В 1 классе (происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия).
На этом этапе формируются следующие предметные умения:
практическое отличие текста от набора предложений;
знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
составление схематического или картинного плана под руководством учителя;
озаглавливание текста (подбор заголовков);
характеристика героев и их поступков.
Во 2 классе (начинается обучение детей умению работать с текстом):
нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;
смысловое чтение;
деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
владение пересказом разного вида;
выделение опорных слов (словосочетаний);
подбор антонимов и синонимов к словам;
В 3 – 4 классах (обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному):
самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
выделение главной и второстепенной информации;
выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
При анализе педагогического опыта мы выделили следующие методы и приёмы, формирующие умения интерпретации:
«работа с литературной критикой; - анализ сведений, связанных с оценкой того или иного произведения;
сравнения, связанные с проблемой претворения литературного произведения в других видах искусства;
поиск ключевых слов и ассоциаций;
сочинения разных жанров творческого характера.
На основе интерпретации мы можем оценить степень и глубину понимания текста реципиентом.
Процесс интерпретации предполагает следующие этапы:
догадка, предположение, выдвижение гипотезы;
вывод следствий и их сопоставление с известными данными;
согласование двух первых этапов, в результате чего постигается смысл текста.
Учителя отмечают наиболее часто применяемые задания на интерпретацию текстов на уроках литературного чтения в начальной школе:
Задание: нужно придумать очень необычный текст, чтобы неожиданно, по-своему, красиво, образно и метко высказаться о книге. Используй для этого не более 60 слов. Это 1-6 предложений. Если твоя
мысль будет вызывать удивление, интриговать или создавать настроение, если твоё высказывание будет оригинальным и остроумным, то его разместят на обложку книги, когда будут её переиздавать.
Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.
Задания на творческую интерпретацию художественного текста на уроках литературного чтения:
Диафильм — это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжён титрами (подписями).
Порядок работы учащихся по составлению диафильма:
прочитать текст (или заданный отрывок из него), определить общий характер будущего диафильма (юмористический, грустный, серьёзный и т. д.);
разделить текст на части (картинки, кадры);
выделить в первой части «главные» предложения (для титров);
представить себе мысленно картинку к первой части текста;
устно «нарисовать» картинку к первому кадру;
графически изобразить кадр (выполняется пожеланию, но не на уроке);
на основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно);
проверить соответствие рисунка и титров;
проделать работу, отмеченную в п. 3, 4, 5, 6, 7, 8, с каждой частью текста.
Если в тексте имеются диалоги, то при составлении диафильма можно использовать приём озвучивания кадров.
Она проводится в следующем порядке:
подбор части произведения для экранизации (небольшой рассказ можно взять целиком);
деление текста на эпизоды, их озаглавливание;
заполнение эпизодов воображаемыми кадрами - картинками так, будто действие происходит на экране «Давайте представим, что действие происходит на экране. Что мы видим в этом кадре?»;
инсценирование по ходу экранизации диалогов, если они имеются;
определение характера музыкального сопровождения («какая музыка будет звучать в нашем фильме: медленная, быстрая; грустная, весёлая?»).
анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев;
постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»;
произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);
чтение по ролям; драматизация развёрнутой формы.
Анализ иллюстраций происходит в таком порядке: восприятие иллюстративного материала («Что изображено на картинке?»); выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»), истолкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»).
Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, можно усложнить работу, предложив им задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?». Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику героя. Затем учитель уточняет: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: работу по развитию речи на основе иллюстрации или анализ содержания текста.
музыкальные иллюстрации, т. е. иллюстрации, созданные звуками. Попробуем подобрать такую иллюстрацию к стихотворению А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Какому главному требованию должно отвечать музыкальное произведение, которое мы выберем в качестве иллюстрации к стихотворению. (Характер музыки должен соответствовать характеру, настроению стихотворения А. Пушкина.)
Далее учащимся предлагается выбрать из двух пьес П. Чайковского («Осенняя песня» и «На тройке») музыкальную иллюстрацию к стихотворению А. Пушкина и аргументировать свой выбор. При музыкальном иллюстрировании возможен также вопрос, рассчитанный на большую творческую свободу учащихся: «Какую музыку вы сочинили бы к этому произведению? Почему?».