Доклад «Загадки лермонтовского гения»
Выполнил: Аханянов Геннадий, ученик 9 класса СОШ № 60 г. Улан – Удэ
Руководитель: Митупова И.Г, учитель русского языка и литературы
Согласно официальным данным, Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь на 3 октября 1814 года. Семейная жизнь его родителей вскоре распалась, и двухлетний мальчик был увезён в имение Тарханы, где и воспитывался под наблюдением своей богатой и влиятельной бабушки со стороны матери, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой из знатного рода Столыпиных. Мать Лермонтова, Мария Михайловна, скончалась, когда мальчику шёл только третий год, а отец его, капитан в отставке, человек небогатый и незнатный, жил в принадлежавшей ему деревне Кропотово и лишь изредка навещал сына. Таким образом, мальчик рос фактически круглым сиротой, при живом отце…
Такой общеизвестный факт существует и у истинных ценителей лермонтовского наследия, например, у Висковатова П.А., Макагоненко Г.П., Андроникова И.Л.
«Есть книги о его жизни, о его столыпинской и арсеньевской родне, но не было ни одной книги о славном продолжателе древнего шотландского рода Лермонтов. Они лишь изредка упоминались, об отце тоже писали всегда вскользь… со времен нелюбви лермонтовской бабушки к его отцу, почти ничего не писали… Но нельзя понять творчество Михаила Лермонтова, не вписываясь в кельтскую мистическую родословную. Или по прямой от великого мистика и поэта Томаса Лермонта из Эрсилдауна к русскому великому мистику Михаилу Лермонтову, или же рушится вся творческая эволюция»,- утверждает критик В. Бондаренко в статье «Все споры вокруг отца Лермонтова».
«Впервые имя М. Ю. Лермонтова связали с шотландскими Лермонтами в
1837-м, когда в шотландской прессе появилась статья Вильяма Ролстона «Шотландец за границей». Но поэт знал об этом изначально, провидчески», - пишет Бондаренко в другом очерке «Шотландские струны Лермонта».
Шотландское происхождение отца Лермонтова хорошо излагается в статье Левагиной С. Н., зам. директора Областной юношеской библиотеки им. А. А. Суркова, которую мы взяли за основу вольного пересказа.
Род Лермонтовых восходит к средним векам, он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта, прозванного рифмачом или Томасом Стихотворцем из Эрсильдауна. Фамилия Лермонт - одна из старейших шотландских фамилий (древнее Столыпиных - наше прим.), первые упоминания о которой относятся к 13 веку.
В личности этого значительного человека своего времени соединились поэтический талант и дар предвидения. Его слава как прорицателя сравни
славе Нострадамуса. Имя пророка - одно из первых в ряду поэтов, прославивших национальный шотландский эпос.
Также была известна и другая ветвь Лермонтов, занимавшаяся судебной и юридической деятельностью. В XVI веке здесь жил предок Джорджа Гордона Байрона, королевский адвокат Гордон, женой которого была Маргарет Лермонт. Таким образом, Лермонтовы оказываются связанными родственными узами с родом Байрона. К сожалению, сам Лермонтов не знал, что является дальним родственником своего кумира Байрона. В конце XVI - начале XVII веков после того, как англичане разбили шотландскую армию, многие Лермонты стали "солдатами удачи": нанимались в разные армии (шотландских военных наёмников особо ценили за храбрость). Один из них, Георг Лермонт, воевал в составе польской армии против России в 1613 г. и был взят в плен (по другим данным сам остался в России). Затем Георг Лермонт с собратьями по оружию поступил на военную службу к русскому царю Михаилу Романову под именем Юрия Андреевича Лермонта, за отвагу ему были пожалованы земли в Костромской губернии. Это и был родоначальник русских Лермонтовых.
В начале 1634 года ротмистр рейтарского полка Юрий Лермонт (он же Георг Лермонт) погиб под Смоленском.
Один из сыновей Георга Лермонта - Петр, впоследствии воевода Саранский, принял в 1653 году крещение в православную христианскую веру.
От Георга (Юрия) Лермонта следует по прямой линии отец русского гения – Юрий Петрович.
Из ближайших предков Лермонтова документы сохранились относительно его прадеда Юрия Петровича, воспитанника шляхетского кадетского корпуса. В это время род Лермонтова пользовался еще благосостоянием; захудалость началась с поколений, ближайших ко времени поэта. Отец его, Юрий Петрович, был бедным пехотным капитаном в отставке. Он окончил Первый кадетский корпус в Петербурге и в 1805-1806гг участвовал в походах за границу во время войн с Францией и Швецией. В 1811 г вышел в отставку, но в 1812 г вступил офицером в Тульское народное ополчение, был ранен, в 1814 г вернулся домой после лечения в госпитале. По словам Сперанского, отец будущего поэта был замечательный красавец, но вместе с тем "пустой", "странный" и даже "худой" человек.
Красота Юрия Петровича увлекла дочь Арсеньевой, Марию Михайловну, и, несмотря на протест своей родовитой и гордой родни, она стала женой "армейского офицера"; но для ее семьи этот офицер навсегда остался чужим человеком.
Первый биограф Лермонтова П. А. Висковатый обращает наше внимание на то, что отец Михаила Юрьевича прослеживал свою родословную «всего лишь» с XVIII века и начал хлопотать о внесении себя и сына в родословную книгу тульского дворянства только в 1825 году. Хлопоты увенчались успехом в марте 1829 года. Сыну же этого было мало: он хотел гордиться своим родом, реабилитировать отца в глазах общества.
Но история предков по отцовской линии была предметом гордости юного Лермонтова и будила его воображение. Поэтому одной из центральных тем творчества М.Лермонтова является тема предков. Приведём пример.
«Почему юный поэт так рвался вон из России?» - этим вопросом задавались многие исследователи творчества поэта. Ответ отчасти находится при анализе автобиографического стихотворения «Желание» (1831). Поэт называет своего лирического героя «последним потомком отважных бойцов», упоминает щит с мечом и родовым гербом . При этом поэт подчеркивает, что его лирический герой, являясь последним звеном в этой родовой цепочке, «увядает средь чуждых снегов», то есть Россия – это его вторая Родина.
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Итак, он тянулся к шотландской отчизне, понимая, что эти моря ему не преодолеть. Может быть, он тянулся к отцу, к древним своим, где-то услышанным поэтическим предкам?
Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой...
О! зачем я не ворон степной?..
Можно предположить, что это протест в защиту отца, когда и родиной своей называет Шотландию, и отказывается от «чуждых снегов». Таким образом, мы видим от каких корней мог появиться такой светлый гений, таинственный и непознанный.
Вывод по этому разделу хочется сделать словами В. Бондаренко из его книги «Лермонтов. Мистический гений»: «…истоки – в синтетичности, в родовой генетической памяти, часто на уровне подсознания, в гармоничной спаянности прошлого и настоящего».
Лермонтов построил действительно суровую модель взаимоотношений с миром, выступив против трёх властей – светской, духовной и нравственно-бытовой. Такое отношение, на наш взгляд, исходит от особого внутреннего мира великого гения.
Исследователем В. Бондаренко подчёркивается генетически заложенная в Лермонтове с рождения такая черта, как тяга к справедливости и ненависть к рабству, хотя картины крепостной жизни Мишель видел со стороны. Бондаренко отмечает, что поэт всегда чувствовал неизбывную кельтскую шотландскую гордость и тягу к независимости, к вольности, чего в русском человеке быть не должно. Не случайно он и погиб-то рядом с «шотландкой», поселением, основанным под Пятигорском выходцами из Шотландии.
Критик напоминает о характере предков Лермонтова: «Не забудем и о гордости горных шотландцев. Смелые, гордые, вольные, не отсюда ли любовь к такому же вольному Кавказу?» В. Бондаренко уверен, что, встречаясь с черкесами, сражаясь или дружески общаясь с ними, наш поэт узнавал в себе шотландского горца.
При всём бунтарском складе личности своего героя, автор замечает: "трудно найти более верующего поэта, чем Михаил Лермонтов, но и к Богу у поэта были свои пути, свои прямые разговоры с ним. Ценя вольность в себе самом, он и в героях своих всегда искал вольность Таким же бесстрашным и уверенным в себе был его купец Калашников, такими были герои "Бородино".
Философ Вл. Соловьев, противоречиво относящийся к личности Лермонтова, считал, что он чрезвычайно близок по духу к древнему своему предку и полагал именно Томаса ответственным за две основные особенности лермонтовского гения: «страшную напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем Я, страшную силу личного чувства» и «способность переступать в чувстве и созерцании через границы обычного порядка явлений и схватывать запредельную сторону жизни и жизненных отношений».
Мы остановились на основных и вместе с тем особых чертах внутреннего мира Лермонтова. Закончить этот раздел хотелось утверждением Бондаренко: «… от великой мистической пророческой поэзии шотландского гения тринадцатого века Томаса Лермонта до великой мистической и пророческой поэзии русского гения девятнадцатого века Михаила Лермонтова идет одна связующая линия, объясняющая всю творческую эволюцию русского поэта».
На основании различных источников, можно сделать вывод, что в смерти Лермонтова до сих пор много неясного и загадочного.
Одну закономерность подметил В. Бондаренко, прочитав книги Очмана и Захарова, мэтров лермонтоведения: «В лермонтоведении появилась мода на полное оправдание Николая Мартынова: нормальный человек, добрый офицер и даже неплохой мастер слова. Он ни в чем не виноват, потому что поведение Лермонтова не оставляло Мартынову шанса на примирение. Во всем убийца был прав, да и кто такой был этот нахальный офицеришка Лермонтов? Никто и знать не знал никаких его стихов. К примеру, Александр Арнольди, служивший вместе с поэтом в 1838 году в Новгороде, затем общавшийся с ним уже перед гибелью поэта в Пятигорске, заявлял: «Мы не обращали на Лермонтова никакого внимания, и никто из нас и нашего круга не считал Лермонтова настоящим поэтом, выдающимся человеком… Мы все, его товарищи-офицеры, нисколько не были удивлены тем, что его убил на дуэли Мартынов… не Мартынов, так другой кто-нибудь…»
На Лермонтова натравливали осознанно и молодого офицера Лисаневича, который отказался, заявив: «Чтобы у меня поднялась рука на такого человека!» Обратим внимание, что этот отказ Лисаневича от дуэли с поэтом, рассказанный Висковатову графом Н.П. Граббе, подтвержденный позже и Эмилией Шан-Гирей, осознанно выпадает из почти всех поздних исследований его биографии. Он явно мешает оправданию убийцы поэта Николая Мартынова. Убивали на дуэли какого-то сварливого ядовитого офицеришку, и по всем правилам чести нельзя было якобы Мартынову отказаться от дуэли. И якобы, никто тогда не представлял, кого убивают на дуэли.
Поэт, стрелявший без промаха, мог убить или ранить противника, но не стал этого делать, ибо считал дуэль недоразумением. По воспоминаниям современников, Лермонтов спокойно стоял, подняв пистолет стволом вверх.
Это означало – примирение. Однако Мартынов, не колеблясь, выстрелил и сразил поэта наповал.
Итак, известные в лермонтоведении подходы к этому событию по – новому освещаются в работе В. Бондаренко. Всё большее внимание уделяется такому нравственному качеству, как отсутствие низости в благородной душе Лермонтова, он не делал смерть собственными руками. Был подло убит, предательски застрелен на взлёте. Его преждевременный уход отнял у нас «русского Шекспира», которым мог стать Лермонтов в годы расцвета.
Мы согласимся с позицией В. Бондаренко том, что это – « вечно преступная дуэль».
Будучи противником общепринятого скептицизма в отношении личности и характера Михаила Юрьевича, автор находит объяснения его скандальных поступков, в том числе поединка с Николаем Мартыновым. «На дуэль он смотрел, как на литературную игру. Мол, хватит того, что я его убил в своем романе, а в жизни стрелять в него не буду, пусть живет. Только Грушницкий думал иначе. Лермонтов и на свои столкновения и конфликты с сослуживцами, с командирами, с высшим светом смотрел с иронией. Не умел ненавидеть всерьез. Острил, иногда едко насмехался, писал колкие стихи и рисовал карикатуры, но делал это беззлобно. В ответ на него и близкая родня, и многие друзья, и сотоварищи, и высшее начальство, вплоть до самого императора Николая Первого, обрушивали лавины гнева и жестокосердия. Так продолжалось и спустя десятилетия, столетия, вплоть до наших дней».
Отдельно рассматривается почти 30-летнее молчание о нём после его гибели, что, конечно, связано с мягко говоря недоброжелательным отношением к поэту в свете и со стороны лично императора. В высшем обществе Петербурга смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»... А в письме П. П. Вяземского приводятся слова Николая I: «Собаке — собачья смерть». За эти годы сменилось поколение, и драгоценные факты просто были забыты, стёрлись, ушли в могилу вместе с их обладателями.
Всё большее распространение получают воспоминания и мнения умных современников поэта, справедливо осознающих горечь утраты.
Приведём пример. Тот же граф Павел Христофорович Граббе пишет сразу после гибели поэта своему подчиненному полковнику Траскину: «Несчастная судьба нас, русских. Только явится между нами человек с талантом – десять пошляков преследуют его до смерти...»
Увы, русская дворянская рука его и убила. «На Пушкина целила, по крайней мере, французская рука, а русской руке было грешно целить в Лермонтова» (П. Вяземский). «Не стало Лермонтова! Сегодня (26 июля) получено известие, что он был убит 15 июля в Пятигорске на водах; он убит, убит не на войне, не рукою черкесца или чеченца, увы, Лермонтов был убит на дуэли — русским» (А. Булгаков).
Таким образом, в этой части работы мы показали резкое выступление Бондаренко против мистификаций и сплетен о поэте.
Для нас Лермонтов во всех своих противоречиях, при всей сложности характера - прежде всего величайший национальный русский гений, очень рано осознавший свою трагическую миссию.
Огромное значение Лермонтова подтверждают слова Льва Толстого: «Если бы этот мальчик был жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».
Род Лермонтовых продолжается поныне. Действующая ассоциация «Лермонтовское наследие» объединяет потомков дворян Лермо́нтов и Лермонтовых, более 50 из которых носят фамилию Ле́рмонтов.
1.Левагина С. Н. Мелодия эоловой арфы: Томас Рифмач –шотландский предок М. Ю. Лермонтова
2. Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество /Приложение к факсимильному изданию – М.: Книга, 1989.
3.Соловьев В. С. Литературная критика – М.: Современник, 1990.- С.278-283.
4. Колядов А.. «Каменьями» – в гения?»- ЛГ:итоги недели 02.12.2013
5. Татаринов А. «Вечно преступная дуэль…»-Литературная газета № 30-2013
6. Бондаренко В. «Лермонтов: мистический гений» – М.: Молодая гвардия, 2013
7. «Лермонтовская энциклопедия» под редакцией Мануйлова В.А., М.,
изд-во «Советская энциклопедия», 1981
8.http://www.lermontov.niv.ru
9.Горчаков О. Если б мы не любили так нежно: Исторический роман о Джордже Лермонте, родоначальнике русского рода Лермонтовых и его смутном времени – М.: ТЕРРА, 1994.
10. О Томасе Лермонте – шотландском предке русского поэта –М.: Ассоциация «Лермонтовское наследие», 1993.