1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. |
!!!Метафора- скрытое сравнение, слово или выражение, которое мы «расшифровываем», поясняем, объясняем, сопоставляя с другими словами, сравниваем его с ними, разгадываем скрытый смысл. |
2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! 2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него. 3) Здорово, юный жених! 4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... |
!!!Сравнение- ПРЯМОЕ сопоставление, уподобление предметов, обязательно наличие слов КАК, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, ЧТО=КАК + творительный падеж сущ. Вьётся змеёй.= как змея= сравнение |
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – Жучка, Жучка! 3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. 4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул... |
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу. 2) Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом... 3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? 4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. |
5. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление? 1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 2) Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. 3) — Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают… |
!!!!противопоставление= антитеза – расположение предметов друг против друга, выявление отличий.(Белый- чёрный) |
6. кажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. 2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. 3) Это моего отца убили... — закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. 4) Он был рад, что мать не видит его слёз. |
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. 2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради. 3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил. 4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники. |
8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. 2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. 3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. 4) Впереди было ещё почти два года блокады... |
9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. |
!!!фразеологизм – это устойчивое словосочетание, которое имеет смысл, только в сочетании с другими словами. Разбить его на части нельзя. Медведь на ухо наступил- о человеке, лишённом музыкального слуха. |
10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. 2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. 3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. 4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки |
11 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики… 2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит. 3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. 4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. |
12 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение. 2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. 3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. 4) Она стала листать классный журнал. |
!!!эпитет- яркое, образное определение. |
13 кажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу — началась детская игра «А ну-ка, отними!»... 2) Тот сидел сгорбясь — локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку — от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. 3) Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты! 4) Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. |
14 кажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. 2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель. 3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. 4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь. |
15 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел... 2 )Птицы замолчали, уступив место нашему герою. 3) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. 4) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву. |
16 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. 2) Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. 3) — Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, — только чудн ό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди. 4) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему. |
17 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. 2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. 3) Книга исчезла между двойными окнами вагона. 4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках. |
18 В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 1) (3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси — (4) «Как в доме Ростовых! — поясняла Оленька. — (5) Или Болконских». 2) (7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. 3) (23) А она обиделась... (24) И на что?! (25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. 4) — (35) Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я. — (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце... |
19. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 1) (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. 2) (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. 3) (18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. 4) (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль. |
20 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. 2) (36) А осложнения, как он понимал, грядут. 3) (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. 4) (40) Впереди праздник, и жизнь — как праздник. |
21 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. 2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся… 3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый лад. 4) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. |
22 Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет». 1) метафора 2) сравнительный оборот 3) противопоставление 4) просторечные слова |
23 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. 2) (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. 3) (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. 4) (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам... |
24 каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) (12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает. 2) (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! 3) (20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке… 4) (30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»... |
25 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. 2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. 3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. 4) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». |
26 В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. 2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. 3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу… 4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя. |
!!!!Олицетворение- это наделение предметам неживого мира свойств и качеств человека. Спит равнина. |
27. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Вот наконец она появилась. Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. 2) Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. 3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. 4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...» |
28. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) (10) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. 2) (2) Я люблю джаз, как дядя Женя. 3) (21) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. 4) (22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! |
29. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) (9) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. 2) (10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. 3) (13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля. 4) (16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее. |
30 В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение? 1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. 2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. 3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. 4) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне... |
31. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Он хотел казаться обрадованным, но в ухмылке проскальзывало разочарование: пойманный Кирилл вёл себя не по правилам. 2) Наоборот, он так вертел педали, что коленки его мелькали на солнце, будто зайчики на жёлтых лопастях ветряка. 3) И получится, что они с Дыбой одинаковы: если сильный, то король, а если слабее — поджимай хвост. 4) Его приятель растянул бледные губы. Это, видимо, тоже была улыбка, но какая-то бесцветная. |
32. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Отец громко возразил: — Не городи чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»… 2) Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении. 3) А как жить, чтобы не обсуждать? 4) Человеческое понимание — это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедливость... |
33. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Отец громко возразил: — Не городи чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»… 2) Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении. 3) А как жить, чтобы не обсуждать? 4) Человеческое понимание — это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедливость... |
34. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 1) Зоя Алексеевна, первая учительница Кирилла, жила в старом двухэтажном доме, на первом этаже. 2) Так до конца учебного года бабушка и возила его через весь город, пока он не перешёл в четвёртый... 3) — Но я же не стал подлецом! Ой, простите... — Ничего. Конечно, ты не стал. Но бывают и горькие примеры... 4) Кирилл негромко возразил: — Характер, как ни крути, всё равно остаётся... — И характер меняется, и взгляды... Да посмотри на себя. |
35. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. 2) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках – Вахтанг. 3) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. 4) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне. |
36. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. 2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. 3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. 4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин. |
37. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. 2) Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб. 3) Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл. 4) Зима была долгой, холодной и снежной. |
38. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова. 2) Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка. 3) Днём волков отгонял служитель. 4) Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож. |
39. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал. 2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню. 3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. 4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника... |
40. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения. 2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал. 3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд. 4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо? |
41. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом. 2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел. 3)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее. 4)И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. |
42. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. 2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого. 3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине. 4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости? |
43. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 1) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко. 2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. 3) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык. 4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? |
!!!!Олицетворение-наделение неживого свойствами живого существа, очеловечивание. Время бежит, ветер воет |
44. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? 2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам—в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. 3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало. 4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей. |
45. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Прославится сразу на весь лагерь! 2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой! 3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке. 4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. |
46. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано. 2) Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель. 3) Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. 4) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. |
47. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей. 2) И тогда я от полной безысходности решился на дикий поступок. 3) Урок рисования был один раз в неделю, и я просто не знаю, как дожил до следующего урока. 4)А потом пятёрка появилась и в классном журнале! |
48. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. 1) Сама по себе природа вечна и почти неизменна. 2) Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. 3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. 4) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. |
49. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам. 2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. 3) Ты не бойся: поболит – перестанет! 4) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. |
50. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 1) От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами. 2) Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы. 3) У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, — сказала она и чихнула. 4)—Лёшка — золотой мальчик, а вы все трусы. |
51. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 1) Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. 2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби. 3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. 4) Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. |
52. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком. 2) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. 3) Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. 4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. |
54. В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола? 1) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти? 2) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай. 3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу. 4) Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь. |
55. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование. 2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. 3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания. 4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир. |
56. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть. 2) Право, не хочется — скучно! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь. 3) А если игры не будет, что же тогда остаётся? 4) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя. |
57. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. 2) Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. 3) Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца. 4) А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей. |
58. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 1) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. 2) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...» 3) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту. 4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. |
59. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 1) Кажется, чуть дохни на неё — и разом обрушится. 2) Всюду, куда ни приди, слышалось: — Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе! 3) Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему: — Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет... 4) Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души... |
60. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. 2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе. 3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы. 4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке. |
61. В каком варианте ответа средством выразительности речи являются эпитеты? 1) А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. 2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный… 3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал. 4)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. |
62. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 1) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали. 2) Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 3) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть. 4) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. |
63. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». 2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. 3) А Николая била в висок ужасная мысль. 4) ...В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. |
64. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…» 1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнительный оборот |
65. Укажите предложение, в котором выделенное средство выразительности речи является фразеологизмом. 1) Мне хотелось попасть туда, потому что СТРАНА ДЕТСТВА лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. 2) Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ. 3) Он рассказал мне, что Шарик ОЧЕНЬ СКУЧАЛ после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам… 4) Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул ПОНИКШИМ ХВОСТОМ, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось. |
66. Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении: Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. 1) сравнительный оборот 2) метафора 3) фразеологизм 4) олицетворение |
67. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот. 1) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. 2) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им. 3) В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал. 4) Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. |
!!!!Сравнительный оборот – это же самое, что сравнение. НО: сравнение- это ОДНО слово. Сравнительный оборот- ЭТО СОЧЕТАНИЕ слов. |
68. Укажите, как называется выделенное средство выразительности, использованное в предложении: Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, КАК МУХИ НА СЛАДКОЕ. 1) олицетворение 2) метафора 3) сравнение 4) разговорная лексика |
69. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался… 2) Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора. 3) Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. 4) Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос |
70. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Такое предсказание в детстве она услышала от волшебника Эгля. 2) Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. 3) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя — ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. 4) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова. |
71. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Мечта как вера. Есть она у тебя — куда хочешь иди, всё будет в радость. 2) Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне. 3) Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл. 4) Он стал Мастером и указал своим ученикам путь к счастью, чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды, от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чём сам мечтал когда-то. |
72. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. 2) Я смотрю на маму умоляющими глазами. 3) Это были мужественные слова мужественного человека. 4) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. |
73. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата. 2) А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба. 3) Где ты взял кусочек солнца? 4) Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно. |
74. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле. 2) Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. 3) Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет. 4) Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку. |
75. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола. 1) Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь! 2) А вредная всё-таки, — он покрутил головой. 3) — Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка. 4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. |
76. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. 2) (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. 3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. 4) (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею? |
77. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) (11) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. 2) (20) Но результат не заставил себя ждать. 3) (24) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. 4) (38) На улице тишь, только шаркает метлой дворник. |
78. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) (13) У дороги застыли вербы в серебряном пуху. 2) (20) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. 3) (6) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. 4) (11) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу. |
79. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем... 2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. 3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. 4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. |
80. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) (18) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. 2) (7) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку. 3) (21) — Шашки вон! — командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды. 4) (22) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза. |
81. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». 2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. 3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. 4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску. |
82. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) С ловкостью обезьяны лучница слезла пониже, повисла на ветке и, отпустив руки, спрыгнула на землю. 2) Неудивительно, что она знает лес как свои пять пальцев, стреляет из лука и лазит по деревьям не хуже мальчишки. 3) Он пригляделся: в кроне деревьев просвечивало небо, вокруг волновались и трепетали зелёные листья. 4) На мгновение Косте почудилось, что в листве осины, растущей неподалёку, мелькнул неясный силуэт. |
83. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Ника говорила о повадках лесных зверей, а Костя, прикрыв глаза, слушал её рассказы и не заметил, как задремал. 2) Тёмно-фиолетовые брызги ягод сплошь усыпали нежную зелень листочков. 3) Просто сегодня у меня черничное настроение, значит, я — Черника. 4) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев. |
84. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Небо прохудилось, и потоки воды щедро полились на землю. 2) Настроение у Кости было тоскливым, под стать погоде. 3) Вскоре показался дачный посёлок, со всех сторон окружённый лесом. 4) Это открытие так поразило его, что он забыл обо всём. |
85. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Девочка впервые так близко и на равных общалась с ровесником. 2) Чтобы не обидеть девочку, Костя искоса глянул на акварель: из травы выглядывала нарядная ёлочка. 3) Краски не успели просохнуть, как вдруг мальчик появился — будто почувствовал! 4) Красные капли ягод алели на еловых ветках, будто на рождественской открытке. |
86. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. 2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей. 3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали. 4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. |
87. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Ты будешь для меня единственным в целом свете… 2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. 3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. 4) И вот настал час прощания. |
88. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. 2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра. 3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю. 4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё. |
89. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой. 2) Это у него была такса — чёрная головешка на четырёх ножках. 3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! 4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. |
90. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) (26) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс. 2) (2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди. 3) — (27) С какой это стати я стану с тобой разговаривать? 4) (37) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк. |
91. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. 2) Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. 3) Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. 4) Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий. |
92. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. 2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. 3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. 4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё… |
93. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит. 2) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. 3) И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. 4) Девочка звала собаку к себе: — Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! |
94. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. 2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел. 3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. 4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье. |
95. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) (1) Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. 2) (42) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: — (43) Какую тебе? 3) (56) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. 4) (57) Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. |
96. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная. 2) Таким был Владимир Александрович Гиляровский — поэт, писатель, знаток Москвы и России, человек большого сердца, чистейший образец талантливости нашего народа. 3) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. 4) Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. |
97. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Во все стороны расползалась громада разноэтажных зданий. 2) Не только, конечно, во щах было дело — учиться тоже хотелось, но трудно было учиться суровой голодной зимой тысяча девятьсот двадцать первого года. 3) В окне третьего этажа появился Слава — болезненный мальчик с бледным лицом и тонкими длинными пальцами. 4) Его дразнили «буржуем» за то, что он носил бант, играл на рояле и никогда не дрался. |