – Марья Семёновна говорит. – Вот буква «Б».

  • она стала рисовать букву «Б».


А тут председатель колхоза на газике выехал. Он погудел газиком, Марья Семёновна с Ваней расступились, и председатель не только запруду прорвал своими колесами, но и все буквы стёр с глины. Не знал он, конечно, что здесь происходит занятие нулевого класса.


Вода хлынула из лужи, потекла по дороге, всё вниз и вниз в другую лужу, а потом в овраг, из оврага в ручей, из ручья в речку, а уж из речки в далёкое море.


– Эту неудачу трудно ликвидировать, – сказала Марья Семёновна, – но можно. У нас остался последний шанс – буква «В». Смотри, как она рисуется.


И Марья Семёновна стала собирать разбросанную глину, укладывать её барьерчиком. И не только сапогами, но даже и руками сложила всё-таки на дороге букву «В». Красивая получилась буква, вроде крепости. Но, к сожа-лению, через сложенную ею букву хлестала и хлестала вода. Сильные дожди прошли у нас в сентябре.


– Я, Марья Семёновна, вот что теперь скажу, – заметил Ваня, – к вашей букве «В» надо бы добавить что-нибудь покрепче. И повыше. Предлагаю букву «Г», которую давно знаю.


Марья Семёновна обрадовалась, что Ваня такой образованный, и они вместе слепили не очень даже кривую букву «Г». Вы не поверите, но эти две буквы «В» и «Г» воду из лужи вполне задержали












.



3

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2015–2016 уч. г. Школьный этап. 6 класс


На другое утро мы снова увидели на дороге Ванечку и Марью Семёновну.


– Жэ! Зэ! – кричали они и месили сапогами глину. – Ка! Эль! И краткое! Новая и невиданная книга лежала у них под ногами, и все наши жители


осторожно обходили её, стороной объезжали на телеге, чтоб не помешать занятиям нулевого класса. Даже председатель проехал на своём газике так аккуратно, что не задел ни одной буквы.


Тёплые дни скоро кончились. Задул северный ветер, лужи на дорогах замёрзли.


Однажды под вечер я заметил Ванечку и Марью Семёновну. Они сидели на брёвнышке на берегу реки и громко считали:


– Пять, шесть, семь, восемь...

Кажется, они считали улетающих на юг журавлей.


А журавли и вправду улетали, и темнело небо, накрывающее нулевой класс, в котором все мы, друзья, наверно, ещё учимся.




Вариант 2 Прочитайте стихотворение К.Д. Бальмонта.


Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы.

Почему стихотворение так называется?


Какие слова употреблены в переносном значении? Почему бабочка названа узницей?


Какими художественными средствами (эпитеты, метафоры) поэт выстраивает образ бабочки?

Что Вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?


Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.


Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942)

БАБОЧКА


Помню я, бабочка билась в окно. Крылышки тонко стучали. Тонко стекло, и прозрачно оно. Но отделяет от дали.

  • мае то было. Мне было пять лет.


  • нашей усадьбе старинной. Узнице воздух вернул я и свет. Выпустил в сад наш пустынный.


Если умру я, и спросят меня: «В чём твоё доброе дело?»


Молвлю я: «Мысль моя майского дня Бабочке зла не хотела».


Максимальное количество баллов за работу – 65.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!