Задание 23 № 2417. Период, когда СССР руководил Н.С. Хрущёв, отличался от предшествующего. Объясните, в чём состояли изменения во внешней политике в данный период (приведите три объяснения).
Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) изменение теоретических установок проведения внешней политики (идея
мирного сосуществования двух систем);
2) налаживание отношений со странами Запада;
3) ухудшение отношений с некоторыми социалистическими странами
в связи с политикой десталинизации в СССР;
4) налаживание отношений с освободившимися странами.
Могут быть приведены другие объяснения.
Задание 23 № 5589. Когда Н.С. Хрущёв укрепился у власти, он начал курс, направленный на улучшение положения дел в сельском хозяйстве, был проведён ряд направленных на это преобразований. Однако к концу его нахождения у власти состояние дел в сельском хозяйстве стало столь плачевным, что СССР начал закупать продовольствие за границей. Приведите не менее трёх объяснений такому результату.
Пояснение.
Могут быть даны следующие объяснения:
– при Хрущёве сохранялись прежние командно-административные методы управления сельским хозяйством, лишь незначительно возросла материальная заинтересованность работников
в результатах своего труда;
– проводимые преобразования были плохо продуманы, что вело к большому ущербу для сельского хозяйства (подъём целины не был подготовлен с точки зрения создания соответствующей инфраструктуры; ликвидация МТС привела к гибели техники и бегству специалистов в города);
– свойственная периоду правления Хрущёва кампанейщина, выразившаяся в нанесших урон земледелию и скотоводству кампаниях по посеву кукурузы и в стремлении догнать Америку по
производству молока и мяса.
Могут быть даны другие объяснения.
Задание 23 № 4182. В конце 1950-х гг. Н. С. Хрущёв добился максимального укрепления своих позиций в политическом руководстве СССР.
Укажите не менее трёх внутриполитических событий (явлений), способствовавших укреплению позиций Н. С. Хрущёва в политическом руководстве СССР.
Пояснение.
Могут быть названы следующие причины укрепления позиции Хрущева:
- победа над оппозицией в лице Молотова, Маленкова, Кагановича и др.;
- критика культа личности Сталина на XX съезде партии;
- отправка в отставку маршала Жукова;
- назначение на должность Председателя Совета министров в 1958г.
Задание 24 № 1442. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Н. С. Хрущев начал борьбу с "культом личности" и политику десталинизации в целях усиления своей личной власти
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Пояснение.
Аргументы в подтверждение:
— после смерти Сталина в партии шла острая борьба за власть между Берией, который выступил с радикальной программой обновления, и Хрущевым, который истолковал либерализм Берии как стремление захватить власть;
— арест Берии дал Хрущеву возможность укрепить личную власть;
— политика «десталинизации» была наиболее привлекательным для общества вариантом развития;
— политика «десталинизации» не была полной и последовательной, критика шла только в рамках дозволенного партией.
Аргументы в опровержение:
— смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями;
— в лагерях ГУЛАГа в 1953—1956 гг. прошли восстания;
— в обществе назревал социальный протест;
— культ личности был осужден как средство борьбы за власть в высших эшелонах власти.
Задание 24 № 2035. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Доклад Н.С. Хрущёва с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом."
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Пояснение.
Аргументы в подтверждение
- выступление Н.С. Хрущёва на съезде раскололо советское общество на сторонников и противников разоблачения культа личности Сталина;
- в течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождём, под его руководством были совершены многие достижения, одержана победа в Великой Отечественной войне;
- у Советского Союза действительно было много внутренних и внешних врагов, с которыми Сталин оправданно расправлялся;
- разоблачение культа личности Сталина привело к падению авторитета СССР за рубежом, к расколу среди руководства социалистических стран
Аргументы в опровержение:
- критика Н.С. Хрущёвым культа личности Сталина привела к раскрепощению сознания людей, избавила их от страха;
- были предприняты попытки провести демократические преобразования внутри партии, усилить роль Советов, национальных республик;
- была реабилитирована значительная часть политических заключённых
- началось проведение экономических преобразований, хотя и не очень продуманных, непоследовательных;
- предоставлена определённая свобода развития культуры в рамках идеологи-ческих установок партии
Задание 24 № 3463. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика советского руководства 1953-1964 гг. в области культуры качественно изменилась по сравнению с периодом руководства И.В. Сталина».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Аргументы в подтверждение1) Так в литературе стали подниматься вопросы, непосредственно затрагивающие проблемы взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. Почти одновременно о праве писателя быть искренним заговорили О.Ф. Берггольц; К.Г. Паустовский Л.К. Чуковская И. Эренбург, давшее характеристику целой эпохе - "Оттепель".
2) В общественное сознание возвращались вычеркнутые из него ранее герои, политические и культурные деятели.
3) Оживление началось во всех сферах художественной культуры: в театре, кинематографе, живописи (театр "Современник", фильмы М.К. Калатозова, Г. Н. Чухрая, Г. Н. Данелия, В. М. Шукшина, М.И. Ромма, И.Е. Хейфица, работы Э. Неизвестного).
4) Значительный резонанс в среде интеллигенции произвела публикация в журнале "Новый Мир" повести мало кому тогда известного учителя из Рязани А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".
Аргументы в опровержение: 1) Дело Пастернака;
2) разгром выставки в Манеже;
3) отстранение Твардовского от руководства журналом "Новый мир".
Задание 24 № 6100. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Н. С. Хрущёва имела либеральный характер».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
· разоблачение культа личности И.В. Сталина на ХХ съезде КПСС (1956 г.);
· началась реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных;
· прекратилась политика массовых репрессий;
· произошёл сдвиг в социальной политике в пользу простых людей (повышение пенсий в ходе пенсионной реформы; введение гарантированной денежной оплаты колхозникам; введение паспортов в деревне, право колхозников свободно переходить в другие колхозы и право уезжать в город, массовое жилищное строительство, обгонявшее по темпам прирост населения);
· были предприняты меры по повышению материального благосостояния населения (значительно сокращены налоги на личные подсобные хозяйства колхозников);
· началось оживление культурного обмена с зарубежными странами, расширение культурных и научных контактов;
2) в опровержение, например:
· применялись методы репрессий к гражданам СССР (расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г.);
· волюнтаристски решались вопросы развития культуры (разнос выставки авангардистов в Манеже в 1962 г.);
· усилились гонения власти на Русскую Православную Церковь (массовое закрытие церквей и монастырей, усиление атеистической пропаганды в СМИ);
· проводилась политика администрирования культуры и искусства (отстранение от руководства журналом «Новый мир» А.Т. Твардовского);
· медленно ликвидировалась система ГУЛАГа;
· в отношении инакомыслящих продолжала использоваться
статья 58 Уголовного кодекса РСФСР (до 1961 г.), квалифицировавшая любые критические выступления в адрес власти как политические и грозившая множеством репрессивных мер подпадавшим под её действие людям.
Могут быть приведены другие аргументы
Задание 12 № 4977. Прочтите отрывок из воспоминаний члена политбюро ЦК КПСС.
«Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это была нелепость. В таком размере — авантюра. Я никогда не был против освоения целины, хотя Хрущёв меня обвинил главным противником целины. Но я с самого начала был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах. Вот у тебя миллион рублей, больше нет, так отдать их на целину или уже в обжитые районы, где возможности имеются? Я предлагал вложить эти деньги в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно. Разбросали средства − и этим немножко, и тем, а хлеб хранить негде, он гниёт, дорог нет, вывезти нельзя.
Хрущёв сразу: «О, ты против целины!» — «Да позволь, почему против целины, но надо ж рассчитать всё-таки, как же можно государственные дела так делать?»
А Хрущёв нашёл идею и несётся, как саврас без узды! Стал размахиваться, чуть ли не сорок или сорок пять миллионов гектаров целины отгрыз, но это непосильно, нелепо и не нужно, а если бы было пятнадцать или восемнадцать, вероятно, вышло бы больше пользы. Больше толку.
Я был против совнархозов и написал письмо в политбюро, что это дело не подготовлено. Но в нашей группе не было единства, не было никакой программы. Мы только договорились его снять, а сами не были готовы к тому, чтобы взять власть».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Кампания, о которой идет речь в первом абзаце отрывка, началась в СССР во второй половине 1960-х гг.
2) Автор являлся активным сторонником вовлечения в сельскохозяйственный оборот 40–45 миллионов гектаров не осваивавшихся ранее земель.
3) Органы территориального управления народным хозяйством СССР, упоминаемые в отрывке, были введены по инициативе автора воспоминаний.
4) Часть средств, направленных на осуществление кампании, о которой идёт речь в первом абзаце отрывка, по мнению автора воспоминаний, следовало перенаправить на подъём сельского хозяйства нечернозёмных районов европейской части страны.
5) В период времени, когда СССР руководил упомянутый в отрывке государственный деятель, Крымская область была включена в состав Украинской ССР.
6) Автор воспоминаний являлся одним из членов так называемой «антипартийной группы», осуществившей неудачную попытку сместить с должности первого секретаря ЦК КПСС государственного деятеля, упомянутого в отрывке.
Пояснение.
1) Кампания, о которой идет речь в первом абзаце отрывка, началась в СССР во второй половине 1960-х гг. Нет. неверно. Целену начали осваивать в 1954 г.
2) Автор являлся активным сторонником вовлечения в сельскохозяйственный оборот 40–45 миллионов гектаров не осваивавшихся ранее земель. Нет. неверно, он предлагал меньшее количество.
3) Органы территориального управления народным хозяйством СССР, упоминаемые в отрывке, были введены по инициативе автора воспоминаний. Нет. он был против совнархозов.
4) Часть средств, направленных на осуществление кампании, о которой идёт речь в первом абзаце отрывка, по мнению автора воспоминаний, следовало перенаправить на подъём сельского хозяйства нечернозёмных районов европейской части страны.Да. верно.
5) В период времени, когда СССР руководил упомянутый в отрывке государственный деятель, Крымская область была включена в состав Украинской ССР. Да. верно.
6) Автор воспоминаний являлся одним из членов так называемой «антипартийной группы», осуществившей неудачную попытку сместить с должности первого секретаря ЦК КПСС государственного деятеля, упомянутого в отрывке. Да. верно.
Молотов
Задание 18 № 3326. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Плакат появился в годы восстановительной пятилетки.
2) Руководителем страны в период появления плаката был Н. С. Хрущёв.
3) Период, когда появился данный плакат, вошёл в историю как «оттепель».
4) При освоении целины зерновая культура, которой посвящён плакат, была преобладающей.
5) Результатом кукурузной компании было решение проблемы снабжения страны продовольствием.
Пояснение.
В годы правления Хрущева произошло повсеместное внедрение в довольно больших количествах в кукурузы, иногда в ущерб зерновым культурам. Хрущев рассчитывал с внедрением кукурузы решить проблему снабжения страны продуктами питания: мясом и молоком. В области духовной жизни период нахождения Хрущева у власти получил название «оттепели».
2,3
1956-62
Задание 18 № 8328. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) К событию, которому посвящён данный плакат, был причастен конструктор С. П. Королёв.
2) Данный плакат относится к времени руководства страной И. В. Сталина.
3) Плакат подчёркивает, что событие, которому он посвящён, является триумфом советского строя.
4) Событие, которому посвящен данный плакат, относится к 1940-м гг.
5) На плакате изображён А. И. Покрышкин.
Пояснение.
1) К событию, которому посвящён данный плакат, был причастен конструктор С. П. Королёв — да, верно.
2) Данный плакат относится к времени руководства страной И. В. Сталина — нет, при Хрущеве.
3) Плакат подчёркивает, что событие, которому он посвящён, является триумфом советского строя — да, верно.
4) Событие, которому посвящен данный плакат, относится к 1940-м гг. — нет, после 1961 г.
5) На плакате изображён А. И. Покрышкин. — нет, Ю. Гагарин.
Ответ: 1, 3.
Задание 18 № 5950. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Марка посвящена мореплавателю, открывшему Антарктиду.
2) В честь данного мореплавателя названо одно из морей, омывающее территорию России.
3) Марка была выпущена в период руководства Л.И. Брежнева.
4) В год выпуска марки был совершен первый пилотируемый космический полёт.
5) Мореплаватель, которому посвящена марка, погиб в ходе путешествия, маршрут которого на ней изображён
Пояснение.
Речь идет о Витусе Беринге. Единственно возможно правильным вариантом является: 25.
Задание 18 № 4656. Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Руководителем страны в период создания данного плаката был Л. И. Брежнев.
2) Плакат носит сатирический характер.
3) Явление, которому посвящён плакат, связано с понятием «Великий перелом».
4) Плакат призван был пробуждать трудовой энтузиазм у советских людей.
5) Плакат относится к 1960-м гг.
Пояснение.
Лозунг «пятилетку в четыре года», его видно на плакате, был введен в годы индустриализации страны в30-ее гг. XX в.
Задание 19 № 3327.
Какой из плакатов, представленных ниже, относится к тому же периоду, что и данный?
В ответе запишите цифру, под которой он указан.
Пояснение.
1 — плакат времен индустриализации и коллективизации 30-е гг;
2 — плакат времен «перестройки» 1985-1991 гг;
3 — плакат посвящен брежневской конституции 1977 г;
4 — плакат посвящен освоению космоса.
Задание 19 № 8329. Какой из приведённых ниже плакатов относится к тому же периоду, что и изображённый выше? В ответе запишите цифру, под которой он указан.