«Закладки «Смешные рожицы»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей младшего школьного возраста.
Воспитатель В.Н. Машнёва.
Цель: формировать умение выполнять изделие «Закладка из бумаги» в технике оригами.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение создавать фигуры в технике оригами;
- обучать приемам работы с бумагой.
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, память,
- развивать навыки и умения оформления поделки аппликацией;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать творческие способности и эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к книге.
- развивать самостоятельность при выполнении задания.
- продолжать развивать у учащихся личностные качества: терпение, аккуратность, трудолюбие.
Методы:
-словесный метод: объяснение, рассказ;
-наглядный метод: демонстрация приема работы;
-практический метод.
Предварительная работа:
Складывание фигурок в технике оригами. Разучивание стихов, отгадывание загадок. Чтение сказок.
Словарная работа:
Оригами, книжная закладка, маркер, схема-опора.
Оборудование
Листы цветной бумаги квадратной формы для основы закладки, голубая цв. бумага для глаз, черный маркер для зрачков, клей ПВА, ножницы, схема-опора для каждого ребёнка.
Планируемый результат. Умеют работать с шаблоном, используя его в качестве образца для изготовления необходимых деталей изделия, знают правила работы с ножницами, клеем и применяют их в практической деятельности.
Ход занятия.
I. Вводная часть. (6 мин).
1. Психоэмоциональный настрой.
Дети встают в круг берутся за руки и читают стихотворение
«Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся»
Воспитатель достаёт книгу и начинает читать. Смотрит на часы и «случайно» закрывает книгу:
Воспитатель. Ой, что же делать? Как же найти ту страничку?
Дети: Надо было закладку положить.
2. Беседа о том для чего нужна закладка для книги.
Воспитатель: Одна книга тысячу людей учит. Книга мала, а ума придала.
- Как вы понимаете смысл данных пословиц?
- Кто знает пословицы о книге?
Показать книги новую и старую.
- Какую книгу вы для себя выберете? Почему?
- Как добиться того, чтобы все книги были в таком состоянии?
- Какой можно сделать вывод?
- Откройте учебники на странице 15. На счет 1-2-3.
- Получилось ли у вас быстро открыть учебник на нужной странице?
- Чтобы узнать, что вам поможет быстро это сделать, нужно отгадать загадку:
Я нужна вам для порядка,
Зря страницы не листай-
Где я, там читай. (Закладка) «Закладка» Автор: Валентин Берестов
- Ребята, очень важно заботиться о книгах.
II. Основная часть. (20 мин).
1. Вводная беседа педагога.
Воспитатель. Чем вы любите заниматься в свободное время?
Предполагаемые ответы детей: Гулять, смотреть телевизор, общаться с друзьями, играть в компьютерные игры, рисовать, читать.
Сейчас у нас время информационных технологий, это значит, люди предпочитают тратить свое свободное время на общение в социальных сетях, с помощью компьютера, телефона, планшета. К сожалению, взрослые и дети стали намного меньше читать. Но, несмотря на это, книга занимает по-прежнему важное место в нашей жизни. Особенно, в школе. Для обучения вам нужны учебники. Книга требует бережного отношения. Как бережно обращаться с книгой, с учебником?
Предполагаемые ответы детей: Брать чистыми руками, не кидать, хранить на полке, на учебнике должна быть обложка, пользоваться закладкой.
Воспитатель. Правильно для того, что бы книга долго нам служила, люди придумали закладку
Закладка для книг – приспособление, которое позволяет быстро находить нужную страницу в книге.
Проведем эксперимент: Два воспитанника в разных книгах будут искать нужную страницу. У одного на нужной странице лежит закладка, а у другого нет. Кто найдет быстрее?
Вывод: Если в книге закладка, то нужную страницу найти очень быстро, при этом не портятся страницы.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
Ответы детей. Делать закладки.
Воспитатель. Как вы уже догадались, мы будем делать закладку. А хотели бы вы научиться делать закладки?
Ответы детей.
Воспитатель: У вас много учебников и вам пригодятся закладки. Конечно, можно взять обычный лист бумаги и положить на ту страницу, где закончил читать. Но ведь как приятно, вновь заглядывая в книгу, увидеть аккуратную закладку с картинками, сделанную своими руками.
Воспитатель: Посмотрите на свое рабочее место и догадайтесь, из каких материалов мы сделаем свою закладку?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Какие приемы работы с бумагой вам известны?
Дети: Бумагу можно резать, склеивать, сгибать, рвать и сминать.
Воспитатель: Какие инструменты понадобятся для изготовления закладки?
Дети: Ножницы.
Воспитатель: Для чего нам понадобятся ножницы?
Дети: Для вырезания деталей для аппликации готовой закладки.
2. Повторение правил ТБ с ножницами
С ножницами не шути
Зря в руках их не крути
И держа за острый край
Другу их передавай.
Воспитатель: Для чего нам понадобится чёрный маркер?
Дети: Для рисования зрачков глаз.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнём. Я буду показывать вам закладки с квадратами, а вы в соответствии с их количеством выполнять столько же раз заданные упражнения.
3. Физминутка.
Сколько квадратов на закладке Столько выполним наклонов. |  |
Столько раз руками хлопнем. |  |
Столько раз ногами топнем. |  |
Сколько здесь у нас углов, Столько сделаем прыжков. |  |
Мы присядем столько раз |  |
Столь потянемся сейчас. |  |
4. Ориентировка в задании.
Воспитатель. А сейчас мы приступим к выполнению работы, сделаем закладку в технике оригами «Смешные рожицы». Внимательно слушайте объяснение и выполняйте работу.
а) Вводный инструктаж к практической работе. Пошаговое объяснение воспитателя.
(каждый шаг работы выполняется вместе с объяснением)
Перед вами расположен квадратный лист бумаги. Чтобы получилась красивая закладка, необходимо выполнять следующие правила:
-складывать на столе;
- пальцами сильно нажимать на линии сгиба.
Воспитатель: Сейчас мы будем делать закладку для книги. В её изготовлении вам поможет схема-опора. Рассмотрите её.
 |  |  |  |
1. Берем квадратик приблизительно 8 на 8 см. | 2. Сгибаем. | 3. Находим серединку. Делаем защип. | 4. Отгибаем верхний уголок вниз к точке-середине. |
|
 |  |  |  |
5. Загибаем к ней же правый и левый уголки. | 6. Разворачиваем их назад. | 7. Сейчас поднимаем левый уголок к верхнему. Проглаживаем. | 8. А сейчас заворачиваем его в карман. |
|
 |  |  |  |
9. То же делаем и с правым уголком. Закладка готова | 10. А вот она в действии! | 11. Осталось сделать с помощью аппликации глаза, уши, язык вашей закладке. | Закладка «Кролик» |
Воспитатель: - Работая, необходимо соблюдать элементы культуры труда:
Использовать безопасные приёмы труда с ножницами, клеем.
Следить за правильной организацией рабочего места, чтобы не делать лишние движения.
Относиться к работе творчески, а друг к другу внимательно, спокойно и доброжелательно.
Окончив работу, помочь товарищу, если он в этом нуждается.
Стараться, чтобы мусора и отходов было как можно меньше.
Воспитатель: А сейчас подготовим наши пальчики к работе.
б) Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний –
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя!
IV. Самостоятельная практическая работа. Изготовление закладки из цветной бумаги.
Дети работают индивидуально, с опорой на схему-опору. Воспитатель осуществляет контроль.
V. Заключительная часть. Отчет о проделанной работе. Демонстрация работ. (4 мин).
Воспитатель: Я вижу, что все, вы ребята, прекрасно справились с работой. (Выбираю лучшую и ставлю в книгу).
Воспитатель: Ребята, предлагаю организовать выставку, чтобы вы увидели, какие работы получились у каждого из вас.
- Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете свои закладки, сделанные вашими руками.
- Кому было трудно?
- Кто справился быстро?
- Что удалось лучше?
- Какая работа вам нравится больше всего и почему?
- Что можно сказать о поделках? Какие они? (Весёлые, забавные, улыбчивые, смешные).
- Какое настроение у вас вызывают эти рожицы? (Радостное, весёлое, беззаботное, смешливое).
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что мы сегодня делали на занятии? (ответы детей)
- Для чего нужна закладка?
- Из какого материала делали закладку?
- Какой геометрической фигуры была заготовка для закладки?
- Вам понравилось выполнять работу?
Воспитатель: Очень красивые и разные закладки у вас получились! Как известно, самый дорогой подарок – подарок, сделанный своими руками. Кому бы вы хотели подарить свою закладку?
Воспитатель: Я благодарю всех вас, ребята, за творческое сотрудничество. Всем большое спасибо за проделанную работу. Занятие окончено.
Источники:
https://infourok.ru/zanyatie-po-ruchnomu-trudu-po-izgotovleniyu-zakladki-karandash-963608.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/09/28/zakladka-krolik
http://wtalks.com/zakladki-dlya-knig-smeshnye-rozhicy
http://lad-lad.ru/origami/origami-v-bytu/1704-zakladkirozhicy.html
http://searchmasterclass.net/origami/389778-origami-zakladka-uchitelskaja-mk.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2016/01/29/zakladki-smeshnye-rozhitsy история закладки
http://wtalks.com/zakladki-dlya-knig-smeshnye-rozhicy
http://searchmasterclass.net/origami/389778-origami-zakladka-uchitelskaja-mk.html
Схема - опора. (Учащимся на столы)

6