Урок внеклассного чтения в 6 классе.
«Загадки и тайны острова Линкольна»
( по роману Ж.Верна «Таинственный остров»)
Цель:
укрепить интерес к чтению хорошей приключенческой литературы;
выявить умение учащихся «ориентироваться» в тексте, умение цитировать;
акцентировать внимание на вере писателя в силу и возможности человека.
Оборудование:
презентация;
к/фильм (фрагменты) «Таинственный остров»;
раздаточный материал (карта острова)
словарик.
Музыкальное оформление: М. Дунаевский «Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта», «Веселый ветер». Вагнер. «Полет валькирий».
Задачи: Познакомить учащихся с творчеством Жюля Верна, заинтересовать сюжетом его романов; обратить внимание учащихся на описание географических объектов; способствовать развитию интереса к путешествиям, чтению книг. особое внимание уделить бережному отношению Жюля Верна к природе, способствовать экологическому воспитанию школьников.
Эпиграфы. Море, музыка, свобода – вот всё, что я люблю.
Жюль Верн.
“Раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждёт прозябание и неминуемая гибель”.
(Ж. Верн, “Таинственный остров”, ч.I, гл. 19)
Ход урока.
1. Слово учителя : Сегодня мы хотим пригласить вас на необычный урок, урок-путешествие. И возможно мы побываем на разных материках, в дальних странах, очутимся на необитаемом острове, опустимся в глубины океана… но это чуть позже…
Ребята, взгляните на портрет человека, благодаря которому и родился наш урок. Имя этого замечательного человека, писателя, географа, путешественника – Жюль Верн. Если вы ещё не читали книг писателя, у вас впереди увлекательное захватывающее чтение.
А что означает слово «путешествие»?
(Дежурный по словарю зачитывает определение)
Итак, наше путешествие начинается. Но отправляться в странствие с незнакомым человеком очень сложно, поэтому предлагаем вам познакомиться с биографией Жюля Верна.( Сообщения уч-ся).
- Учитель Кроме романов –путешествий у Ж.Верна есть научно-фантастические романы. Один из них – «20000 лье под водой». В истории мировой литературы Ж.Верн был первым, кто обратился к жанру научной фантастики. Причем, фантастика в его романах правдоподобна и связана с настоящими и предполагаемыми научными открытиями. Из 108 гипотез – 64 реализованы в жизнь. Что же конкретно было предсказано Ж.Верном в его романах? Подводная лодка, торпеды, подводные скафандры, полеты на Луну, бурение сверхглубоких скважин… Предвидение – на 100 лет вперед!
В романе «Клодиус Бомбарнакс» в первой главе Ж.Верн описывает железную дорогу Владикавказ-Тифлис, которую начали строить почти через 100 лет после написания этого романа, но так и не построили.
Хотя писал он повести, рассказы, очерки, пьесы, научные статьи… любимым жанром Жюля Верна был роман,
Уч. лит. : Что такое жанр романа? Обратимся к словарю.
У Жюля Верна больше всего романов – путешествий.
Многие романы Верна были с успехом экранизированы, в том числе и у нас в стране:
Дети капитана Гранта (1936г.)
Таинственный остров (1941г.)
Пятнадцатилетний капитан (1945г.)
Сломанная подкова (1973г.)
Капитан Немо (1975г.)
В поисках капитана Гранта (1985г.)
Капитан «Пилигрима» (1986г.)
Всего же насчитывается более 200 экранизаций произведений великого писателя.
В честь Жюля Верна названы:
первый автоматический грузовой космический корабль, разработанный ЕКА;
кратер на Луне диаметром 143 км.
Ребята, вы чувствуете, какой поднялся ветер? ( «Полет валькирий») Он все сильнее и сильнее. Слышите, слышите какие-то голоса…
(отрывок из фильма 7:30-10:00)
Сцена приземления на воздушном шаре из романа «Таинственный остров» или комментированное чтение первой главы.
2.Беседа по прочитанному.
– Когда и где происходят события, описанные в первой главе?
- Комментарий учителя: Автор не зря указал конкретную дату 23 марта 1865 года. Это реальное событие, произошедшее в Тихом океане. Разрушительный ураган свирепствовал с18 по 26 марта 1865 года и имел много разрушительных последствий, также описанных Жюлем Верном в своем романе.
- Сколько людей оказалось на воздушном шаре? (Пятеро.)
- Почему стал снижаться воздушный шар? (В нем была дыра.)
- Что делали путники, чтобы облегчить вес гондолы? (Выбрасывали из корзины тяжелые предметы.)
- После того, как были выброшены все вещи, находившиеся в гондоле, а она по-прежнему продолжала снижаться, какая попытка была еще предпринята путниками? (Путники отрезали гондолу, а сами уцепились за ячейки сетки.)
-Все ли потерпевшие крушение добрались до берега? (До берега добрались лишь 4 человека.)
- Прежде чем мы продолжим чтение романа, я скажу, что путники, волею судьбы оказавшись на необитаемом острове, были чудесным образом спасены, пройдя через все испытания, уготованные им.
- Давайте предположим, кто или что могло спасти их. (Кто не читал).
(Ответы учащихся самые разные – это были и инопланетяне, и золотая рыбка, и фантастические существа…)
- На этот вопрос мы с вами ответим только тогда, когда прочитаем весь роман.
- Куда же попали наши герои? Поднявшись на гору и оглядевшись, они поняли, что очутились на острове.
- Что такое остров?
- Какой остров в мире самый большой? (Гренландия). Наши герои попали на неизвестный островок в Тихом океане.
- А почему этот океан Тихий?
- Кто его так назвал? Работа с картой о.Линкольн (так путешественники назвали свой остров) и атласом.
- Герои, попавшие на остров, ничего не имели, у них не было даже перочинного ножа, ведь все было выброшено из гондолы, да и сама она полетела вниз.
- На остров герои романа попали 25 марта. Какое это время года в южном полушарии? ( Начало календарной осени). О чем надо было прежде всего подумать героям?
- Какие события описываются во 2 главе?
Выразительное чтение по ролям.
- В честь кого назвали остров?
- Именно на этом острове происходят таинственные события. Какие ещё?
( Инсценировка: рассказ Айэртона).
- Слово «таинственный» говорит нам о какой-то тайне, загадке, которую побыстрее хочется разгадать. Весь роман от начала до конца пронизан тайной. Многие события кажутся сначала сверхъестественными, но по мере развития сюжета мы постепенно узнаем обо всем. На последних страницах, когда появляется новый герой, выступающий на протяжении всего романа в роли тайны, необъяснимые события раскрываются до конца.
-Учитель. Докажите, что роман «Таинственный остров» можно назвать робинзонадой. Что такое робинзонада?
- В чём отличие этой робинзонады от известной нам истории Робинзона Крузо?
3.Выводы.
- Сумели ли мы раскрыть тайны острова Линкольна?
- И все-таки непонятно, почему Ж. Верн позволил погибнуть острову?
- И еще одна загадка: корабль «Дункан», Роберт Грант. Айртон, капитан Немо, герои романа «Таинственный остров»…
- Как все это связано между собой?
4.Итоги урока.
- Что же помогло героям выжить и остаться людьми в нечеловеческих условиях?
- Какие качества проявили колонисты на острове Линкольна?
“Раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждёт прозябание и неминуемая гибель”. (Ж. Верн, “Таинственный остров”, ч.I, гл. 19)
5.Заключительное слово учителя.
- Сегодня мы перевернули последнюю страницу романа Жюля Верна «Таинственный остров». Это была встреча с героическими и мужественными людьми, которые, несмотря на многочисленные трудности, встретившиеся им на пути, смогли сохранить веру в дружбу, присутствие духа, мужество, умели находить выход в сложных ситуациях. После чудесного спасения они поклялись жить вместе, приобрели обширное землевладение в штате Айова, стали жить в такой же дружбе, как и на затонувшем острове и были счастливы. О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его высказывание: «Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. Их счастьем будет труд, их вдохновением – ученые исследования, их идеалом – свобода, для которой создан человек».
В заключении я хочу порекомендовать книгу «Таинственный остров» всем поклонникам классических фантастико-приключенческих романов.
Читайте романы Жюля Верна и путешествуйте вместе с его героями!
6. Домашнее задание: напишите мини-сочинение «Что я сегодня открыл для себя на уроке?»