СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Загадки - как средство развития мышления младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Загадки - как средство развития мышления младших школьников»

ОГБОУ «ЦОДТ» Скопинский филиал





















Загадки - как средство развития

мышления младших школьников.





Из опыта работы

учителя начальных классов

ОГБОУ «ЦОДТ» Скопинский филиал

Дворецкой Ирины Николаевны

(с использованием заимствованного материала)


2021 г.



















С оставитель:

И.Н. Дворецкая – учитель начальных классов;






Рецензенты:

Л.В. Сивцова – заведующая филиалом;

И.А.Разуваева - учитель русского языка и литературы;
















Содержание:




I. Загадки - как средство развития мышления младших школьников.

II. Типы загадок и способы их конструирования.



III. Примеры индивидуальных и групповых игр в загадки.



IV. Методическая копилка.



V. Литература.
















Загадки - как средство развития мышления младших школьников.



Жанр загадок широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, они включали в них как необходимый компонент народные загадки. Вот что писал по этому поводу Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал саму загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». В качестве примера Ушинский приводил возможную работу над изучением народной загадки о росе:

Заря-заряница, Месяц увидал-

Красна девица Не сказал.

По лесу гуляла, Солнце увидало-

Ключи потеряла. Не подняло.

Эта загадка, по мнению великого педагога, позволяет учителю поставить перед детьми ряд вопросов: почему заря называется красной девицей? Почему говорится, что заря теряет росу? Почему месяц не поднял росы? Как солнышко поднимет росу?

«Как живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадку как на картинное описание предмета», - писал Ушинский.

Интересными загадками пересыпаны страницы «Азбуки» Л.Н.Толстого. Он широко использовал загадки, отражающие быт крестьянина, природу. Вот, к примеру, некоторые загадки из его «Азбуки»:

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)


Два братца глядятся,

А вместе не сойдутся. (Пол и потолок)


Без рук, без ног, а под окном стучится, -

В дом просится. (Ветер)

Загадка - вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет отгадку.

Прекрасные загадки были созданы выдающимися детскими писателями К.Чуковским, С.Маршаком. В этом жанре работают современные литераторы А.Рождественская, В.Фетисов и другие. В их загадках отражены явления, окружающие современного ребенка, природа, знакомый ребенку мир. Загадка учит задумываться над закономерностями, совершающимися в природе, приучает к наблюдательности, развивает художественное чутье.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

Я выделяю следующие основные типы загадок и способы их конструирования.

1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан зеленый, бархатный.

На вкус я, сладкий, сахарный,

А сам похож на мяч.

(Арбуз)


Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединения их в единое целое). Такого типа загадки чаще всего использую во время словарной работы.

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному- двум признакам восстановить целостный образ). Например:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)

Чтобы решить подобную загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

3. В загадку включено отрицательное сравнение. Например:

Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер.)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры. Например:

Под одной крышей четыре братца живут. (Стол.)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово. Например:

Мой первый слог-предлог,

И во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа. (За - дача)


б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю. (Чайка- гайка)




в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот- ток) или при перестановке слогов и букв (сосна- насос)


Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои-

И целый лес ты мною свалишь. (Липа- пила)


г) Логографы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза- роза).

Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь м,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха- муха)



Примеры индивидуальных и групповых игр в загадки.

Загадки - трафаретки

На плотном листе бумаги или картоне вырезаются круглые или прямоугольные отверстия соответственно тем клеткам, куда должны вписываться буквы слова- отгадки. Найдя буквы, играющий вписывает их в отверстия на листе бумаги, подложенном снизу.

Десять львов




Л

Е

В



Первый лев- властитель домны. (СТАЛЕВАР)

Л

Е

В




А второй- цветочек скромный. (ЛЕВКОЙ)


Л

Е



В



Третий лев пасет оленей. (ОЛЕНЕВОД)

Л

Е


В



Этот острый, в мыльной пене. (ЛЕЗВИЕ)


Л

Е

В



Пятый- корм для лошадей. (КЛЕВЕР)



Л

Е

В





Лев- источник новостей. (ТЕЛЕВИЗОР)


Л

Е

В

Здесь, в седьмом, бычок вздыхает. (ХЛЕВ)



Л

Е

В



Этот полю помогает. (ПОЛЕВОД)



Л

Е

В



Этот в руки взял штурвал. (РУЛЕВОЙ)

Л

Е



В



А десятый - очень вял,

На рисунке перед вами

Мирно дремлет вверх ногами! (ЛЕНИВЕЦ)

Три слона

С


Л

О

Н



Этот слон белоголовый

На столе живет в столовой. (СОЛОНКА)

С




Л

О


Н



Этот бдителен всегда,

Он разводит поезда. (СТРЕЛОЧНИК)





С


Л

О

Н

Этот огненного цвета

В час заката и рассвета. (НЕБОСКЛОН)



Десять раков

Р



А


К


Рак - из хлопка сшит. (РУБАШКА)

Р

А

К




Рак - на Луну спешит. (РАКЕТА)




Р

А





К

Рак - долгожданный день. (ПРАЗДНИК)

Р



А



К

Рак - вспорхнул на пень. (РУБАНОК)



Р

А




К

Рак - сторожил дворец. (СТРАЖНИК)



Р


А




К


Рак - кисленький леденец. (БАРБАРИСКА)




Р

А


К


Рак - в портфеле твоем живет. (ТЕТРАДКА)


Р

А

К

Рак - ночью в окно ползет. (МРАК)



Р

А


К


Рак - круг для шоферских рук. (БАРАНКА)



Р

А

К




Этот- множество закорюк. (КАРАКУЛИ)



Шесть ос

О

С



А

На этой осе в октябре позолота. (ОСИНА)

О

С



А

А эта растет на лугу у болота. (ОСОКА)


О

С




А



Эта оса на Луну улетает. (КОСМОНАВТ)


О

С





А

Эта на солнце худеет и тает. (СОСУЛЬКА)


О

С


А

С этою спит в колыбели малыш. (СОСКА)


О


С





А

Эта по классу крадется, как мышь. (ПОДСКАЗКА)



Чайнворд загадок

Это игра, в которой слова-отгадки должны следовать одно за другим в виде цепочки слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

1




2





3


4




5




6








к



1. Красный, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

2. Сторож плохой: слепой и глухой, не тронешь - молчит, а тронешь - кричит. (Звонок)

3. Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

4. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (Топор)

5. Без тела живет, без языка кричит. (Радио)

6. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки, ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)



Рассыпанные загадки

Из слов, написанных на отдельных карточках, сложить загадку и разгадать ее. Игра начинается с чтения стихотворения- зачина:

Со страницы книжки в гости к вам я шла,

Чтобы разгадали вы меня, друзья.

Очень торопилась, и случилось так, что

На куски разбилась, не собрать никак.

Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!

А потом вы разгадайте, помните меня и знайте.



Образец набора карточек к загадке:

Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь, и прятаться начнут. (Дождь)



ПРОСЯТ А ТОЛЬКО НАЧНУТ ЧАСТЕНЬКО

ПОЯВЛЮСЬ МЕНЯ ЖДУТ И ПРЯТАТЬСЯ

Лотерея загадок

Игра заключается в разгадывании или придумывании загадок. Загадка, или предмет, или слово, с которым необходимо ее придумать, выбирается методом лотереи. Для этого загадки и задания пишутся на отдельных листках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющим.

Игровая задача состоит в придумывании шарады с выбранным словом. Например, даны следующие слова для шарад:

волосы, столяр, парад, грибочки, фантазия, осадок, фасоль, залежи.

Нужно выбрать слово, придумать для него загадку, а затем записать слово в тетрадь и запомнить.



Викторина загадок «Кто? Что?»

Эта викторина проводится аналогично телевикторине «Что? Где? Когда?». Викторину можно проводить в двух вариантах.

1 вариант (с индивидуальным ответом).

Из бумаги изготавливают круг, расчерченный на сектора по количеству играющих; загадки, написанные на карточках (по две-три карточки на каждый сектор), и волчок со стрелкой.

Круг кладется на стол, вокруг которого рассаживаются играющие: каждый напротив своего сектора (№ 1, № 2 и т. п.). На каждый сектор кладется стопкой по две-три карточки с загадками надписью вниз. Назначается ведущий (в первом и втором классах обычно я сама выступаю в роли ведущего, в третьем же и четвёртом сами дети), который заводит волчок, следит за ходом игры и выступает в качестве арбитра.

Очередность ответа определяет стрелка волчка. Время на обдумывание ограничивается одной минутой. За правильную отгадку игрок получает два очка (ведущий выдает два жетона или отмечает на экране соревнования). В случае затруднения ему может помочь с ответом сидящий рядом игрок. Если он не знает отгадки, то это право предоставляется следующему играющему. Когда загадку никто не может отгадать, то ведущий может предложить играющему неявную подсказку (указать область, откуда эта отгадка: мир растений, животных, труд людей, или сделать уточнение другого характера). За правильный ответ после подсказки играющий получает одно очко. В заключение игры ведется подсчет очков. Победителем объявляется набравший большее количество очков.

2 вариант (с коллективным ответом).

Теперь играет команда отгадывающих («Смекалистых») в составе 6- 8 человек против команды загадывающих («Любознательных»). Для организации игры необходимо то же игровое обеспечение. Загадки для «Смекалистых» готовит команда «Любознательных» заранее, наиболее удачные загадки отбираются для игры.

Стрелка волчка разыгрывает первую загадку. Команда сообща ищет на нее отгадку. По истечении одной минуты представитель команды должен назвать отгадку. За правильный ответ команде присуждается два очка. В случае неверного ответа два очка назначаются команде «Любознательных». Если правильный ответ был дан командой без минутного обсуждения, ей присуждается дополнительное очко, т.е. всего три очка.

Один раз за всю игру команда «Смекалистых» может просить помощи, подсказки у команды, загадавшей загадку (когда это делать, определяет играющая команда). За правильный ответ после подсказки команде присуждается одно очко.

В заключение игры подсчитываются очки и подводятся итоги. Команда, набравшая большее количество очков, объявляется победителем игры.



Вертолина загадок

Игровая задача заключается в подборе или придумывании загадки, отгадка на которую начинается с буквы, выпавшей на вертолине.

Устройство игры. Волчок (можно иголку с длинной ниткой), под ним располагается круг. На нем написаны все буквы алфавита, кроме тех, с которых слова редко начинаются.

Играющие раскручивают волчок. На букву, оказавшуюся в окошке, играющие должны придумать слово, которое является отгадкой загадки, которую необходимо вспомнить или придумать свою. Оценивается не только скорость ответа, но и сама загадка. Например, когда в окошечке показалась буква И, раздалось слово ИГЛА. В ответ - загадка: У вострушки хвостик в ушке.



Несколько игр, которые можно провести с учениками начальных классов на уроках природоведения, окружающего мира.

«Ну - ка, прочитай»

Участники игры должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном руду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

Д И Б К Е Б Р И Ш Г А Ш Л К Л Ч

О З У Д Я Н Б А О Л Д А И Н К У

Б И В Х Е Р А В С Х А К С У Т И

С И М О Р Л У М С Р Я П У К И А

П О В Т И О К Щ Ь Т К Ь У В Х А

П О В Т И О К Щ Ь Т К Ь У В Х А

К Щ Б Е Ф А Г Ш Б О Ф А Ш Л Ь К

Д Е З Я П И С З Я К У С Ш Е П А

Ю Ч Б Е Н А Б Г Т Ю Н Л О Т К А

К Л Э В А Г О А Р Э Ш В Г У Л Н

Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

Ответы: Дергач. Зяблик. Беркут. Глупыш. Оляпка. Пищуха. Щеголь. Дикуша. Чеглок. Коршун.



«Типография»

В игре участвуют две команды по 15 человек. Каждая команда получает 15 карточек со следующими буквами:

А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я

Каждому играющему на грудь прикрепляется одна из карточек с буквой. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово - отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад- вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица…(Грач)

На одной ноге стоит,


В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля…

Узнаете? Это…(Цапля)


Распустила хвост жар - птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес…(Павлин)


Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать - дворец.

Прилетай скорей, …(Скворец)


Ночь, как смоль, черным черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает …(Сова)



«Подскажи словечко»

Ведущий читает загадки, которые написаны в стихах. Слово- ответ является последним словом в загадке. Его легко можно отгадать не только по смыслу, но и по рифме. Отвечают играющие хором.

Зимой на ветках - яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

(Снегири)


То не радуга и не пламя !

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный …

(Попугай)


И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и …(Совы)


В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

-Я тут! Я на чеку –у -у!

Я всех вас допеку - у- у!

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький …

(Петух)



Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно- бронзовый …

(Скворец)



Трещала с самого утра:

«Пор- р- ра! По - р- ра!»

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…

(Сорока)


В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд - приятель!»…

И ставит подпись

(Дятел)


На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина …(Орла)


В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится …

« Ку - ку…Ку- ку», -

Не спит опушка,

А птицу эту звать …

(Кукушка)



Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный, серый …(Гусь)


«Узнай загадку»

Две команды получают по 10 карточек, на которых записаны текстовые отрывки из известных загадок. Необходимо написать восстановленный полный текст загадки и правильный ответ. Каждое задание оценивается по 1 баллу. Выигрывает команда, набравшая большее число баллов.

Текст для карточек:

1. «…без топоренка…» 2. «… сухим остался». 3. «Не дровосек …» 4. «В болоте плачет …» 5. «Спереди шильце …» 6. «… а со шпорами …» 7. «… во дворце певец …» 8. «… ночью летает …» 9. «… пеньем знаменит …» 10. «… за пахарем ходит …».

Полный текст:

1. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

2. В воде купался - сухим остался. (Гусь)

3. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

4. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)

5. Спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце. (Ласточка)

6. Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)

7. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

8. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

9. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)

10. Летом за пахарем ходит, под зиму с криком уходит. (Грач)





«Кубики»

Участники игры получают кубики. Вверху на каждой грани написано название птицы, а ниже - следующая загадка о другой птице. Ребятам надо восстановить цепочку. Для этого они на листе бумаги записывают название птицы с грани, лежащей перед ними. Затем читают загадку, написанную ниже на этой грани, отгадывают ее, записывают ответ и ищут его на другой грани. Затем они читают загадку, написанную под ответом, отгадывают ее и снова ищут ответ. Если все загадки будут отгаданы верно, то на последней, шестой, грани они прочитают загадку, ответ на которую записан у них на листочках первым.




Сорока

Крыластый, горластый, красные ласты.


Ласточка

Хвост серпом, голова с гребешком.

Сова

Всех я за день навещу,

Все, что знаю, растрещу.

Жаворонок

Желанный гость с далекого края под окном живет.


Гусь

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.


Петух

Днем слепа, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот.



Ответы: гусь – жаворонок – ласточка – петух – сова - сорока.


Сорока

Пестрая крякуша ловит

лягушат.


Утка

Днем сидит он, как слепой,

А лишь вечер - за разбой.

Цапля

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает.

Ястреб

Явился в желтой шубке:

Прощайте две скорлупки.


Цыпленок

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.




Ответы: утка – филин – цапля – ястреб – цыпленок - сорока.




Орел

Ходит, спесь надуваючи.

.

Ласточка

Кто плачет, не имея слез?

Утка

Летать летаю,

Птиц всех забиваю.

Индюк

Не человек, а говорит.


Сова

Пестрая крякуша ловит лягушат.


Попугай

Шило впереди,

Клубок спереди,

Ножницы сзади.


Ответы: орел – индюк – попугай – ласточка – сова - утка.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА


Шарады



Я - сборник карт; от ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь - превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас- атлас)


Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке ведь они. (Буквы)


Вам известно или нет,

Есть такой на свете цвет.

Если ноту уберете,

В лес сосновый попадете. (Бордо- бор)


С Б - мучительной бываю,

С М - одежду пожираю,

С Р - актеру я нужна,

С С - для повара нужна. (Боль- моль- роль- соль)


С Д я к жидкости привык,

С З - огромный дикий бык. (Бидон- бизон)


Я глубока и полноводна,

И вся страна гордиться мной.

А впереди ты И прибавишь-

И стану птицей я лесной. (Волга- иволга.)


С буквой Ч для вас я друг, приятель.

А стоит Ч сменить на Г,

Как перед вами станет неприятель. (Врач- враг)


С буквой Л - в игре в футбол

Часто слышим слово…

С Д уж в слове смысл не тот-

Мерой стало просто… (Гол-год)


Читайте слева вы меня,

И псом презлющим буду я.

Но времени я буду счет,

Когда прочтешь наоборот. (Дог-год)


Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (До –ми -к)


Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьею живем.

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решать суждено. (Дача-задача)



С буквой Д вперед шагаю

От зари и до зари.

С П торчу, зачем –не знаю,

С Т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С Л всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной. (День- пень- тень- лень)



Если с З, то ткань из шелка,

И воздушна и легка.

З на К заменим только-

Пей продукт из молока. (Зефир-кефир)


Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение-

И превращусь в конфетку я. (Ирис-ирис)

Мы всех - и взрослых, и детей-

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить т,

Мы их ужасно испугаемся. (Игры- тигры)


Начало- голос птицы,

Конец - на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда. (Картина)


С буквой К живу в лесу.

С буквой Ч овец пасу. (Кабан- чабан)


С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П - от вас не утаю-

Тоже в школе я стою. (Карта- парта)


С глухим согласным

Наливаюсь в поле,

Со звонким-

Сам звеню я на раздолье. (Колос- голос)


В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (Линейка)


Меня найдешь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале и в альбоме,

И в книге, и в тетрадке.

Но птицей стать я захотел-

И мне не надо буквы Л.

Мне А в начале напиши

И как зовут меня – реши. (Лист- аист)

Чтоб отгадать, имей терпение:

С Л я - часть лица,

А с Б - растение. (Лоб-боб)


Я цвет одинаковый часто имею:

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить. (Луг- лук)


С буквой Н я по ночам

В небесах гуляю.

С буквой П частенько вам

Видеть помогаю. (Луна- лупа)


С Ы мы мчим вас что есть мочи,

С У мы ноги вам промочим. (Лыжи- лужи)


Я с Л смягченным - под землей

Бываю каменный и бурый,

А с твердым - в комнате моей

В геометрической фигуре. (Уголь- угол)


С твердым Л я на стене,

Книги, например, на мне.

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. (Полка- полька)


С М гожусь тебе в пищу

И могу быть я цветком,

С Р в реке меня разыщут,

С С вдруг стану я мешком. (Мак- рак- сак)


Когда я - месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце словно таешь.

Коль вместо Т в меня поставишь Ш,

То под меня ты бодро зашагаешь. (Март- марш)


Со звонкой на конце он значит

Примерно то же, что не стар,

С глухой - по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар. (Молод - молот)


Задачу ты решишь свободно:

Я - небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца-

Во мне увидишь что угодно. (Нос- сон)


С буквой Н, мои друзья,

Ничего не значу я,

Н на С перемените-

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой М-

Я пальто у вас проем. (Ноль- соль- моль)


Несет меня с трудом старик,

Но если Ю прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет. (Ноша- юноша)


Слог первый- восклицание,

Второй - достоин порицания,

А целое - на севере бывает

И жителей тех мест и греет, и питает. (Олень)


Мне не пройти в ветвистый лес-

Мои рога в ветвях застряли.

Но обменяй мне Л на С -

И листья леса все завяли. (Олень- осень)


Коль меня напишешь через букву О,

Лягу я под дверью дома твоего.

Коль меня напишешь через букву И,

На тарелку лягу в праздничные дни. (Порог- пирог)


В ранце я всегда лежал,

Букву где-то потерял…

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли. (Пенал- пена)


И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду.

Но вставь лишь И - я поведу

Стальную птицу к небосводу. (Плот- пилот)


Я смерть и разрушенье сею,

Несу я гибель в дни войны.

Но О прибавь, и я повею

Покоем мирной тишины. (Пушка- опушка)


Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши-

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги. (Резина)


Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь - поставь меня в вазу…

Но с буквою К в огород я пойду

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу. (Роза- коза)


Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но Г приставишь впереди-

И в небе я загромыхаю. (Роза- гроза)



Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную,

А в целом - мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную. (Сто - ля- р)


Первая буква есть в слове сурок,

Но нет этой буквы в слове урок.

А дальше подумай, и краткое слово

У умных ребят ты найдешь у любого.

Две буквы у мамы возьми без смущения,

И в целом получишь - итог от сложения. (С – ум - ма)


Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали.

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и в зной

Выносливым и ловким. (С - порт)


Первый слог метут метлой,

Глазом назову второй,

Третий резать хлеб годится,

А четвертый лишь частица.

Целое- животное. (Сор - око - нож - ка)


Я много - много лет

Давала людям свет,

Теперь меня употребляют редко,

Меня затмила яркая соседка.

Смените С на О - не рассержусь,

Коль шерсть нужна вам - пригожусь. (Свечка- овечка)


Я с В - ночная птица,

Но замените В на Д-

И растворяюсь я в воде. (Сова- сода)

Он - грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь У на О-

Будет круглое число. (Сурок - сорок)

Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня повсюду,

Но слоги переставь во мне-

И воду подавать я буду. (Сосна- насос)


Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною.

Но замените мягкий знак

На букву А - и я завою. (Сирень- сирена)


Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю. (Топор- ропот.)


С Т я книга, с С я рыба,

С К бесформенная глыба,

С Л помог колоть я лед,

С Д народ во мне живет. (Том- сом- ком- лом- дом)


Первая буква есть в слове урюк,

Но нет этой буквы в слове крюк,

За буквою слово тотчас звучит,

Лишь только в ворота вдруг шайба влетит.

А в целом - фигуру найдешь средь других,

Где сходится в точке лишь пара прямых. (Угол)


Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье,

А Ф на П заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения. (Флюс- плюс)


Мой первый слог короткий - нота.

Ее найти легка забота.

Люблю второй я раннею весной:

Цветущий он особенно хорош!

Его у здания найдешь. (Фасад)

С буквой Х меня на себе носят,

С буквой С в столовой просят.

(Халат- салат)



С О - я вам рассказ кончаю,

С У - дождем вас поливаю,

С А - ваш груз перевожу,

С К - с волнами я дружу.

Если я встречаюсь в море,

Рыбакам со мною горе.

(Точка- тучка- тачка- качка)



С Ч над морем я летаю,

С Г в машине нахожусь,

С М тебя я одеваю,

С Л собачкою зовусь,

С С можешь в булочной купить,

С Ш в бане себя мыть.

(Чайка- гайка- майка- лайка- сайка- шайка)



Лежу я на земле,

Прибитая к железу.

Но буквы переставь-

В кастрюлю я полезу.

(Шпала- лапша)



С Ю я по воде скольжу,

А с Я на голове сижу.

(Шлюпка- шляпка)


С глухим шипящим я числительное,

Со звонким - имя существительное.

(Шесть - жесть)



ЛИТЕРАТУРА:




  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.



  1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.



  1. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.



  1. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.



  1. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.


35