СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Загадки 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Загадки 2 класс»

Этапы урока (длительность в мин)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Методы обучения

Средства обучения

I. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.


- Прозвенел уже звонок -

Начинается урок!

В путешествие пойдем,

В необычный мир мы попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Мир наш ты отгадай!

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

Фронтальная

Словесный метод обучения (беседа).

Вербальное средство обучения: речь учителя.

II. Актуализация знаний

- Сегодня мы отправимся в новый мир. А в какой мир мы отправимся, помогут нам узнать высказывания-помощники. Но сначала мы вспомним, какие миры мы уже посетили и что нового узнали.

- На прошлых уроках мы познакомились с разными жанрами устного народного творчества. Если я прочитаю произведение, вы узнаете его жанр?

- Давайте проверим! И сыграем в игру. Я читаю текст, вы говорите, к какому жанру он относится. Обязательно объясняйте, почему вы так думаете.

- Кто готов? Даже если вы не уверены, вы всегда можете постараться.

Ум без книги, как птица без крыльев.

- Как называется такое предложение?

- Кто еще так думает? Поднимите руки.

- Молодцы! Это верно.

У страха глаза велики!

- Как вы думаете, как называется это высказывание?

- Кто согласен?

- Умницы! Это верно.

- А как вы отличили поговорку от пословицы? Что такое поговорка? А что понимается под пословицей?






- Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

- Как называется такой текст?

- Кто согласен?

- Кто скажет, что такое потешка?

- Умницы!

Бегал зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи, тебе искать.

- Как назовем такой текст?

- Кто согласен, поднимите руки.

- Что такое считалочка?

- Молодцы!

А у нас во дворе

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

- Как называется такой текст?

- Кто согласен?

- Что такое небылица?

- Все верно. Вы молодцы!






Отвечают.








Поднимают руки.



- Пословица.

Поднимают руки.



- Поговорка.


Поднимают руки.


- Пословицы и поговорки - это краткие изречения.

- В пословицах и поговорках заключена мудрость народа.

- Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают.

- Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.




- Потешка!

Поднимают руки.

- Потешка – это весёлая народная песенка.





- Считалочка.

Поднимают руки.

- Это стихотворение, которое помогает распределить роли в игре.




- Небылица.

Поднимают руки.

- Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть.

Фронтальная

Словесный метод обучения (беседа, рассказ).

Наглядный метод обучения (демонстрация).

Вербальное средство обучения: речь учителя.

Технические средства обучения: технические устройства (интерактивная доска), дидактические средства обучения

(презентация).

III. Постановка цели и задач урока

Демонстрация слайда:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

- Отгадайте, это…!

- Кто согласен с ответом, поднимите руку!

- Как вы поняли, что это книга?

- Молодцы!

Демонстрация слайда:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

- Отгадайте, это…!

- Кто согласен с ответом, поднимите руку!

- Как вы поняли, что это кот (кошка)?

- Умницы!

Демонстрация слайда:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

- Отгадайте, это…!

- Кто согласен с ответом, поднимите руку!

- Как вы поняли, что это облака?

- Молодцы!

- А к какому жанру относятся данные произведения? Как вы думаете?

- Кто согласен, встаньте со своих мест.

- Как вы догадались, что это загадка?

- Что такое загадка? Мы можете ответить на этот вопрос? У нас достаточно знаний?

- Тогда нам следует пополнить наш ресурс знаний. А для этого мы отправим в один интересный и познавательный мир.

- Вы догадались, в какой мир мы сегодня попадем?

- Прекрасно. Кто готов начать путешествие?

- О чем мы сегодня будем говорить? Кто как думает?

- А что мы узнаем?

- Верно. Молодцы!

- Сегодня мы познакомимся с произведениями, которые относятся к жанру…

- Отлично. Тогда отправляемся!





- Это книга!

Поднимают руки.

Отвечают.







- Кошка (кот).

Поднимают руки.

Отвечают.







- Облака!

Поднимают руки.

Отвечают.



- Загадки.

Встают.

Отвечают.


- Нет.




- Мир Загадок.


- Поднимают руки.

- О загадках.


- Что такое загадка!



- Загадка!

Фронтальная

Словесный метод обучения (беседа).

Наглядный метод обучения (демонстрация).

Вербальное средство обучения: речь учителя.

Технические средства обучения: технические устройства (интерактивная доска), дидактические средства обучения

(презентация).

IV. Открытие нового знания

- Ребята, а что же такое загадка? Давайте посмотрим в словарях.

- Кто прочитает?

- Верно.






- Я хочу вам рассказать историю возникновения загадки.

(Рассказы могут рассказывать подготовленные обучающиеся).

- Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека. Они требовали последовательности, умения видеть в самых обычных предметах их сходства и различие.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в охотников. Чтобы выдержать испытание на зрелость мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость и мужество – убить огромного зверя, выдержать боль. А ум, знания и сообразительность он должен был проявить в угадывании загадок.

У древних греков загадывание загадок приравнивалось к единоборству (бой один на один). Их легенды гласят о том, что кто не отгадал загадку, расплачивался жизнью.

В русских народных свадебных обрядах загадывание загадок составляло обязательную принадлежность к нему.

- Похоже, что загадка перешла в мир детства, стала учить ребенка узнавать мир и видеть его по-новому, набираться ума и новых знаний.

- В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни.

- Как вы думаете, о ком или о чем могут быть загадки?

- Конечно, молодцы.



- А может ли у одной загадки быть несколько отгадок?

- Почему?

- Конечно. Молодец.

- Загадки могут иметь как одну отгадку, так и несколько.

- Например: «Без окон, без дверей, полна горница людей».

- Какой ответ у загадки?




- Вот как много отгадок может быть у одной загадки.

Берут словари, лежащие на столах.

- Загадка – («гадати» «думать, рассуждать») – жанр устного народного творчества. Это краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которое требует отгадка.































- О погоде.

- О животных.

- О разных предметах.

- О явлениях.

- О растениях.

- Может.

- Потому что некоторые признаки могут быть у одного и того же предмета, явления.



- Тыква.

- Арбуз.

- Кабачок.

- Огурец.

- Подсолнух.

Фронтальная


Словесный метод обучения (беседа, рассказ, работа со словарем).

Вербальное средство обучения: речь учителя.

Визуальное средство обучения: словарь.

V. Первичное закрепление

Физкультминутка

Мною можно умываться.

Всё белым- бело сегодня,

Я умею проливаться.

И светло, хоть солнца нет.

В кранах я живу всегда.

С неба сыплется холодный,

Ну, конечно, я … (вода)

Белый- белый мягкий … (снег)


- А кто любит разгадывать загадки?

- Тогда потренируемся немного в их отгадывании и чтении загадок. Откройте стр. 25. Прочитайте загадки шепотом и отгадайте их.

Выбирает, кто будет читать вслух, и кто будет отгадывать загадку.



Выполняют.









Поднимают руки.


- Петух.

- Лук.

- Подсолнух.

- Морковь.

- Еж.

Фронтальная

Словесный метод обучения (объяснение работа с учебником).

Вербальное средство обучения: речь учителя.

Визуальное средство обучения: учебник.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Сейчас мы проведем групповую игру. Вы должны отгадать загадки, заполнить кроссворд и понять, какая общая тема у ваших загадок. При выполнении вас ждет небольшая ловушка. Будьте внимательны.

- Все лежит у вас на рабочих столах. Начинаем работу.

Демонстрация слайда:

1. Решить загадки.

2. Найти лишнее слово.

2. Записать ответы в кроссворд.

3. Определить общую тематику загадок.

4. Выделить ключевое слово.

1. Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето. (Заяц)

2. Почему повсюду лужи? Рогатая, хвостатая,

Мама зонтик свой берёт. Стояла и молчала.

Почему же? Почему же? Хвостатая, рогатая

Потому что … (дождь идёт) Внезапно замычала.

Кто это хвостатый?

Кто это рогатый?

Кто это мычал?

Ну-ка, угадал? (Корова)

3. Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг. (Грач)

4. Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

6. Доят, а не корова,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)

7. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса)

Ключевое слово: загадки.

Тема: Дикие и домашние животные.

Лишнее слово: грач.

1. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)

2. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3. Белая морковка зимой растёт. (Сосулька)

4. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд)

5. Что в решете не унесёшь? (Вода)

6. По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (Волна)

7. Он без рук и без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

8. Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

9. Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Ключевое слово: пословица.

Тема: Вода.

Лишнее слово: солнце.

1. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)

2. Во лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки)

3. Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Бусинки зелёные,

Сладкие, ядрёные. (Горох)

4. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

5. Синий мундир, белая подкладка,

В середине – сладко. (Слива)

6. Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

7. Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром)

8. Жёлтая курица в огороде дуется. (Тыква)

9. Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина)

Ключевое слово: поговорка.

Тема: Растения.

Лишнее слово: гром.

1. На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец)

2. В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик)

3. Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона)

4. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её… (Сорока)

5. Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач)

6. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей)

7. Клюв огромный, как крючок,

Но об этом всё - молчок.

Я встречаю здесь зарю.

В небе голубом парю,

И летаю выше гор,

Узнаёте? Я -…(Орел)

8. Не рак, не рыба,

Не зверь, не птица,

Кто его убьёт,

Тот свою кров прольёт. (Комар)

9. В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Ключевое слово: скороговорка.

Тема: Птицы.

Лишнее слово: комар.

1. Между двух светил я в середине один. (Нос)

2. Не часы, а тикает. (Сердце)

3. Белые овечки глядят из-под печки. (Зубы)

4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

5. Горшочек умён,

Семь дырочек в нём. (Голова)

6. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

7. У двух матерей

По пяти сыновей

Одно имя всем. (Пальцы)

8. Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся. (Муха)

(Ключевое слово: небылица.

Тема: Человек.

Лишнее слово: муха.

Работают в группах.


По окончании работы каждый из группы читает загадку и отгадывает.


После один из группы называет лишнее слово, другой – тему, третий – ключевое слово.

Групповая

Словесный метод обучения (беседа).

Практический метод обучения (практическая работа).

Вербальное средство обучения: речь учителя.

Визуальное средство обучения: кроссворд, загадки.

Технические средства обучения: технические устройства (интерактивная доска), дидактические средства обучения

(презентация).

VII. Рефлексия деятельности

- Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

- Что такое загадка?

- От какого слово оно образовано?

- Какие темы могут быть у загадок?

- Сколько отгадок может быть у одной загадки?

- Молодцы!

- А теперь домашнее задание.

- Найдите в библиотеке книгу с загадками. И выпишите себе в рабочую тетрадь загадки, которые вам больше всего нравятся.

- Или же если хотите, можете сами придумать загадку.

- И на следующем уроке мы их поотгадываем.

- Спасибо за внимание!



Фронтальная

Словесный метод обучения (беседа).

Вербальное средство обучения: речь учителя.





Класс: 2.

Тема урока: Загадки.

Цель: познакомиться с русским народным творчеством – загадками.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знает определение загадок, поговорок, пословиц, небылиц; умеет отгадывать загадки; умеет определять темы загадок.

2. Метапредметные: умеет делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умеет ориентироваться в тексте учебника, словаря; умеет слушать и понимать речь других; умеет оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умеет работать самостоятельно и в паре; определяет и формулирует цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя; умеет выразительно читать произведение.

3. Личностные: проявляет интерес к изучаемому материалу; проявляет сознательность к учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: презентация, листы с заданием: кроссворд (с загадками).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя