СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Загадка как жанр фольклора. Знакомство с видами загадок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с происхождением и природой загадок, развитие умения отгадывать и сочинять загадки. В разработку урока вошла самостоятельная работа по проверке знаний, работа в паре, коллективная работа.

Просмотр содержимого документа
«Загадка как жанр фольклора. Знакомство с видами загадок.»

Литературное чтение 3 класс

Тема: «Загадка как жанр фольклора. Знакомство с видами загадок».

Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки, создать условия для формирования умений и навыков по теме «Загадки», обобщить и систематизировать знания обучающихся по данному разделу.

Планируемые результаты

Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения различать загадки по видам.

Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.

 Метапредметные УУД 

Познавательные: умение отгадывать, анализировать, сравнивать, объединять загадки по темам; формирование навыка выразительного чтения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, использовать в общении правила вежливости; формулировать ответы на вопросы, аргументировать свое мнение.

Словарная работа. Загадка, иносказание.

Оборудование: карточки с видами устного народного творчества, иллюстрации печи, дятла, русского костюма, карточки - наборы рассыпанных загадок, ноутбук и проектор для просмотра презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся.

- Ребята, мы с вами сегодня продолжим наше путешествие по стране Фольклора. И из города Сказок отправимся в другой город.

2. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним,

-Что такое устное народное творчество? (на доске развешиваются названия)

- Как оно появилось? Как дошло до нас?

- О каких видах устного народного творчества мы уже говорили? (на доске развешиваются названия)

Обсуждение.

Я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу, которая является пропуском в следующий город, в котором мы с вами сегодня побываем.

1. Фольклор - это:
а) устное народное творчество

б) список произведений на различные темы

2. Кто является автором фольклорных произведений?
а) поэт б) писатель в) народ
3. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка д) поговорка

б) песня е) потешка

в) пословица ж) рассказ

г) легенда з) сказка

4. Что такое пословица?
а) словосочетание

б) в котором выражена народная мудрость в поучительной форме

5. Что такое народная сказка?
а) история из жизни наших предков

б) устный рассказ о чем-то необычном, о невероятном, фантастическом

6. На какие виды делятся сказки?
а) бытовые

б) волшебные

в) приключенческие

г) о животных.
Обсуждение.

-Молодцы! Мы все с вами попадаем в этот интересный город. А как он называется?

3. Определение темы и целей урока.

На доске буквы "З А Г А Д К И". Соберите правильно буквы, чтобы узнать , куда мы отправимся сегодня. А чтобы вам было легче определить послушайте

Зимой и летом

Одним цветом (ель)

Что это?

- Совершенно верно. Мы сегодня с вами находимся в городе Загадок. Мы узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, узнаем какие бывают виды загадок, а также попробуем сами их сочинить.

4. Работа по материалу урока.

1). Работа с определением толкования слова «загадка» по «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова. Сообщение подготовленное учениками.

1.Какие бывают словари, в которых можно найти толкование слов, кто их автор («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля, «Большой толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушакова) (Иллюстрация на доске).

2. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова: «ЗАГАДКА, и, жен. 1. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намёками, чего то недоговаривая). 2. перен. Нечто необъяснимое, непонятное.»

Презентация Слайд 2. Записать в тетрадь тему и понятие «загадка».

2). Рассказ учителя.

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Много столетий назад, еще в 1016 году (более 1000 лет назад) загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим, использовались в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Так, Ярослав Мудрый перед битвой отправил своему стороннику Святополку человека для того, чтобы узнать от него о силах противника. Свое задание Ярослав сформулировал в виде загадки. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

Загадки являются одним из малых жанров детского фольклора. Они развивают сообразительность.

Каждая загадка- для ума зарядка!

– Попробуйте и вы отгадать загадку.

"Красна девица

сидит в темнице,

А коса на улице".

Правильно, это морковка.

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

3)Работа в паре.

-Ребята, у вас на партах лежат наборы рассыпанных загадок, сложите их в целую загадку.

Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Какая пара собрала, поднимите руку. Сейчас будем проверять ваши загадки и отгадывать.

4) Как “сделана” загадка.

Слайд 3.

- Давайте разберемся, как сделана загадка.

"Стоит девица в избе,
А коса – на дворе".

Кого надо нам разоблачить?

Девицу с косой.

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Печь.( На доске печь и девушка в русском народном костюме).

Слайд 4.

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

Слайд 5. Предметами загадок могут быть : окружающие вещи, орудия труда, животные , растения, явления природы.

Физкультминутка. Разучим загадку в движении

"Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон". (Гора.)

Первое движение (1 строка) – руки потянулись вверх,

Второе движение (2 строка) – руки опустились вниз,

Третье движение (3 строка) – руки пошли волнами (широким округлым движением показываем что-то большое и округлое).

Повторили еще раз.

Продолжаем нашу работу.

5) Виды загадок.

- Оказывается, ребята, загадки бывают разных типов.

Давайте рассмотрим какие. Слайд 7

1.Загадки-вопросы.

Кто ни разу шагу не сделал? (Воробей)

2.Загадки –противопоставления. Слайд 8

От воды родится, а воды боится. (Соль)

3.Загадки-отрицание. Слайд 9

Два рога-не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит так воет.

Сядет –землю роет. (Жук)

4.Загадки –сравнение. Слайд 10

Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь)

5.Загадки-описание действий. Слайд 11

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

6. Загадки- описание признаков предметов. Слайд 12

Мохнатенька, усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры. (Кошка)

6) Составление загадок.

- Кто любит отгадывать загадки ? А хотите сами попробовать их сочинять? Может быть загадки, которые вы сочините станут народными и попадут в эту книгу. Давайте попробуем. Но сначала посмотрим на готовую загадку:

На зелёной тонкой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал,

И растаял этот шар. (Одуванчик)

- Что это за шар?(одуванчик)

- Назван ли в загадке одуванчик ? (нет)

- Название какого предмета его заменяет? (шар)

- А почему такое сравнение ? (одуванчик похож на шар).Какой это вид загадки? (Сравнение)

- Какие важные признаки этого шарика указаны ? ( На зелёной тонкой ножке, от ветерочка шар растаял, растёт у дорожки)

- Есть ли рифма?( Есть, ножка- дорожка)

Сделаем вывод, какие признаки указывают на то, что это загадка.

а) предмет не назван.

б) назван другой предмет, похожий на него

в) показаны важные признаки

г) иногда есть рифма

7) Составление загадки на основе готового художественного описания, коллективная работа.

- Посмотрите на запись и скажите загадка ли это ? Слайд 13

Дятел в чёрном жилете.

На голове красная шапочка.

Носом, как топором постукивает.

За дерево держится, на хвосте сидит.

Дети совещаются, затем доказывают, что это не загадка, т.к. слово «дятел» не нужно было использовать. (Иллюстрация на доске)

- Давайте превратим в загадку. Слово в загадке нужно? (Нет) Тогда его убираем.

- В чёрном жилете и в красной шапочке- это важные признаки ? (Да)

- Нос, как топор- это важный признак? (Да, т.к. только дятел может постукивать носом)

- А слово постукивать обязательно использовать?(Нет) Слово убираем.

- Только ли дятел может держаться за дерево? (Нет) Значит, это важный признак? (Нет) Слова убираем.

- Когда дятел долбит, он хвостом упирается в дерево, на хвосте сидит. Это важный признак? (Да)

- Посмотрим на картинку дятла. Какой у него хвост? (Чёрный )

Какая шапочка? (Красная)

ЧЁРНЫЙ ЖИЛЕТ

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

НОС КАК ТОПОР

-Подберите рифму к слову «топор». (Упор)

ХВОСТ КАК УПОР.

- Скажите, рифма ли жилет- шапочка? (Нет) Сделайте рифму . ЖИЛЕТ- БЕРЕТ

ЧЁРНЫЙ ЖИЛЕТ

КРАСНЫЙ БЕРЕТ.

- Давайте прочитаем, какая загадка у нас получилась. Дома попробуйте загадать её своим родителям.

ЧЁРНЫЙ ЖИЛЕТ

КРАСНЫЙ БЕРЕТ.

НОС КАК ТОПОР

ХВОСТ КАК УПОР. Слайд 14

- Кто-нибудь может сочинить загадку сейчас?

- Наш урок подходит к концу. Пора нам возвращаться из города Загадок и страны Фольклора в класс.

Вот мы и побывали во всех городах страны Фольклора.

Сейчас каждый ряд разберет по темам карточки:

На карточках:

От топота копыт пыль по полю летит.

Без рук без ног, а ворота открывает.

Катилось яблоко по блюду, я водить не буду.

Родина- мать, умей за нее постоять.

Всем сестрам по серьгам.

Жили- были старик да старуха.

1ряд – загадки

2 ряд- пословицы

3 ряд – сказки

На партах у вас лежат карточки, выберите верные и один из вас прикрепит правильные ответы на доске.

Молодцы ребята! Вы отличные путешественники! Путешествия в страну Фольклора принесли вам новые знания!

5. Рефлексия.

-Вам понравился урок? В какой город мы совершили путешествие?

-Что вам больше всего понравилось делать на уроке?

6. Домашнее задание.

Придумать 1 загадку или найти в сборниках загадок 3 загадки, записать их в тетрадь и сделать к ним иллюстрации отгадок.