СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания, способствующие развитию у младших школьников умений интерпретировать текст художественного произведения на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания, способствующие развитию у младших школьников умений интерпретировать текст художественного произведения на уроках литературного чтения»

В 1 классе (происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия).

На этом этапе формируются следующие предметные умения:

  • практическое отличие текста от набора предложений;

  • знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

  • выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

  • составление схематического или картинного плана под руководством учителя;

  • озаглавливание текста (подбор заголовков);

  • характеристика героев и их поступков.

Во 2 классе (начинается обучение детей умению работать с текстом):

  • нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;

  • смысловое чтение;

  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

  • владение пересказом разного вида;

  • выделение опорных слов (словосочетаний);

  • подбор антонимов и синонимов к словам;

В 3 – 4 классах (обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному):

  • самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

  • нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

  • выделение главной и второстепенной информации;

  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

  • сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

При анализе педагогического опыта мы выделили следующие методы и приёмы, формирующие умения интерпретации:

  • «работа с литературной критикой; - анализ сведений, связанных с оценкой того или иного произведения;

  • сравнения, связанные с проблемой претворения литературного произведения в других видах искусства;

  • поиск ключевых слов и ассоциаций;

  • сочинения разных жанров творческого характера.

На основе интерпретации мы можем оценить степень и глубину понимания текста реципиентом.

Процесс интерпретации предполагает следующие этапы:

  • догадка, предположение, выдвижение гипотезы;

  • вывод следствий и их сопоставление с известными данными;

  • согласование двух первых этапов, в результате чего постигается смысл текста.

Учителя отмечают наиболее часто применяемые задания на интерпретацию текстов на уроках литературного чтения в начальной школе:

  • «Слово на обложку книги» - новый текст и есть продукт интерпретации.

Задание: нужно придумать очень необычный текст, чтобы неожиданно, по-своему, красиво, образно и метко высказаться о книге. Используй для этого не более 60 слов. Это 1-6 предложений. Если твоя

мысль будет вызывать удивление, интриговать или создавать настроение, если твоё высказывание будет оригинальным и остроумным, то его разместят на обложку книги, когда будут её переиздавать.

  • Графическое иллюстрирование.

Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.

Задания на творческую интерпретацию художественного текста на уроках литературного чтения:

  • Диафильм — это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжён титрами (подписями).

Порядок работы учащихся по составлению диафильма:

    1. прочитать текст (или заданный отрывок  из него), определить общий характер будущего диафильма (юмористический, грустный, серьёзный и т. д.);

    2. разделить текст на части (картинки, кадры);

    3. выделить в первой части «главные» предложения (для титров);

    4. представить себе мысленно картинку к первой части текста;

    5. устно «нарисовать» картинку к первому кадру;

    6. графически изобразить кадр (выполняется пожеланию, но не на уроке);

    7. на основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно);

    8. проверить соответствие рисунка и титров;

    9. проделать работу, отмеченную в п. 3, 4, 5, 6, 7, 8, с каждой частью текста.

Если в тексте имеются диалоги, то при составлении диафильма можно использовать приём озвучивания кадров.

  • Экранизация литературного произведения - немаловажный вид интерпретации.

Она проводится в следующем порядке:

    1. подбор части произведения для экранизации (небольшой рассказ можно взять целиком);

    2. деление текста на эпизоды, их озаглавливание;

    3. заполнение эпизодов воображаемыми кадрами - картинками так, будто действие происходит на экране «Давайте представим, что действие происходит на экране. Что мы видим  в этом кадре?»;

    4. инсценирование по ходу экранизации диалогов, если они имеются;

    5. определение характера музыкального сопровождения («какая музыка будет звучать в нашем фильме: медленная, быстрая; грустная, весёлая?»).

  • Драматизация

    1. анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и  пантомимики изображённых на них героев;

    2. постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»;

    3. произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);

    4. чтение по ролям; драматизация развёрнутой формы.

Анализ иллюстраций происходит в таком порядке: восприятие иллюстративного материала («Что изображено на картинке?»); выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»), истолкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»).

Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, можно усложнить работу, предложив им задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?». Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику героя. Затем учитель уточняет: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: работу по развитию речи на основе иллюстрации или анализ содержания текста.

  • музыкальные иллюстрации, т. е. иллюстрации, созданные звуками. Попробуем подобрать такую иллюстрацию к стихотворению А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Какому главному требованию должно отвечать музыкальное произведение, которое мы выберем в качестве иллюстрации к стихотворению. (Характер музыки должен соответствовать характеру, настроению стихотворения А. Пушкина.)

Далее учащимся предлагается выбрать из двух пьес П. Чайковского («Осенняя песня» и «На тройке») музыкальную иллюстрацию к стихотворению А. Пушкина и аргументировать свой выбор. При музыкальном иллюстрировании возможен также вопрос, рассчитанный на большую творческую свободу учащихся: «Какую музыку вы сочинили бы к этому произведению? Почему?».