СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада школьного этапа для работы учителям биологам.

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии»

Задания школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2018 – 2019 уч.год

11 класс


Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


1. В результате воздействия раствора йода на исследуемые образцы клеток растений,

в случае содержания в них крахмала, будет наблюдаться:

а) синее окрашивание; б) розовое окрашивание; в) зеленое окрашивание;

г) обесцвечивание образца.

2. Из перечисленных органоидов клетки немембранное строение имеет:

а) лизосома; б) аппарат Гольджи; в) клеточный центр; г) митохондрия.

3. Функции носителей наследственной информации выполняют:

а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты.

4. Из органических веществ клетки, только для белков характерна функция:

а) защитная; б) строительная; в) энергетическая; г) ферментативная.

5. Трансляция – это процесс, в ходе которого:

а) синтезируются тРНК; б) удваивается количество нитей ДНК;

в) белковые молекулы распадаются на аминокислоты;

г) рибосомы синтезируют белковые молекулы на матрице информационной РНК.

6. Среди перечисленных веществ, по строению не является биополимером:

а) актин; б) глюкоза; в) гликоген; г) дезоксирибонуклеиновая кислота.

7. У детей появляются новые не свойственные родителям признаки, так как:

а) все гаметы родителей разносортные; б) при оплодотворении гаметы сливаются случайно; в) у детей родительские гены сочетаются в новых комбинациях;

г) одну половину генов ребенок получает от отца, а другую – от матери.

8. Органоид(ы), имеющиеся в клетках и прокариот, и эукариот:

а) эндоплазматическая сеть; б) митохондрии; в) лизосомы; г) рибосомы.

9.Женская гетерогаметность характерна для: а) мух; б) птиц; в) млекопитающих;

г) все ответы верны.

10. У человека отсутствие потовых желёз зависит от рецессивного сцепленного с полом гена, локализованного в Х хромосоме. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова. Вероятность появления данной аномалии у дочерей в этой семье составляет:

а) 0 %; б) 25 %; в) 50 %; г) 100 %.

11. Основными компонентами хроматина ядра эукариот являются: а) ДНК и РНК;

б) РНК и белки; в) ДНК и белки; г) ДНК и липиды.

12. Окисление органических соединений до СО2 в митохондриях происходит:

а) в матриксе; б) в межмембранном пространстве; в) на наружной мембране;

г) на внутренней мембране.

13. В тРНК в состав антикодона входит:

а) один нуклеотид; б) два нуклеотида; в) три нуклеотида; г) четыре нуклеотида.

14. Ионы магния входят в состав: а) гемоглобина; б) инсулина; в) хлорофилла;

г) тироксина.

15. В процессе фотосинтеза источником кислорода – побочного продукта – является:

а) рибулозо-бисфосфат; б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ.

16. Какой из процессов не может происходить в клетках животных в анаэробных условиях?

а) синтез ДНК; б) синтез АТФ; в) синтез гликогена; г) окисление жиров.

17. Биополимерами являются:
а) белки б) полисахариды в) нуклеиновые кислоты г) всё перечисленное

18. Урацил образует комплиментарную связь с:
а) аденином б) тимином в) цитозином г) гуанином

19. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:

а) центрифугирования; б) гибридологического; в) цитогенетического; г) биохимического.

20. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о:

а) первичной структуре молекул белка; б) составе молекулы АТФ; в) строении триплета;

г) строении аминокислот.

21. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:

а) транспорт белка в) энергетический обмен; б) синтез белка; г) транскрипция иРНК.

22. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем: а) гаметогенеза; б) филогенеза; в) мейоза; г) митоза.

23. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?

а) ААВВ х ВbВb; б) АаВb х ааbb; в) ААВВ х ААВВ; г) Вb х Аа.

24. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка?

а) 300; б) 600; в) 900; г)1500.

 25. Непосредственно не взаимодействуют органоиды:

а) ЭПР и аппарат Гольджи; б) митохондрии и лизосомы; в) микротрубочки и аппарат Гольджи; г) ядрышко и рибосомы.

26. Тип строения биологической мембраны определяется:

а) выполняемыми функциями; б) соотношением белков и липидов;
в) пространственным расположением молекул; г) генетической информацией.

27. Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:

а) профаза; б) метафаза; в) анафаза; г) телофаза.

28. Первичная структура белка образована за счет:

а) ковалентных связей; б) ионных связей; в) водородных связей; г) ни один из ответов не верен.

29. Гены, обусловливающие развитие некоторых наследственных заболеваний, расположены в Х-хромосоме человека. Назовите один такой признак.

а) диабет б) гемофилия в) близорукость г) атеросклероз

30. Генотип человека, имеющего II группу крови:

а) ОО б) АО или АА + в) ВО или ВВ г) АВ

31. Ген-участок: а) ядра б) ДНК в) т-РНК г) и-РНК

32. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот? а) калий б) фосфор в) кальций г) цинк

33. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется … а) генотип б) фенотип в) кариотип г) генофонд

34.Не является обязательным структурным компонентом клетки:
а) клеточная мембрана; б) ядро; + в) генетический аппарат; г) цитоплазма.

35. В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза б) крахмал в) глюкоза г) гликоген


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. ДНК содержится в: 1. хромосомах; 2. лизосомах; 3. митохондриях; 4. хлоропластах;

5. аппарате Гольджи

a) 2, 3, 4; б) 1, 3, 4, 5; в) 1, 3, 5; г) 1, 3, 4.

2. Отец не может передать сыну такой признак, как: 1. альбинизм; 2. дальтонизм ;

3. феникетонурию; 4. гемофилию; 5. голубой цвет глаз.

a) 1, 2, 4, 5; б) 2, 5; в) 2, 4; г) 4, 5.

3. Хлоропласты и митохондрии: 1. содержат ионы К + ; 2. содержат коферменты

окислительно-восстановительных реакций; 3. содержат белки; 4. могут синтезировать ДНК; 5. не содержат ДНК.

а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4; г) 1, 2, 4, 5.

4. В горном походе на высоте около 4000 м у группы туристов из города Киров были

зарегистрированы патофизиологические нарушения: 1. гипоксия (недостаток кислорода); 2. гипокапния (недостаток углекислого газа); 3. повышение аппетита;

4. повышение частоты сердцебиения; 5. учащение дыхания.

а) 1, 2, 3; б) 1, 4, 5; в) 2, 4, 5; г) 2, 3, 4.

5. В любой клетке фосфор входит в состав: 1. рибосом; 2. мембран; 3. белков; 4.ДНК;

5. РНК.

а) 1, 2, 4, 5; б) 2, 3; в) 1, 2, 3, 4; г) только 3.

6. Ферменты – это биологические макромолекулы, которые: 1) содержатся только в ядрах клеток; 2) постоянно присутствуют в клетках; 3) катализируют биохимические реакции; 4) содержатся только в цитоплазме клеток; 5) находятся преимущественно в рибосомах.

а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.

7. Плазматическая мембрана участвует в: 1) взаимодействии клеток; 2) избирательном транспорте веществ; 3) хранении генетической информации; 4) биосинтезе белка;

5) фагоцитозе.

а) 1, 2, 3; б) 1, 3, 5 в) 2, 4, 5; г) 1, 2, 5.

8. Человек как объект генетического исследования имеет ряд ограничений. Какими методами можно изучать генетику человека: 1) генеалогический и цитогенетический;
2) биохимический и онтогенетический; 3) генеалогический и эволюционный;

4) дерматоглифика и ДНК-зонды; 5) близнецовый и популяционный.

а) 1, 3; б) 2, 4, 5; в) 1, 2, 4, 5; г) 1, 2, 3, 4, 5.

9. Для анафазы митоза не характерно: 1.образование «экваториальной пластинки». 2.начало перемещения хромосом к полюсам. 3.формирование веретена деления. 4.появление ядрышек. 5.образование «дочерних звезд»,

а) 3, 5; б)2,5; в)1, 2, 5; г)1, 3, 4.

10. Биологическое значение мейоза заключается в:

1) поддержании постоянства числа хромосом вида; 2) обеспечении процесса роста, развития организмов; 3) увеличении изменчивости благодаря случайному расхождению хромосом в анафазе I и кроссинговеру, 4) повышении организации живых существ; 5) образовании мужских и женских половых клеток; 6) обеспечении регенерации и бесполого размножения

а) 1,3,5; б) 1,2,5; в) 1,2,3 г) 3,4,5


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

2. Транспирация позволяет растению поглощать энергию солнца.

3. Для синтеза белка в клетке обязательно требуется эндоплазматическая сеть.

4. Гормоны могут быть производными белков или липидов.

5. Аммиак, образующийся при окислении белков, в печени превращается в менее ядовитое вещество —мочевину.

6. Генетическая информация в ДНК кодируется последовательностью фосфатных групп.

7. Женская гетерогаметность характерна для рыб и некоторых млекопитающих.

8. В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал.

9. Гликолиз происходит только в анаэробных условиях.

10. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

11. Самые длинные клеточные РНК – информационные.

12. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

13. Все РНК в клетке синтезируются на матрице ДНК.

14. Все клетки организма человека содержат ДНК.

15. Все триплеты нуклеотидов кодируют аминокислоты.

16. Кислород, образующийся при фотосинтезе, выделяется из углекислого газа.

17. Кроссинговер происходит во время профазы первого деления мейоза.

18. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).

19. Гибрид тритикале был получен методом отдалённой гибридизации.

20. Продуктами гликолиза являются глюкоза и кислород.


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


  1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите органические вещества (А–Д) и функции, выполняемые ими в клетке и/или организме (1–5).

Функции:

1. Ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами.

2. Входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул.

3. Являются основным компонентом клеточной стенки клетки растений.

4. Выполняет функцию аккумулятора энергии в клетке.

5. Заключает в себе генетическую информацию об организме.

Вещества:

А. ДНК

Б. Белки

В. АТФ

Г. Липиды

Д. Углеводы



Функции

1

2

3

4

5

Вещество














  1. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.



Особенности обмена веществ:

Организмы:

1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ.

А. Автотрофы

2. Использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ.

Б. Гетеротрофы

3. Использование только готовых органических веществ.


4. Синтез органических веществ из неорганических веществ.


5. Выделение кислорода.


Особенности обмена веществ

1

2

3

4

5

Организмы

А

Б

Б

А

А



  1. [мах. 2,5 балла] Сопоставьте названные биохимические процессы и структуры, в которых эти процессы протекают.



Биохимический процесс:

Клеточная структура:


  1. фотосинтез

  2. гидролиз белков

  3. гликолиз

  4. репликация

  5. биосинтез белка

А) цитоплазма

Б) ядро ДНК

В) хлоропласты

Г) шероховатая эндоплазматическая сеть

Д) лизосома




Биохимический процесс:

1

2

3

4

5

Клеточная структура:









4. [мах. 3 балла] Полисахариды выполняют в живых организмах преимущественно

структурные или запасные функции. Соотнесите полисахарид (1–6) с названием

группы, к которой его можно отнести по выполняемой функции (А–Б).

Полисахариды:

Группа:


1) крахмал

2) инулин

3) хитин

4) гиалуроновая кислота

5) гликоген

6) агароза

А) Запасные полисахариды

Б) Структурные полисахариды




Полисахариды

1

2

3

4

5

6

Группа









5.[мах. 2,5 балла] Установите соответствие между этапами энергетического обмена и процессами :

Этапы энергетического обмена

Процессы

А)Бескислородный

Б)Кислородный

1. Образование молочной кислоты

2. Полное окисление до CO2, H2O

3. Образование пировиноградной кислоты

4. Расщепление глюкозы

5. Синтез 36 молекул АТФ



Процессы

1

2

3

4

5

Этапы энергетического обмена









































Шифр ____________________ Класс ___________________

Матрица ответов
на задания теоретического тура школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2018-2019 уч. год
11 класс
[мах. 88 баллов]

Часть I. [35 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10











11-20











21-30











31-35











Часть II. [20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10











Часть III. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

прав. "ДА"





















неправ "НЕТ





















Часть IV. [13 баллов]

    1. [мах. 2,5 балла]

      Функции

      1

      2

      3

      4

      5

      Вещество






    2. [мах. 2,5 баллов]

      Особенности обмена веществ

      1

      2

      3

      4

      5

      Организмы






    3. [мах. 2,5 балла]

Биохимический процесс:

1

2

3

4

5

Клеточная структура:






4. [мах. 3 балла]

Полисахариды

1

2

3

4

5

6

Группа







5. [мах. 2,5 балла]

Процессы

1

2

3

4

5

Этапы энергетического обмена







ответы
на задания теоретического тура школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2018-2019 уч. год
11 класс
[мах. 88 баллов]

Часть I. [35 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а

в

г

г

г

б


г

б

в

11-20

в

а

в

в

в

г

г

а

в

а

21-30

в

г

б

в

в

а

в

а

б

б

31-35

б

б

б

б

г






Часть II. [20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

г

в

в

б

а

г

г

в

г

а

Часть III. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

прав. "ДА"




+

+






+

+

+




+


+


неправ "НЕТ

+

+

+



+

+

+

+

+




+

+

+


+


+

Часть IV. [13 баллов]

1.[мах. 2,5 балла]

Функции

1

2

3

4

5

Вещество

б

г

д

в

а

2.[мах. 2,5 баллов]

Особенности обмена веществ

1

2

3

4

5

Организмы

а

б

бб

аа

аа

3.[мах. 2,5 балла]

Биохимический процесс:

1

2

3

4

5

Клеточная структура:

в

д

а

б

г

4. [мах. 3 балла]

Полисахариды

1

2

3

4

5

6

Группа

а

а

б

б

а

б

5. [мах. 2,5 балла]

Процессы

1

2

3

4

5

Этапы энергетического обмена

а

б

а

а

б




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!