СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заключительная стадия "Представление или отчёт" работы над Индивидуальным проектом студентов 1 курса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный результат работы студентов над ИП.

Просмотр содержимого документа
«Заключительная стадия "Представление или отчёт" работы над Индивидуальным проектом студентов 1 курса.»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ в.И. вЕРНАДСКОГО»

(фгаоу во «кфу ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»)


Бахчисарайский колледж строительства,

архитектуры и дизайна (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»






Индивидуальный проект

Тема: «Изобразительно-выразительные средства в поэзии Ф.И. Тютчева».





Выполнили обучающиеся группы: СП-16

 Пихоцкая Е. А, Бойко А. А, Дербенёва А.О.

Руководитель проекта:

Сатарина Л.А







Исследовательская (проектная) работа защищена ____________________

с оценкой

Пихоцкая Е. А,________________ Бойко А. А,______________________

Дербенёва А.О ________________







г. Бахчисарай

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

  1. Особенности использования образных средств (метафор, эпитетов) в поэтических текстах…………….………………………..……………. ….4

    1. Понятие метафоры, ее структурно-семантические характеристики…………………………………………………………..4

    2. Понятие эпитета, его свойства и функции…………………………………………………………………..5

  2. Использование фонетических выразительных средств в поэзии Ф.И Тютчева………………………………………………………………… ..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........…………………………………………………………..13

Список использованной литературы…….…………………………………..…15



























2



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования определяется необходимостью применения теории эпитета и метафоры к материалу поэтических текстов Ф.И.Тютчева, что позволяет рассматривать указанные образные средства не как отдельные стилистические приемы, характеризующие автора, а как одно из звеньев в цепи развития русского литературного языка.

Язык классика русской литературы всегда актуален для носителей языка как образец функционирования языковой системы. Образные средства в поэтических текстах Ф.И.Тютчева представляют собой также культурно-эстетический материал.

Цель: Данной работы состоит в том, чтобы выявить функционально-эстетические особенности смыслового наполнения образных средств в поэтических текстах Ф.И.Тютчева, а также рассмотреть метафору и эпитет системно в текстах конкретного автора.

Задачи:

1.Рассмотреть структурно-семантические особенности использования образных средств (эпитетов, метафор) в поэтических текстах.
2.Исследовать функционально-семантическую нагрузку образных средств (эпитетов, метафор) в стихотворных текстах Ф.И.Тютчева.









3

  1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ (МЕТАФОР, ЭПИТЕТОВ) В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ


    1. Понятие метафоры, ее структурно-семантические характеристики.

В различных языковых стилях, особенно в стилях художественной литературы, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания. Художественная речь отличается от всех прочих форм речи, прежде всего тем, что она выполняет эстетическую функцию. Реализация этой функции означает представление окружающей действительности в образной, конкретно-чувственной форме. 

Художественная речь отличается от всех прочих форм речи, прежде всего тем, что она выполняет эстетическую функцию. Реализация этой функции означает представление окружающей действительности в образной, конкретно-чувственной форме. 

Существует несколько классификаций метафор выделенными современными исследователями. Арутюнова, показывая функциональные типы языковой метафоры, вычленяет:

- номинативную метафору
- образную метафору
- когнитивную (признаковую) метафору
- генерализирующую (как конечный результат когнитивной метафоры) метафору.

Номинативная метафора может быть источником новых значений слов, которые наряду с характеризующей способны выполнять номинативную (классифицирующую) функцию, закрепляясь за индивидом в качестве его наименования.



4

Образные метафоры –это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например: золотая осень, серебро седины, хмурое небо.

Когнитивная метафора - это механизм, позволяющий новую мысль (сферу) представлять через другую, известную мысль (сферу), другими словами, это способ думать об одной содержательной области посредством понятий о другой области, уже освоенной человеком.

Генерализирующие метафоры – это, стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

    1. Понятие эпитета, его свойства и функции

Термин «эпитет» (греч. epitheton - «наложенный, приложенный») определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.

Четкого определения понятия «эпитет» не существует, хотя в современных лингвистических и поэтических словарях подчеркивается, что эпитет обязательно должен носить образный, экспрессивный, тропический (метафорический) характер, давать лицу, явлению или предмету дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается

Наблюдающееся расхождение во взглядах исследователей на природу эпитета отражается в существующих классификациях эпитета. Например, О.С. Ахманова выделяет следующие виды эпитетов:


5

  • объяснительный - усиливающий, подчеркивающий какой-либо один признак предмета;

  • перенесенный (эналлога) - фигура речи, состоящая в переносе эпитета на управляющее слово;

  • порицательный - слово или словосочетание, выступающее в функции обращения и выражающее отрицательное отношение говорящего к собеседнику

  • постоянный - эпитет, сочетание которого с определяемым словом носит характер литературного клише (белый лебедь, синее море, чистое поле);

  • тавтологический - возвращающий слову утраченную им экспрессивную образность (крутой берег, грязи топучие)

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы:

  • усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень); к усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое);

  • уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.)

  • контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов – оксюмороны.

Сопутствуя определяемому слову, эпитет характеризует, оценивает, индивидуализирует предмет или явление, переносит на него свое значение, участвуя в создании художественного образа.



6

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ Ф.И ТЮТЧЕВА.

Язык классика русской литературы всегда актуален для носителей языка как образец функционирования языковой системы. Образные средства в поэтических текстах Ф.И.Тютчева представляют собой также культурно-эстетический материал.

Показывает свое отношение к жизни, практически, во всех своих стихотворениях.

В его стихах всегда виден не только какой-то смысла текст, но и красота явление, которое он видит. В стихах, а в Ф.И. Тютчего чувствуешь ощущение самоценности каждого часа каждый минуты быстротекущее жизни.

Главное достоинство стихотворений Ф.И.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях. Каждое слово метко, полновесно, и оттенки расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя полнее.

Прежде всего, бросается в глаза при знакомстве с нашим поэтом созвучие его вдохновения с жизнью природы, – совершенное воспроизведение им физических явлений как состояний и действий живой души. Конечно, все действительные поэты и художники чувствуют жизнь природы и представляют ее в одушевленных образах; но преимущество Тютчева перед многими из них состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал, – ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину. Эта вера и это понимание стали редки в новое время.

7

Многое в поэтике Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один, например, любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека.

Но в то время, как у других подобный прием сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Тютчев в русской поэзии, в русской литературе не только предвосхищал, он также и наследовал многое. Связи его с русской поэтической традицией часто заходят далеко в глубь времени - он связан с Державиным как поэт возвышенного стиля, отдавшийся большим философским темам. При этом происходит характерная перемена.

Тютчев вернул поэтической мысли ее красоту, лиризм и художественность, изменил с этой целью весь ритмический, метафорический и жанровый строй русского стиха, счастливо избежал штампов и отработанных формул элегической школы романтизма. Он нашел для нового содержания новые формы. Тютчевской лирике присущи краткость, внутренняя свобода и энергия сжатой поэтической мысли, смелые, неожиданные метафоры.

Всякая метафора рассчитана на не буквальное восприятие и требует от читателя умения понять и почувствовать создаваемый его образно - эмоциональный эффект. Умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение, необходимо для освоения образных богатств литературы.

Существует ряд общих закономерностей метафоризации значения признаковых слов, которые Тютчев использует в своих поэтических текстах.



8



Лирику Тютчева тематически можно разделить на:

1) философскую,

2) пейзажную,

3) любовную,

Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения. В принципе, основных направления 2: пейзажная и любовная. Они оба глубоко проникнуты философией.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Средства выразительности. Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то. 

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

9

Средства выразительности. Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует средства выразительности.

Основной троп – метафора: «слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В ее душевной глубине ей оставались вспоминанья…» Также в тексте есть: сравнение – “как северное лето, был мимолетным гостем он” и эпитеты – “волшебны взоры”, “встреча роковая”, “смех младенческо-живой”,

Настроение стиха поддерживается при помощи аллите­рации например, согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!». Ритмическая организация делает эмоции и чувства, описанные в стихотворении более выразительными.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

В эту пору года, как никогда, остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после – весна, дарующая новое перерождение. В природе все циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройденные жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить и радоваться каждому моменту жизни, не поддаваться унынию и тоске – вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении.

Средства выразительности. Для описания природы в своем произведении



10

Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.

Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путем употребления многочисленных эпитетов («порывистый, холодный», «багряных», «умильная, таинственная») и метафор («пестрота деревьев», «таинственная прелесть»).

Благодаря олицетворениям («кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.

Встречаются в тексте и инверсии: «багряных листьев», «холодный ветер порою».

Писатель сравнивает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы с «божественной стыдливостью страданья» в человеке.


Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло...

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. 

Средства выразительности. Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, гипербола: “Как после вековой разлуки…”.

11

Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков “о”, “а”, “е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация 

Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, грубости.


















12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лирика Ф.И. Тютчева в изобилии содержит в себе различные образные средства, с помощью которых поэт донес до нас все переживания, эмоции, чувства, которые он испытывал сам. Его метафоры и эпитеты позволяют нам понять и переосмыслить богатые возможности своего родного языка.

Повторяющиеся в поэзии Тютчева эпитеты выражают не только внешне воспринимаемую гармонию и красоту мира, но и таинственную глубинную жизнь природы. Восприятие Тютчева, передаваемое в поэтических образах, интуитивно ощущается в природе. Ключевые слова-признаки, применяемые к природе, позволяют сделать вывод о том, что образы зримого мира у Тютчева заключают в себе два контрастных начала. На одном полюсе - яркая красота природы, проявление в ней силы, избытка жизни, а на другом - прелесть угасания, увядания, проявляющего себя в едва уловимых оттенках, полутонах.

Поэтическая метафора в творчестве Ф.И. Тютчева выступает основным конструктивным приемом, доминантой стиля произведения. Можно даже сказать, что поэтическая метафора является доминантой творчества поэта в целом.

Тютчев не ведает предрассудков в своем поэтическом словаре, он сближает слова разных лексических разрядов, метафора у него объединяет слова и понятия, на многие и многие версты удаленные друг от друга. Царство языка у него проходимо все насквозь, во всех направлениях, как проходим у него, без застав, весь реальный мир. Поэтический язык Тютчева - это бесконечный обмен образа на образ, неограниченная возможность подстановок и превращений. Тянет глубже проникнуть в каждое его поэтическое слово. Рассмотрение лексики, эпитетов, многообразия и значения глагольных форм, особенного характера сравнений, метафор,

13

роли отрицательных частиц, роли ритма и звука, - все это в литературоведении приобретает истинный интерес только тогда, когда речевые признаки становятся стрелками, ведущими в глубь поэтического искусства, обнаруживают связи идей поэта и его стиля.

Проанализировав поэтические тексты Ф.И. Тютчева, можно еще раз убедиться в том, что метафоричность словесного мышления вообще -- характерная черта поэзии Тютчева, вытекающая из ее идейного содержания. Олицетворяющая метафора для него -- основной прием построения лирического образа. И огромное значение в построении образов получают у Тютчева метафорические эпитеты. Они с особенной силой выражают романтическое мировосприятие поэта. Система образных средств Ф.И. Тютчева нацелена на создание дополнительного мира, семантически более связного и проницаемого, наполненного перекличками между природой и человеком. Тексты Тютчева становятся путеводителем по этому миру и одновременно - проводником в него.



























14



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Арутюнова Н.Д. Метафора // Русский язык: энциклопедия. - М., 1979. - с. 141.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 2004. - с.231-232,527.

3. Белый А. Из книги «Поэзия слова»: Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы // Семиотика: антология. - М., 2001. - с. 480- 485.

4. Благой Д.Д. Гениальный русский лирик (Ф.И.Тютчев). - В кн.: Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. - М., 1959.

5. Веселовский А. Н. Из истории эпитета // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М., 1989. с. 59, 65.

6. Гак В.Г. Метафора: Универсальное и специфическое / В.Г.Гак // Метафора в языке и тексте.- М.: Наука, 1988.- С.11-26.

7. Тютчев. Сборник статей. Сост. А. Тиняков / Под ред. А.Волынского / - СПб., - 1922. [статьи Некрасова, Тургенева, Фета, Горнфельда].

8. Тютчев Ф.И. Лирика. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.

















15