Исследовательская работа
«Загадки дондыкарского леса»
Введение
Проблема взаимодействия человека и леса интересовала многих исследователей. В.Е. Владыкин в книге «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов» рассматривал систему пространственно-временных измерений, структуру общества, религиозно-мифологические представления удмуртов. Он подчеркивал, что удмуртский этнос сформировался в условиях Великого Леса, поэтому все сферы жизни, психология удмуртов связанна с лесом. Эту мысль развивает и А.Н. Петров в книге «Удмуртский этнос: проблемы ментальности». Согласно его исследованиям, в основе специфики мышления и поведения удмуртов лежат экологические аспекты.
В.Туганаев также высказал мысль, что лес в представлениях удмуртов является живым, разумным существом. Но особое отношение к лесу указывает весь уклад жизни, привычки и верования удмуртов.
П.Н. Луппов описал языческую религию удмуртов и отметил ее неразрывную связь с окружающей природой.
Таким образом, все исследователи отличают неразрывную связь удмуртов с лесом, обращают внимание на влияние его на все сферы жизни удмуртского этноса. Однако никто не останавливался на изучении загадочных и необъяснимых явлений, которые происходят в удмуртских лесах. В данной работе сделана попытка на основе опроса респондентов осветить аномальные явления в дондыкарских лесах.
Цель: Раскрыть отношение удмуртов к лесу как к живому существу.
Задачи:
Рассмотреть освещение данной темы в литературе
Показать тесную связь удмуртов с лесом в течении жизненного пути
Выяснить, какие необычные явления происходят в лесу и попытаться их объяснить.
Лес в жизни удмуртов.
Весь уклад жизни, привычки, психология, верования указывают на неразрывную связь удмуртов с лесом. Удмурты представляли его живым, разумным существом. Люди в особых случаях могли превращаться в отдельные растения. Полагали, что душа человека после смерти может перейти в растение на его могиле. Сила деревьев и других растений могла перевоплотиться вновь в человека, но уже другого. Такое воззрение отдаленно напоминает мифические и религиозные представления народов стран Востока и Индии.
Область происхождения и поселения удмуртов находится в пределах южной тайги. Удмуртские поселения всегда располагались в местности с таким расчетом, чтобы рядом были вода и лес. Таким экологическим требованиям отвечали высокие берега рек или не затапливаемые весной пойменные террасы.
Дома строились исключительно из деревьев. Строительным материалом служила ель- широко распространенная в Удмуртии порода, и раньше в ней недостатка не было.
Заготовляли бревна зимой или поздней осенью, когда древесина содержит меньше влаги. Готовый сруб оставляли на некоторое время для просушки. Между бревнами прокладывали зеленый, реже- сфагновый мох как утеплитель.
Клеть и подворные постройки также старались делать из ели, но здесь не было строгих правил, могли быть использованы и другие хвойные породы.
Для постройки бани лучшим материалом считаются бревна, заготовленные из лиственных пород, как более легкие и дышащие, то есть допускающие газообмен, тогда как поры хвойных пород, как правило, закупорены смолистыми веществами.
Из деревьев делали мебель и посуду. Интересно отметить, что южные удмурты высоко ценили дуб как строительный материал, и в результате он практически потерял значение как лесообразующая порода в результате чрезмерной эксплуатации.
То же можно сказать и о лиственницы сибирской. Еще в веках она нередко встречалась в лесах Удмуртии, даже в начале века можно было найти корабельные рощи, которые использовались для нужд отечественного кораблестроения и местного населения. Так, ее стойкая древесина служила отличным материалом при строительстве гидротехнических сооружений (плотин, срубов колодцев, погребов…). Известно, что ствол лиственницы может пролежать в земле, не подвергаясь гниению, сотню и более лет.
Древесина различных деревьев и кустарников шла на изготовление предметов быта.
Лес для удмурта являлся местом охоты на зверей, добываемых ради получения мяса и шкурки, птиц.
Леса отличались богатством грибов, ягод, плодов и съедобных растений. Население собирало малину, черемуху, бруснику, землянику, чернику, клюкву, рябину, калину, смородину. Из грибов предпочитали белый, подосиновик, масленок, опенок, рыжик, груздь. Лес давал возможность заниматься бортничеством.
На могиле удмурты сажали черемуху, березу, смородину или хвойные деревья, считая дерево олицетворением вечной неистребимой жизни. Как вечен лес, так тиха и бесконечна жизнь.
Даже в период земледелия и животноводства удмурты не прерывали тесной связи с лесом. Календарь сельскохозяйственных работ носил своеобразный лесной оттенок. Например, считалось, что до цветения черемухи сеять теплолюбивые культуры нельзя. Или- что урожай пшеницы зависит от обилия ягод. По времени цветения липы определяли характер лета.
Детский фольклор богат сказками на лесную тему. Многие дети убеждены были в том, что есть в лесу священное дерево- это главное дерево, или царь- дерево, и если начать его рубить, то оно будет истекать кровью или кричать нечеловеческим голосом. И для спасения своей жизни оно может исполнить любое желание. Сказки о леших-нюлэсмуртах и палэсмуртах- в той или иной степени связаны с лесом. В удмуртских сказках, во всех сколько- нибудь значительных историях действие либо происходит в лесу, либо связано с лесом. Лес для удмурта представлял собой самое привычное, постоянно присутствующее и сопровождающее всю жизнь явление природы. Это источник добра и зла, высшей справедливости и гармонии, главный элемент более сложной системы инкуазя (природы).
У удмуртов к деревьям сложилось особое, тотемическое отношение. Так, не разрешалось рубить деревья в священных рощах, нельзя было ломать веткиберезы до определенной поры, пока сила березы не дойдет до полного созревания. Некоторые участки лесов огораживались, чтобы не прошелся там невзначай человек с топором или скот и не осквернил его. Считалось, что в таких местах живет священное дерево, в теле которого пребывает особое божество- Луд, покровитель местных удмуртов, строгий, взыскательный и справедливый.
Почитая лес и его обитателей, удмурты совершали различные обряды. Например, священный жертвенник- мудор- обязательно включал атрибуты растительного происхождения.: ветки какого- либо дерева, например, пихты. В ритуальном - воршудном - коробе вместе с беличьей шкуркой , крылышками рябчика, перьями тетерева и другими предметами можно было найти ветки или сучок какого- либо дерева.. Все элементы воршудной корзинки были лесного происхождения и составляли своеобразную символику леса.
Места для молений размещались как в священной роще, так и под каким- либо деревом. Главному богу Инмару старики молились под сосной, вершина которой уходила высоко в небо, а ствол отличался стройностью и гладкостью. К Кылдысину (богу- творцу) обращались под березой. Выбирали березу плакучую, чтобы ветки склонялись низко, до самой земли, что выражало бы не только зависимость природы и человека от бога- творца, но и неразрывность связи земли, неба, всего того, что между ними: человека, деревьев и других. Не случайно удмуртская мифология разделяет атмосферу Земли нак три жизненных пространства, и для каждого из них определяет бога: Инмар- властелин неба, Кылдысин- земли, Куазь- пространства между небом и землей. В мифологических традициях многих этносов модель мира оформилась также в образе мирового дерева как наиболее зримого образа мироздания. Финно- угорские народы были типичными обитателями северного леса, естественно, почитание деревьев здесь издревле получило большое распространение. На роль космического, мирового дерева, очевидно, могли претендовать только ель, береза и сосна, культ которых у удмуртов получил наибольшее развитие, и именно они ассоциировались с триадой верховных божеств, причем у каждого из них по данным Первухина было свое дерево: у Инмара- сосна, у Куазя- ель, у Кылдысина- береза. Объектами культа становились деревья, поражавшие своими размерами, необычной формой, «избранные» молнией, одиноко растущие, как бы противопоставленные остальному лесу. Великие, почитаемые деревья строго охранялись посредством разработанной веками системы запретов. Священные деревья были неприкосновенны: с них нельзя было взять ни листочка, сломать даже веточку- ослушавшегося ожидала, по народным поверьям, неминуемая кара. Еще недавно бытовали поверья, что порубщиков священных деревьев разбивает паралич, ожидает долгая, мучительная смерть.
По мифологическим представлениям, высшей ценностью обладает точка пространства, где совершился акт творения. Именно с ней ассоциируется мировое дерево. В удмуртской религиозно-тмифологической системе это главное дерево Великого Леса, растущее в его центре- Мудор. Сохранилось описание моления, посвященного дереву. Его приводит в своей книге В.Е.Владыкин. «В день гуждора (один из самых ранних обрядов весеннего цикла) отправлялись к старой сосне или ели. Очищали место от снега. Настилали ковер из пихтовых и еловых веток. Рядом разжигали костер. Под деревом на высоких козлах сооружали стол, на который ставили воршудный короб (родовую святыню). Раньше ставили и идолов. На дерево подвешивали дэндоры (особые символические изображения воршуда). По сторонам от дерева- столы. На ковер из пихтовых веток приводили белого быка. Жрец с помощниками, обратясь к дереву, читал молитву, просил хороший урожай. Быка поливают из ковшика 3 раза с головы до хвоста холодной водой через березовые ветки (веник), если бык вздрогнет- добрый знак. Если нет- дополнительно жертвуют гуся, утку. Шкуру быка вешали на дерево.
Аномальные явления в Дондыкарских лесах.
Людская память сохранила немало явлений, не поддающихся объяснению обычной логикой.
Как правило, случаи эти относят к проделкам хозяина леса- лешего, однако такой подход является ненаучным. Чем можно объяснить реальные истории, рассказанные односельчанами- остается загадкой.
Необычные явления характерны не только для далекого прошлого, когда жители нашей деревни были малограмотны. Многие истории относятся к середине- концу прошлого века, а один случай произошел осенью прошлого года.
Истории все разные. Попробуем разделить их по характеру событий.
Аномальные истории связаны с тем, что их участники, что называется плутают в трех соснах.
Как рассказывает житель нашей деревни, бывший учитель физкультуры Дондыкарской школы, однажды на охоте он заблудился. Приведем его рассказ.
« Дело было в конце августа 1989 года. Я пошел на охоту в лес на деревню Шудегово. Шел лесной дорогой километрах в трех от Дондыкара. Погода стояла чудесная, как раз пора золотой осени. Листва еще не облетела, но лес был как прозрачный, кругом стояла тишина, под ногами шуршала пожелтевшая трава, хрустели веточки. Любуясь лесом, медленно шел я рядом с дорогой, примерно в 50 метрах параллельно ей. Дальше необходимо было перейти на другую поляну. Прошел всего метров 200, а когда вышел из перелеска, очень удивился. Место было совсем не то, куда я должен был выйти. Что такое! Здесь я не в первый раз, каждый кустик знаю. Оглядевшись вокруг, сориентировался_ это же березы рядом с бывшей воинской частью деревни Ниж.Богатырка! Удивительно, как я сюда дошел- это на приличном расстоянии от Дондыкара, идти надо через речку, а у меня на пути ее не было! Стало жутковато, хорошо еще день в самом разгаре, да и дорогу назад я знаю, приходилось здесь бывать. Решил назад идти вдоль речки Утемки, чтоб не сбиться с пути. Так и добрался до деревни Ягул, а затем и до дома. До сих пор не могу понять, как все тога произошло, как так получилось.»
Этот случай произошел с другим земляком, звали его Бегишев Георгий. В детстве, работая летом в колхозе, (было ему около 15 лет)он подвозил из леса на лошади заготовленные для овец веники. Приехав в очередной раз в деревню, на улице увидел приятелей. Были они младше Георгия, учились в начальных классах-Поздеев Юрий, Резенов Владимир и еще несколько ребят. Георгий позвал их в лес, сказав, что там видел красные от ягод кусты лесной смородины. Ребята вместе поехали до места. Доехав до лога за деревней, привязали лошадь и углубились в низину, где полакомились ягодами. Повернули назад, к лошади, и тут увидели, что лога- то нет! Стали искать место, где привязали лошадь. Ходили кучно, на небольшом расстоянии, далеко не отходили и в лес не заходили. А очутились в лесу, у дороги. Бегишев Георгий, как старший, решил сориентироваться и понял, что это дорога Дондыкар- Понино. А значит, оказались они на расстоянии километра- полутора от лошади. Каким образом так получилось- и сами не поняли.
Другие случаи связаны с встречей людей с непонятным существом, живущим в лесу. Причем иногда он принимает материальные формы, в некоторых случаях существо нематериально.
Случай произошел с жителем деревни Князевым Ионом в послевоенные годы. Они вместе с сыном пошли в гости в деревню Полдарай к учительнице Анне Архиповне. Она пригласила гостей на праздник Первомая. Утром сын ушел, не дождавшись отца. Ион пошел один по знакомой дороге, напрямую по полям, логам и лесам через деревню Донда. Перейдя через тракт Глазов-Понино, направился к ивняку, росшему рядом с трактом. Неожиданно оказался в лесу, которого в этом месте не было. Долго блуждал, целый день пытался найти дорогу. Устал, вымотался и измучался. На пути попадались лога, ручьи. Шел через валежник. И все время чувствовал чье- то присутствие. Причем существо было незлобное. Даже общалось с ним на родном языке. Когда Ион от бессилия заплакал, лесной хозяин подбадривал: «Не плачь, вставай, надо дальше идти, пойдем!», Переводя путника через речку, подавал палку. Удивительно, что переходя лесные речки мужчина нигде не замочил ног, обувь его оставалась сухой, как будто передвигался он по воздуху. Однако само существо было невидимо. Да и самого заблудившегося будто туманная пелена окружала, и мысли были затуманены, хоть он был трезвым. Ходили с утра до самого вечера вдруг неожиданно для себя, оказался Ион у речки Утемка, увидел деревню Ягул, вышел к дороге на Дондыкар. Голос невидимого существа сказал ему снова по- удмуртски: «Ну, теперь иди домой». Не понимая, откуда силы берутся, чуть не бегом шел он до дома. Там, обессиленный, не сдерживая слез, рассказал о своих мытарствах жене.
Рассказывала подобный случай уроженка деревни Шудегово Резенова (Максимова) Анна Максимовна. Было это еще до революции 1917 года. В деревне люди жили большими семьями. Раз во время поминок собрались на кладбище в Понино. Невестки между собой повздорили6 кому корову доить. Решив проблему, отправились в путь, сказав доившей женщине, чтоб она догоняла. Обещали идти неспеша, дожидаясь ее. Доившая корову замешкалась, задержалась надолго. Догоняя, дошла до коршуновского леса. По лесу шла наезженная дорога на Коршуново, дальше- в Понино. Рядом с дорогой была пешеходная тропинка. Женщина поспешно отправилась по тропинке. Не успела углубиться в лес, на конной дороге заметила силуэт мужчины. Отделяли их редкие заросли придорожного кустарника. Женщине показалось, что это ее муж, который еще с братьями оставался дома.
Она завела с ним разговор, сказав, что не думала, что он ее так быстро догонит. Шла и говорила о том о сем, он ей даже что- то невнятно отвечал. Уже перед самым выходом из леса женщина рассказала, что с утра повздорила и попросила у Господа прощения, что в такой день поругалась. После ее слов мужчина тут же исчез.
Случаи неожиданного плутания «в трех соснах» деревенским жителям были известны. Народная мудрость поведения в таких ситуациях передавалась из поколения в поколение. Считается, что советы эффективны.
Русских (Князева) Маргарита Анатольевна вспоминает случай, произошедший с ее односельчанами, жителями деревни Ягул. Муж с женой ехали на лошади в Глазов через подсобное хозяйство Чепецкого механического завода (на этом месте сейчас находится садово-огородное общество «Заря»). Ехали через лес по дороге. Вдруг ее не стало. Ехали наугад, долго плутали. Поняв, что заблудились, лошадь перепрягли задом наперед. Появилась дорога в нескольких метрах от них, которая вывела путников к деревне Вильгурт.
Будучи маленьким, Русских Рудольф Константинович с бабушкой отправился в Коршуново. Отец его был кузнецом, работал там по найму. Время было голодное, вот бабушка и решила сходить, попросить заработок. Платили за работу тогда кто чем мог- мукой, мясом, картошкой…Было это в 1947-48 году, летом. Только зашли в лес по тропинке, сразу оказались в густом лесу, тропинки нигде не было. Начали ее искать, ходили вокруг, в радиусе 10 метров. Бабушка перевязала головной платок наизнанку, одела наизнанку кофту, велела то же самое сделать внуку. В таком виде пошли они вперед и тут же увидели тропинку.
Заключение.
Лес для удмуртов выступает как живое разумное существо. Даже загадочные явления, происходившие в лесу, объяснялись именно этим. Необычные явления случаются с людьми социальным статусом, в разное время года, в разных частях окружающего Дондыкар леса. Однако, отмечается, что чаще всего данные явления связаны или с древними поселениями ( лес рядом с городищем Дондыкар, или с местами захоронений ( деревенское кладбище у деревни Ягул).
На наш взгляд, данный вопрос заслуживает внимания профессиональных ученых.
Информаторы.
1.Максимов Анатолий , 1951 г.р., д.Сороково
2. Русских Рудольф Константинович, 1939 г.р., д. Дондыкар
3. Русских (Князева) Маргарита Анатольевна, 1952 г.р., д. Ягул
Литература.
1.Владыкин В. Е. Религиозно – мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, «Удмуртия» 1994 г.
2. Отчий край. Книга для чтения по удмуртскому краеведению. Сост. Черешня Д. И. Ижевск, «Удмуртия» 2000г.
3. Памятники Отечества. Полное описание России. Удмуртия. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, № 1-2, 1995г.
4. Петров А.Н. Удмуртский этнос: проблемы ментальности. Ижевск, «Удмуртия» 2002г.
Опросник
1.Ф. И. О.
2. Что значит лес в вашей жизни?
3. Были ли какие – нибудь случай связанные с лесом ( заблудились ли вы, леший ли напугал)?
4.Какие случай происходили с вашими знакомыми?
5.Знаете ли вы почему люди теряются в знакомом лесу?