II. Актуализация знаний | - Сегодня мы отправимся в новый мир. А в какой мир мы отправимся, помогут нам узнать высказывания-помощники. Но сначала мы вспомним, какие миры мы уже посетили и что нового узнали. - На прошлых уроках мы познакомились с разными жанрами устного народного творчества. Если я прочитаю произведение, вы узнаете его жанр? - Давайте проверим! И сыграем в игру. Я читаю текст, вы говорите, к какому жанру он относится. Обязательно объясняйте, почему вы так думаете. - Кто готов? Даже если вы не уверены, вы всегда можете постараться. Ум без книги, как птица без крыльев. - Как называется такое предложение? - Кто еще так думает? Поднимите руки. - Молодцы! Это верно. У страха глаза велики! - Как вы думаете, как называется это высказывание? - Кто согласен? - Умницы! Это верно. - А как вы отличили поговорку от пословицы? Что такое поговорка? А что понимается под пословицей? - Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек мочить! - Как называется такой текст? - Кто согласен? - Кто скажет, что такое потешка? - Умницы! Бегал зайка по дороге, Да устали сильно ноги. Захотелось зайке спать, Выходи, тебе искать. - Как назовем такой текст? - Кто согласен, поднимите руки. - Что такое считалочка? - Молодцы! А у нас во дворе Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. - Как называется такой текст? - Кто согласен? - Что такое небылица? - Все верно. Вы молодцы! | Отвечают. Поднимают руки. - Пословица. Поднимают руки. - Поговорка. Поднимают руки. - Пословицы и поговорки - это краткие изречения. - В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. - Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. - Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни. - Потешка! Поднимают руки. - Потешка – это весёлая народная песенка. - Считалочка. Поднимают руки. - Это стихотворение, которое помогает распределить роли в игре. - Небылица. Поднимают руки. - Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть. | Фронтальная | Словесный метод обучения (беседа, рассказ). Наглядный метод обучения (демонстрация). | Вербальное средство обучения: речь учителя. Технические средства обучения: технические устройства (интерактивная доска), дидактические средства обучения (презентация). |
III. Постановка цели и задач урока | Демонстрация слайда: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. - Отгадайте, это…! - Кто согласен с ответом, поднимите руку! - Как вы поняли, что это книга? - Молодцы! Демонстрация слайда: Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. - Отгадайте, это…! - Кто согласен с ответом, поднимите руку! - Как вы поняли, что это кот (кошка)? - Умницы! Демонстрация слайда: Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. - Отгадайте, это…! - Кто согласен с ответом, поднимите руку! - Как вы поняли, что это облака? - Молодцы! - А к какому жанру относятся данные произведения? Как вы думаете? - Кто согласен, встаньте со своих мест. - Как вы догадались, что это загадка? - Что такое загадка? Мы можете ответить на этот вопрос? У нас достаточно знаний? - Тогда нам следует пополнить наш ресурс знаний. А для этого мы отправим в один интересный и познавательный мир. - Вы догадались, в какой мир мы сегодня попадем? - Прекрасно. Кто готов начать путешествие? - О чем мы сегодня будем говорить? Кто как думает? - А что мы узнаем? - Верно. Молодцы! - Сегодня мы познакомимся с произведениями, которые относятся к жанру… - Отлично. Тогда отправляемся! | - Это книга! Поднимают руки. Отвечают. - Кошка (кот). Поднимают руки. Отвечают. - Облака! Поднимают руки. Отвечают. - Загадки. Встают. Отвечают. - Нет. - Мир Загадок. - Поднимают руки. - О загадках. - Что такое загадка! - Загадка! | Фронтальная | Словесный метод обучения (беседа). Наглядный метод обучения (демонстрация). | Вербальное средство обучения: речь учителя. Технические средства обучения: технические устройства (интерактивная доска), дидактические средства обучения (презентация). |
IV. Открытие нового знания | - Ребята, а что же такое загадка? Давайте посмотрим в словарях. - Кто прочитает? - Верно. - Я хочу вам рассказать историю возникновения загадки. (Рассказы могут рассказывать подготовленные обучающиеся). - Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека. Они требовали последовательности, умения видеть в самых обычных предметах их сходства и различие. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в охотников. Чтобы выдержать испытание на зрелость мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость и мужество – убить огромного зверя, выдержать боль. А ум, знания и сообразительность он должен был проявить в угадывании загадок. У древних греков загадывание загадок приравнивалось к единоборству (бой один на один). Их легенды гласят о том, что кто не отгадал загадку, расплачивался жизнью. В русских народных свадебных обрядах загадывание загадок составляло обязательную принадлежность к нему. - Похоже, что загадка перешла в мир детства, стала учить ребенка узнавать мир и видеть его по-новому, набираться ума и новых знаний. - В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни. - Как вы думаете, о ком или о чем могут быть загадки? - Конечно, молодцы. - А может ли у одной загадки быть несколько отгадок? - Почему? - Конечно. Молодец. - Загадки могут иметь как одну отгадку, так и несколько. - Например: «Без окон, без дверей, полна горница людей». - Какой ответ у загадки? - Вот как много отгадок может быть у одной загадки. | Берут словари, лежащие на столах. - Загадка – («гадати» «думать, рассуждать») – жанр устного народного творчества. Это краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которое требует отгадка. - О погоде. - О животных. - О разных предметах. - О явлениях. - О растениях. - Может. - Потому что некоторые признаки могут быть у одного и того же предмета, явления. - Тыква. - Арбуз. - Кабачок. - Огурец. - Подсолнух. | Фронтальная | Словесный метод обучения (беседа, рассказ, работа со словарем). | Вербальное средство обучения: речь учителя. Визуальное средство обучения: словарь. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Сейчас мы проведем групповую игру. Вы должны отгадать загадки, заполнить кроссворд и понять, какая общая тема у ваших загадок. При выполнении вас ждет небольшая ловушка. Будьте внимательны. - Все лежит у вас на рабочих столах. Начинаем работу. Демонстрация слайда: 1. Решить загадки. 2. Найти лишнее слово. 2. Записать ответы в кроссворд. 3. Определить общую тематику загадок. 4. Выделить ключевое слово. 1. Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. (Заяц) 2. Почему повсюду лужи? Рогатая, хвостатая, Мама зонтик свой берёт. Стояла и молчала. Почему же? Почему же? Хвостатая, рогатая Потому что … (дождь идёт) Внезапно замычала. Кто это хвостатый? Кто это рогатый? Кто это мычал? Ну-ка, угадал? (Корова) 3. Чёрный, проворный, Кричит «крак», Червякам враг. (Грач) 4. Не мышь, не птица В лесу резвится, На деревьях живёт И орешки грызёт. (Белка) 5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, 6. Доят, а не корова, Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза) 7. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса) Ключевое слово: загадки. Тема: Дикие и домашние животные. Лишнее слово: грач. 1. Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд) 2. Кругом вода, а с питьём беда. (Море) 3. Белая морковка зимой растёт. (Сосулька) 4. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд) 5. Что в решете не унесёшь? (Вода) 6. По морю идёт, идёт, А до берега дойдёт – Тут и пропадёт. (Волна) 7. Он без рук и без ног Из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. (Родник) 8. Красная девушка по небу ходит. (Солнце) 9. Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Река) Ключевое слово: пословица. Тема: Вода. Лишнее слово: солнце. 1. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива) 2. Во лугах сестрички – Золотой глазок, Белые реснички. (Ромашки) 3. Разломился тесный домик На две половинки, И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. Бусинки зелёные, Сладкие, ядрёные. (Горох) 4. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) 5. Синий мундир, белая подкладка, В середине – сладко. (Слива) 6. Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох) 7. Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром) 8. Жёлтая курица в огороде дуется. (Тыква) 9. Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина) Ключевое слово: поговорка. Тема: Растения. Лишнее слово: гром. 1. На шесте дворец, Во дворце певец. (Скворец) 2. В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик) 3. Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький, А ходит босиком. (Ворона) 4. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её… (Сорока) 5. Летом за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит. (Грач) 6. Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей) 7. Клюв огромный, как крючок, Но об этом всё - молчок. Я встречаю здесь зарю. В небе голубом парю, И летаю выше гор, Узнаёте? Я -…(Орел) 8. Не рак, не рыба, Не зверь, не птица, Кто его убьёт, Тот свою кров прольёт. (Комар) 9. В синем небе голосок, Будто крохотный звонок. (Жаворонок) Ключевое слово: скороговорка. Тема: Птицы. Лишнее слово: комар. 1. Между двух светил я в середине один. (Нос) 2. Не часы, а тикает. (Сердце) 3. Белые овечки глядят из-под печки. (Зубы) 4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык) 5. Горшочек умён, Семь дырочек в нём. (Голова) 6. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя) 7. У двух матерей По пяти сыновей Одно имя всем. (Пальцы) 8. Осенью в щель заберётся, А весной проснётся. (Муха) (Ключевое слово: небылица. Тема: Человек. Лишнее слово: муха. | Работают в группах. По окончании работы каждый из группы читает загадку и отгадывает. После один из группы называет лишнее слово, другой – тему, третий – ключевое слово. | Групповая | Словесный метод обучения (беседа). Практический метод обучения (практическая работа). | Вербальное средство обучения: речь учителя. Визуальное средство обучения: кроссворд, загадки. Технические средства обучения: технические устройства (интерактивная доска), дидактические средства обучения (презентация). |