СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ВПР 11 класс: "Функции элементов биологических систем. Клеточный уровень"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания ВПР по биологии для 11 класса по теме "Строение и функции клетки"

Просмотр содержимого документа
«Задания ВПР 11 класс: "Функции элементов биологических систем. Клеточный уровень"»

Функции элементов биологических систем. Клеточный уровень.

Задание 1

Функцией изображённого на рисунке органоида является синтез простых углеводов. В этих процессах важную роль играет внутренняя мембрана этого органоида.

К акой растительный пигмент, находящийся на внутренних мембранных структурах, придаёт этому органоиду характерный цвет? Какой процесс протекает в растительных клетках в этом органоиде?

Задание 2

Изображённый на рисунке органоид представляет собой небольшой пузырёк размером 1 мкм, отграниченный мембраной от цитоплазмы. Важную функцию в клетке выполняют гидролитические ферменты, содержащиеся внутри этого клеточного органоида. Объясните, какую функцию выполняет этот органоид в клетке. Какие процессы в организме он обеспечивает?

Задание 3

Изображённый на рисунке органоид характерен для всех клеток эукариот и является самым крупным клеточным органоидом. Двойная мембрана с порами отграничивает находящиеся внутри кариоплазму, молекулы ДНК и одно или несколько темных образований. Объясните, для чего необходимы поры в оболочке этого органоида. Какие функции он выполняет в клетке?

Задание 4

Изображённый на рисунке органоид образуется из мембран ЭПС. Мембраны этого органоида способны встраиваться в наружную плазматическую мембрану клетки и становиться её частью. В нём синтезированные клеткой вещества упаковываются, а затем выносятся из клетки. В клетках каких тканей и органов этот органоид особенно развит и почему?

Задание 5

На рисунке изображен органоид эукариотической клетки, принимающий участие в процессе деления. Какова роль этого органоида в делении клетки?




Задание 6

Функциями органоида, обозначенного на рисунке цифрой 2, являются синтез и транспорт органических веществ. Структурно и функционально он связан с другими мембранными структурами клетки.

 К какой группе органических веществ относятся синтезируемые в данном органоиде вещества? Как называются синтезирующие эти вещества структуры, обозначенные на рисунке цифрой 1?

З адание 7

Функциями органоида, обозначенного на рисунке вопросительным знаком, являются окончательная доработка, накопление и упаковка органических веществ в мембранные пузырьки.

 В какие пузырьки этот органоид упаковывает пищеварительные ферменты и какова функция этих пузырьков?

Задание 8

Как видно на рисунках 1–3, живое содержимое растительной клетки во время плазмолиза уменьшается в объёме, в том числе уменьшается объём структуры, обозначенной вопросительным знаком.

 Объясните, почему уменьшается объём живого содержимого. Какая структура растительной клетки остаётся неизменной и почему?

Задание 9

Ф ункцией изображённого на рисунке органоида является перевод энергии солнца в энергию химических связей органических соединений. Он относится к двумембранным полуавтономным органоидам.

 

Назовите структуры 1 и 2, и объясните, почему благодаря им этот органоид является полуавтономным.

Задание 10

Функцией изображённого на рисунке клеточного центра является организация системы микротрубочек в клетке. Данный органоид имеет общность химического состава с органоидами движения (жгутиками, ресничками): образующие их микротрубочки состоят из белка тубулина.

 

Какую структуру образует данный органоид при делении клетки и какова роль этой структуры?

Задания 11

На рисунке изображена электронная микрофотография

 


1) бактерии

2) вируса папилломы

3) хлоропласта

4) митохондрии

.

Соподчинение элементов систем:



Задание 1

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

 

Элементы:

1) аппарат Гольджи 2) железистый эпителий 3) секреторная клетка


4) секреторный пузырёк 5) щитовидная железа 6) эндокринная система

 

Задание 2

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наименьшего.

 

Элементы:

1) кариотип 2) ядро 3) молекула ДНК 4) хромосома 5) клетка 6) нуклеотид

 
Задание 3

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

 

Элементы:

1) пластиды 2) растительная клетка 3) крахмальное зерно 4) молекула крахмала

5) молекула глюкозы 6) лейкопласты

 

Задание 4

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

 

Элементы:

1) белок кератин 2) волосяной покров 3) эпидермис 4) волос 5) подшёрсток 6) кожа

 

Задание 5 

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наименьшего.


 1) древесина 2) углерод 3) лес 4) глюкоза 5) целлюлоза 6) дерево

 

Задание 6

На рисунке схематично изображена связь животной клетки с окружающей средой.

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?







ОТВЕТЫ:

Функции элементов биологических систем. Клеточный уровень.

Задание 1

1. характерный цвет обусловлен пигментом хлорофиллом;

2. хлорофилл обеспечивает процесс фотосинтеза, (т. е. синтеза органических веществ из воды ( ) и углекислого газа ( ) с использованием энергии солнечного света).

Задание 2

Лизосома — это мембранные органеллы диаметром от 0,2 до 2,0 мкм. Главная их задача — это внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов). Ферментные вещества окружены замкнутой оболочкой, что предотвращает их проникновение внутрь клетки и ее разрушение.



Задание 3

1. Ядерные поры — поры пронизывающие ядерную мембрану и осуществляющие транспорт макромолекул между цитоплазмой и ядром клетки (и кариоплазмой).

2. Ядро хранит, передает и реализует наследственную информацию, а также обеспечивает синтез белка.



Задание 4

1. В секреторных клетках желёз (в клетках железистого эпителия);

2. В этих клетках синтезируется секрет желёз (ферменты, гормоны).



Задание 5

Центриоли прикрепляются с двух сторон (от каждой пары центриолей) во время митоза к центромерам хромосом, формируя веретено деления. Удерживая части хромосом, микротрубочки начинают разбираться от центриолей, тем самым оттягивая хромосомы к полюсам и способствуя делению клетки

Задание 6

1. Белки. 2. Рибосомы.

Задание 7

1. Лизосомы (первичные лизосомы).

2. Обеспечивают ферментами внутриклеточное пищеварение (пищеварительные вакуоли, или вторичные лизосомы).


Задание 8

1. Из клетки выходит вода (потому что она помещена в концентрированный (гипертонический) раствор).

2. Неизменной остаётся клеточная оболочка (клеточная стенка) — она состоит из прочной целлюлозы.

Задание 9

1. Сопоставим: 1 — рибосомы; 2 — ДНК (кольцевая молекула ДНК).

2. Благодаря наличию собственных рибосом и ДНК хлоропласт имеет возможность самостоятельно синтезировать собственные белки.

Задание 10

1. Веретено деления.

2. Нити веретена деления растаскивают хромосомы к полюсам клетки.

дки — кристы.

Задания 11

На фотографии отчетливо видна внутренняя мембрана в виде крист, характерная для митохондрий.





Соподчинение элементов систем:


Задание 1

6) эндокринная система → 5) щитовидная железа → 2) железистый эпителий → 3) секреторная клетка → 1) аппарат Гольджи → 1) аппарат Гольджи.

 

Ответ: 652314.



Задание 2 

6) Нуклеотид → 3) молекула ДНК → 4) хромосома → 1) кариотип → 2) ядро → 5) клетка.

 

Ответ: 634125.




Задание 3

Последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего:

2) растительная клетка → 1) пластиды → 6) лейкопласты → 3) крахмальное зерно → 4) молекула крахмала → 5) молекула глюкозы.

 

Ответ: 216345.



Задание 4


Последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего:

 

6) кожа → 3) эпидермис → 2) волосяной покров → 5) подшёрсток → 4) волос → 1) белок кератин.

 

Ответ: 632541.



Задание 5 

2) углерод → 4) глюкоза → 5) целлюлоза → 1) древесина → 6) дерево → 3) лес

 

Ответ: 245163.


Задание 6

Схема изображённая на рисунке иллюстрирует такое свойство живых организмов как метаболизм (обмен веществ), т. к. одни вещества поступают в организм - другие выделяются.

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии, вот почему они открытые. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т. е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения распадаются на простые и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.

 

Ответ: Обмен веществ и превращение энергии ИЛИ обмен веществ ИЛИ метаболизм.








6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!