Вариант 1
1.Как называется картина природы в художественном произведении?
2.Назовите термин, которым обозначается круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведении.
Прочитайте отрывок из рассказа Р.Погодина «Копилка» и выполните задания 3-6.
Беда стала подкрадываться с того самого дня, когда в доме появилась тетя Рая. Тетя Рая – старшая сестра Толикова отца; ведь, как ни говори, оставлять мальчишку одного – рискованное дело.
Родители уехали. Тетя Рая сразу же навела в доме свои порядки. Она постелила всюду вышитые салфеточки, расставила на книжных полках фарфоровые безделушки, которых навезла с собой великое множество. На письменный стол, где Толик готовил уроки, тетка водрузила большущую толстобокую собаку с прорезью на спине.
– Зачем мне такое чучело? – отпихнул собаку Толик.
Тетя Рая возмутилась.
– Как тебе не стыдно?.. Я украсила комнаты художественными изделиями, а ты недоволен. На что была похожа квартира?.. Сарай! Никакого уюта!..
– Я не про уют говорю… Я про собаку, про вот эту, – Толик ткнул пером в блестящий собачий бок.
– Что ты делаешь? – Тетя побледнела… – Это английский фаянс!.. – Она беззвучно пошевелила губами, потом показала на прорезь острым, как карандаш, пальцем.
– Вот сюда ты можешь класть свои деньги… А если ты будешь хорошо учиться и слушать меня, я тоже стану опускать в твою копилку монетки. – На тетиных губах восстановился прежний синеватый оттенок; она даже улыбнулась чуть-чуть. – Когда копилка будет полная, купишь себе какую-нибудь хорошую вещь. Копилка очень организует детей.
Тетя Рая проследовала на кухню готовить обед, и лицо у нее было такое важное, словно она прочла лекцию в университете.
Толик долго сумрачно пыхтел, двигал ежиком на голове, наконец выкрасил собачий нос фиолетовыми чернилами. А во дворе пожаловался ребятам:
– Собаку какую-то мне на стол поставила… Уродину.
– Да пусть стоит, не ругаться же с теткой из-за собаки, – посоветовал обстоятельный Мишка. – Кормит-то она тебя как?
– Кормит хорошо, вкусно, – признался Толик.
– Не дерет?
– Нет.
Ребята решили, что с такой теткой жить можно. А если начнешь с ней ссориться, – напишет родителям, чего доброго.
3. Выпишите из данного отрывка существительное, которое обозначает «небольшую вещь, обычно служащую украшением, памятным подарком».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) Майор подошел ближе и теперь смотрел на Толика сверху, большой и угрюмый. Б) Толиком в этот день завладела тоска. В) Мех на шкурках шелковисто лоснился, переливался мягкими волнами… | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1)гипербола 2) эпитет 3)метафора 4) сравнение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
5. Как вы считаете, с какой целью тётя Рая завела для Толика копилку? Дайте развернутый ответ объёмом не менее 30 слов.
6. Какое литературное произведение, рассмотренное на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему ответственности маленького человека за свои поступки? Какие выводы делает для себя его главный герой? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.
Вариант 2
1.Как называется небольшое по объёму эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека?
2.Назовите термин, которым обозначается изображение неживых предметов в виде живых существ: «вьюга злилась».
Прочитайте отрывок из рассказа Р. Погодина «Сима из четвёртого номера»» и выполните задания 3-6.
Мишка шагнул вперед, рванул из Симиных рук альбом.
– Солнце ему надо… Ну-ка, дай поглядеть!
Сима побледнел, вцепился было в Мишкину руку, но его тут же оттеснили.
А Мишка уже раскрыл черную коленкоровую обложку. На первой странице альбома красивыми цветными буквами было выведено:
«Учительнице Марии Алексеевне от Григорьева Коли».
– Подхалимством занимается… Ясно! – Мишка произнес это таким тоном, будто ничего другого и не ожидал.
– Отдайте альбом, – просил за спинами ребят Сима. Он пытался растолкать толпу, но мальчишки стояли плотно.
Некоторые посмеивались, а Мишка кричал:
– Ты, подхалим, не очень, а то я и солнышка дожидаться не стану, отпущу тебе порцию макарон по шее!
Кешка уже не жалел Симу, он стоял рядом с Мишкой и торопил его:
– Переворачивай дальше, чего ждешь?..
На следующей странице был нарисован парусный корабль, бригантина, как определил Мишка. Бригантина неслась на всех парусах. Нос ее зарывался в кипящую густо-синюю волну. На палубе у мачты, скрестив руки, стоял капитан.
– Ух, здорово!..
Кешка подпрыгивал от восторга. Он толкал Мишку под локоть, просил:
– Мишка, дай картиночку… Ну, Мишка, же…
Все забыли, что альбом принадлежит Симе, забыли даже, что Сима стоит здесь рядом.
Мишка закрыл альбом и посмотрел через головы ребят на художника.
– Ты, подхалим Сима, слушай… Поступим по чести и по совести. Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет. Понятно? – И, не дожидаясь ответа, закричал: – А ну, подходи!.. Красивые картины из морской жизни!..
Листы в альбоме были связаны белой шелковой лентой. Мишка распустил бант на обложке, скомкал первую страницу с надписью и принялся раздавать картинки.
Кешка получил четырехтрубный крейсер «Варяг. По палубе бегали пестрые человечки с громадными саблями и пистолетами… Выпросил еще обезьяну на пальме и высокую гору с белой сахарной вершиной.
Раздав все картинки, Мишка подошел к Симе и толкнул его в грудь.
– Проваливай теперь!.. Слышишь?
Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками в серых вязаных перчатках и, вздрагивая, пошел к своей лестнице.
3. Выпишите из данного отрывка слово, которое обозначает «лёгкое двухмачтовое судно с прямыми и косыми парусами».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) После того как ушел Сима, ему стало не по себе. Б) Ребята думали, что он заревет, побежит жаловаться, но Сима поджал губы и замахал руками, как мельница. В) Иногда, если ребята подходили к нему вплотную, он смотрел на них голубыми, очень большими, чистыми глазами и молча краснел. | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1) сравнение 2) гипербола 3) эпитет 4) фразеологизм |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
5. Правы ли были ребята, называя Симу подхалимом? Дайте развернутый ответ объёмом не менее 30 слов.
6. Какое литературное произведение, рассмотренное на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему благодарности человека учителю? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.
Ответы
| 1 вариант | | 2 вариант |
1. | Пейзаж | 1. | Рассказ |
2. | Тема | 2. | Олицетворение |
3. | Безделушка | 3. | Бригантина |
4. | 234 | 4. | 413 |