Задержка психического развития у детей с ТНР.
К моменту поступления в школу1 дети с тяжелой речевой патологией значительно отличаются от своих ровесников, т.к. первые плохо владеют языком, у них бедный словарный запас, познание действительности при помощи языка значительно затруднено. Н.И.Жинкин писал: «Язык помогает отличить одну вещь от другой и выделить их из общего фона, только тогда человек научается правильно применять и отбирать слова, когда они усваиваются в процессе восприятия и наблюдения действительности. Ребенок трогает указанный ему предмет, играет с ним или его изображением. В это время чувствительное познание перерабатывается в такой образ вещи, который может регулироваться словесными воздействиями. На этой почве в дальнейшем, в школьном возрасте развивается абстрактное мышление»2.
Наш ребенок лишен такой возможности, т.к. он или слышит речь в искаженном варианте, или много из нее не понимает либо же совсем не может оформить высказывание, т.е. совершить «речевой поступок» (Жинкин Н.И.). Это не может не наложить отпечаток на развитие личности ребенка в целом. У детей с ТНР «отмечаются значительные отклонения в развитии таких качеств личности, как подражательность, общительность, активность; у большинства из них не сформированы или нарушены общественные отношения3».
В результате к началу обучения в школе у таких детей оказывается несформированной готовность к школьному обучению. Дети с ТНР оказываются неготовыми к школьному обучению по ряду параметров:
1)знания и представления об окружающем мире;
2)умственные операции действия, навыки;
3)речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя, связанными высказываниями и элементами монологической речи;
4)познавательная активность;
5)регуляция поведения.
У детей с речевой патологией запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде крайне скуден. Они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки предметов; их речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, их грамматическое оформление неполноценно; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность весьма слаба и нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения. Вследствие этого дети трудно подчиняются требованиям учителя и выполняют школьный режим. Все мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Ряд приведенных выше фактов позволяет говорить о том, что у детей с тяжелой речевой патологией происходит задержка психического развития (ЗПР), которая является вторичным нарушением нормального развития у детей с ТНР.
Проблема задержки психического развития – одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Однако изучение таких детей начато сравнительно недавно. Первым значительным исследование в этой области была ставшая теперь классической монография А.Штрауса и Л.Летинен. В ней описывались важнейшие особенности детей с минимальным повреждением мозга.
В нашей стране комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в 60-е гг. Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики.
Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними были даны в книги Т.А.Власовой и М.С.Певзнер «О детях с отклонениями в развитии»(1973). Однако в то время дети с ЗПР исследовались преимущественно в клиническом плане. Психологическая характеристика давалась лишь на основе клинических и педагогических наблюдений, в которых у этих детей, прежде всего, отмечались трудности при овладении чтением, письмом, счетом, общая моторная неловкость, импульсивность, малый объем внимания, сильно выраженная отвлекаемость и быстрая утомляемость.
Дальнейшие систематические исследования психологических особенностей детей с ЗПР были в основном посвящены изучению их познавательной деятельности, а именно: некоторым особенностям их восприятия, памяти, мышления, речи, внимания, а также умственной работоспособности.
Самые первые экспериментальные данные выявили, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и их работоспособности.
Однако, как показала Г.И.Жаренкова, снижение устойчивости внимания может иметь разный характер. У некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы оно снижается4.
Исследования выявили некоторое снижение у таких детей как долговременной, так и кратковременной памяти, как произвольного так и непроизвольного запоминания.
Т.В.Егорова обнаружила у детей с ЗПР низкую продуктивность и устойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания. Сравнив разные виды мышления, Т.В.Егорова пришла к выводу, что наибольшие затруднения вызывает у детей с задержкой развития выполнение заданий, требующих словесно-логического понимания5. Клинические наблюдения и психологические исследования говорили о недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, а также интеллектуальной деятельности. Специалисты установили, что у них к началу школьного обучения не сформированы или недостаточно сформированы такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез. Эти операции составляют основной фонд интеллектуальной деятельности.
Итак, дети с речевой патологией к моменту поступления в школу оказываются в очень сложном положении.
С постепенным преодолением основного речевого дефекта происходит коррекция и психического развития, т.к. ЗПР – это патология, которая имеет обратимый характер.
Говоря о временном характере задержки психического развития, следует иметь в виду не столько неполную сформированность функции до уровня возрастной нормы, сколько практическое развитие такой функции в пределах, которые позволяют ребенку, имевшему в детстве отклонения в развитии, достичь необходимой степени социальной адаптации, такой же, какая достигается детьми, не имевшими нарушений в развитии. Подобная адаптация, как показывает практика, вполне возможна.
Одной из характерных особенностей задержки психического развития является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Установление в процессе коррекционного обучения конкурентных проявлений неравномерности развития, определение его структуры позволяет разработать обоснованное индивидуальное направление в ходе работы с ребенком.
1Тема: Напомним, что дети с ТНР должны обучаться в специальных школах или интернатах.
2 Жинкин Н.И. Указ. сочинение. С.7.
3 Волкова Г.А. Личностные реакции заикающихся детей пятилетнего возраста. //Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сборник научных трудов. – Ленинград,1979, С.10.
4 Жаренкова Г.И. Действия детей с ЗПР по образу и смысловой инструкции.//Дефектология.-1972.-№4.
5 Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.,1973.