«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
3.Показать способы очищения загрязнённого воздуха.
1.Развиват умение мыслить и анализировать.
2.Развивать умение работать в коллективе.
1.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1.Организационный этап Приветствие | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Арина и я очень рада видеть вас всех на нашем сегодняшнем занятии. | Приветствуют педагога |
2.Подготовка к получению новых знаний Загадка про воздух Информация о воздухе Химические свойства воздуха Просмотр мультфильма «Что такое воздух?» | Ребята, послушайте небольшую загадку. Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой! (ВОЗДУХ) Что же это такое? Кто догадался? Правильно, это воздух. А кто знает, что такое воздух и для чего он нам нужен? Воздух окружает нашу планету Земля, называется атмосферой, именно она защищает нашу планету от потока ультрафиолет лучей, метеоритов и различных космических тел. Воздухом дышат люди, животные и растения. Как бы вы его описали? Какой воздух? Воздух есть вокруг нас и внутри, он не имеет вкуса и цвета, его невозможно увидеть и потрогать. (Слайд 2) Воздух состоит из нескольких химических веществ-газов. Больше всего в воздухе азота, за ним следует кислород, углекислый газ и др.газы. Всё это газы, они без цвета, без запаха и они входят в состав воздуха. Чтобы закрепить наши полученные знания о воздухе посмотрим ещё один небольшой мультфильм. Что такое атмосфера? Из чего состоит воздух? Почему, чем выше подниматься в гору, становится труднее дышать? Какой воздух легче? | |
Выход к теме 3.Основной этап Причины загрязнения воздуха Просмотр мультфильма «Дымка» | Ребята, воздух, которым мы дышим должен быть чистым и свежим, но всегда ли он такой? (Слайд 3) Да, всё верно, воздух бывает загрязнённым. И сегодня мы с вами поговорим о загрязнении воздуха, об этой большой проблеме, которая волнует очень многих. (Слайд 4) В наше время воздух сильно загрязнён, особенно в больших городах. Ребята, а что же загрязняет воздух, которым мы дышим каждый день и почему это плохо? Каждый раз, делая вздох, мы заполняем свои легкие новой порцией воздуха, в котором имеется кислород. Значит, нам очень важно, чтобы воздух вокруг нас был чистым. Верно? Ребята, хочу предложить посмотреть вам небольшой мультфильм о загрязнении воздуха. Смотрите внимательно, после просмотра мы с вами поговорим о том, что показано в мультфильме. Ребята, вот мы и посмотрели мультфильм. О чём он был? В мультфильме показано как здание, где что – то производят, отравляет дымом окружающую среду. Это ведь большая проблема, верно? Почему? Из-за того, что фабрики загрязняют чистый воздух, который предназначен для здоровой жизни, люди заболевают, животные, рыбы и растения гибнут. | Нет, бывает загрязнённым Отвечают на вопрос Отвечают на вопросы |
Главные загрязнители воздуха | Но только ли фабрики и заводы загрязняют воздух? Из-за лесных пожаров загрязняется атмосфера. Поскольку лес является главным поставщиком кислорода, после его уничтожения кислород не образуется, следовательно, не поглощается вредный для здоровья человека углекислый газ, который и загрязняет атмосферу. Снижается качество воздуха. Также страдает озоновый слой, он защищает нашу планету от ультрафиолетовых лучей, но из-за загрязнения воздуха он разрушается, и там образуются озоновые дыры. Как вы думаете, чем это плохо? Из-за слишком сильного поступления тепла на Земле становится жарко и может наступить глобальное потепление. Главным загрязнителем воздуха является транспорт. Мотоциклы, машины, автобусы, самолёты, все эти виды транспорта загрязняют воздух. (Слайд 5) Но люди стараются бороться с этой проблемой и для этого они придумали электромобили. Это транспорт, который питается от электричества, его можно зарядить от розетки. Переход на электромобили — это одно из решений для защиты окружающей среды: при заряде электричеством происходит гораздо меньше выбросов углерода, чем при сгорании бензина. Это, конечно, хорошо, но на данное время большинство людей ездят на обычных автомобилях. С их выхлопных труб в воздух поступает множество вредоносных газов, которые нас отравляют. А знаете ли вы, что в городах можно увидеть из-за этих вредоносных газов? Можно увидеть смог. (Слайд 6) Вам знакомо это слово? Оказывается, мы встречаемся со смогом на улицах любого города. Слово «смог» произошло от комбинации английских слов ”smoke” - дым и ”fog”-туман. В виде желто-серой пелены, состоящей из дыма, тумана, выхлопных газов машин и промышленных газов, выпускаемых в атмосферу предприятиями, смог зависает над землей. Из-за смога образуются кислотные дожди. А что это такое мы узнаем чуть-чуть попозже. | |
Практическая работа | Ребята, сейчас я разделю вас на две группы, и мы проведём небольшую практическую работу, хорошо? Подумайте в группе, чем опасны смог и кислотные дожди для людей и в целом для нашей планеты, а потом мы выслушаем друг друга. Вы все большие молодцы, отлично справились с заданием. Спасибо. | Выполняют практическую работу |
Смог и кислотные дожди Способы очищения воздуха | При попадании в легкие смог вызывает кашель, появляется насморк, слезятся глаза. Ядовитые соединения смога губят растения в городах и вокруг них. Поэтому деревья на городских улицах часто кажутся поблекшими, желтовато-коричневыми. Они попросту больны. Но это еще не все. Наверняка вы слышали, что дождевой водой полезно умываться, мыть волосы, поливать растения? Теперь лучше этого не делать. Сейчас под дождем без нужды и находиться не следует. Ядовитые частички смога, растворяясь в дождевой воде, превращают ее в вредные для природы азотную и сернистую кислоты. Ядовитые вещества, которыми пропитаны тучи, переносятся с ними на тысячи километров и выпадают в виде дождя в других районах. А от кислотных дождей промышленного района страдают не только люди, животные, растения, живущие в этом районе, но и другие люди, растения и животные, где вообще нет никакой промышленности. Ребята, хотите, приведу вам пример, как кислотные дожди влияют на наш мир? (Слайд 7) За 10 лет хвойные деревья Черного леса в Германии были уничтожены кислотными дождями. Но лесу можно помочь, если разбросать на землю (почву) известь или мел. Тогда кислотность почвы уменьшится, и лес снова постепенно оживет. К сожалению, города от смога в данный момент мы с вами не сможем защитить. Но предприятия могут ставить специальные очистители на трубы, тогда дым будет не так токсичен и вреден для окружающей среды. (Слайд 8) А что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище? В классе и дома можно посадить цветы, а на улице деревья, так как они являются лёгкими нашей планеты и очищают воздух, поглощая углекислый газ и вредные вещества Затем растение преобразует их в питательные вещества для себя, и выделяет кислород. | |
4.Заключительный этап Рефлексия | Ребята, наше занятие походит к концу. Сейчас я хочу предложить вам ответить на несколько вопросов. 1.Что нового вы узнали сегодня на занятии? 2.Что вы сегодня расскажете дома родителям о нашем занятии? 3.Хотели бы вы узнать больше о воздухе? Ребята, видно, что вы были очень внимательными. Спасибо вам за занятие. А теперь, в завершении нашего занятия хочу предложить вам нарисовать свои знаки в защиту воздуха. (Слайд 9) Посмотрите на слайд, вот такие знаки я подобрала, а какие сделаете вы? Посоветуйтесь в группе. А затем выберите, кто у вас будет рисовать, а кто представлять ваш знак. | Отвечают на вопросы |