Заключительный урок внеклассного чтения можно провести как урок-отчёт или урок-концерт «Любимые книги, любимые писатели».
Содержание уроков планируется по усмотрению учителя.
Приложение
Материал для проверки техники чтения
1. Чтение вслух и понимание незнакомого текста.
Предлагается текст из книги Спиридона Вангели в переводе Ю. Коваля «Панталония – страна чудаков» («Мурзилка», № 10, 1990, с. 33).
Проверка проводится индивидуально.
Певец и его крылья
Был будний день. В сарае стучал молоток, буль-буль-булькал на плите пузатый горшок, а дым из дымохода не спеша направлялся прямо в небо. В этот день у маленькой невзрачной птички, которая свила себе гнездо на дереве у окна, из яйца вылупился птенец. Обрадовалась птица и начала петь, да так, что молоток замолчал, а хозяин вышел из сарая, и горшок перестал булькать, и в окне показалась голова хозяйки. Даже дым, казалось, уже не спешил в небо, а остановился над домом и прислушался.
Удивлённые, замерли соседи. Один – с пустым ведром, за водой не дошёл, другой с ложкой в руке – он как раз обедал, да так и застыл, не донёс ложку до рта.
Голос у соловья, как серебряный колокольчик. Послушаешь его – и хорошо становится на душе. Сосед, который с ложкой, в тот день вовсе позабыл про обед, а другой, что с ведром, взял да и натаскал воды всем соседям. Пузатый горшок сварил в этот день такую кашу, что прохожие за воротами останавливались от одного её запаха и слюнки глотали. А молоток в сарае сам принялся отстукивать весёлую дробь, и колёса получались одно лучше другого. Даже дым выписывал в небе удивительные кренделя и баранки.
Вопросы и задания:
1. Чему обрадовалась птичка?
2. Как подействовала песня соловья на окружающих?
3. Какие необычные события произошли в этот день? Почему?
4. Определи жанр произведения.
2. Чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста.
Детям предлагается текст и лист с заданиями по тексту.
Перед началом чтения учитель напоминает, что с текстом надо поработать до чтения, затем прочитать про себя.
Через одну минуту после начала чтения про себя учитель просит отметить в тексте, до какого места дочитал каждый, затем дети продолжают чтение.
После чтения дети выполняют задания на листах.
Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.
Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.
Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.
У чибиса необыкновенный полёт, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.
Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.
Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу.
Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплёт. Один чибис всё время кувыркался перед её носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придётся. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.
Ю. Коваль
Задание после чтения
1. Где происходит действие? Подчеркни.
а) На реке.
б) В лесу.
в) На заливном поле.
2. Как бы ты озаглавил текст? _____________________________
3. Определи жанр этого произведения. Подчеркни.
а) Повесть.
б) Рассказ.
в) Сказка.
г) Пьеса.
4. Раздели текст на три части. Озаглавь их.
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3)_____________________________________________________
5. Какими словами ты бы мог охарактеризовать чибисов?
________________________________________________________
________________________________________________________
6. Сформулируй главную мысль текста.
________________________________________________________
________________________________________________________
7. Объясни значения выражений:
Яростно машут __________________________________________
Валять дурака ___________________________________________
Попасть в переплёт _______________________________________
3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).
Детям предлагается подготовиться к выразительному чтению так, как они это делали на уроках (поработать с текстом до начала чтения, во время чтения и после чтения), выбрать соответствующую интонацию, темп, тон, чтобы передать своё понимание текста. После чтения детей учитель может задать вопросы на понимание.
Четыре ложки по справедливости
– Папа, ну можно теперь сгущёнки? Я весь суп съел и второе тоже.
Женя поставил пустую тарелку перед папой.
– Свои две ложки ты честно заслужил! – Папа полез в холодильник.
– Не две, а четыре! Две – за вчера и две – за сегодня. По справедливости!
– Ты не понимаешь, – подмигнул папа. – Две ложки с верхом, от души, – это больше четырёх, если они строго по справедливости.
– Не больше! – Женя чуть не заплакал.
– Зря не веришь. Когда говорят «от души», «с уважением» или «как своему» – это значит: побольше, получше!
Папа поставил на стол два блюдца с золотыми веточками по краям.
– Я сейчас положу сюда две ложки, но от души, как своему.
А в это блюдце – четыре. Но только по справедливости. И ты увидишь, что здорово прогадал!
Он зачерпнул полную большую ложку сгущёнки и быстренько, пока она не пролилась, вылил в блюдце.
– Последний раз предлагаю две вот такие ложки. Не упрямься!
– Раз положено четыре, то и наливай четыре. Как положено.
Папа набрал вторую ложку до краёв, так что две капли, не удержавшись, свалились на клеёнку.
– А теперь гляди!
Папина ложка нырнула в банку и быстро вынырнула. То, что осталось в ложке, выглядело жалко. «Справедливость» – еле доставала до краёв.
– Выливай как следует, – приказал Женя, удерживая папину руку, пока не сползла последняя капля.
Справедливость должна была восторжествовать. В любой книжке про это сказано!
После третьей ложки белая лужица во втором блюдце почти достигла размеров той, что в первом. Папа озадаченно переводил взгляд с одного блюдца на другое.
– Четыре! – вопил Женя. – Четыре! По справедливости!
– Четыре… – задумчиво произнёс папа.
Сгущёнки получилось столько, что она залила всё дно и даже затопила кончики золотых веточек. Первому блюдцу такое и не снилось! Женя забрался на табуретку и потребовал ложку и хлеб. До чего же вкусная вещь – сгущёнка по справедливости! Марк Шварц
Четыре снега
Над землёй
Кружится плавно,
Сверху падая на всех,
Самый светлый,
Самый главный,
Самый первый зимний снег.
А весною, а весной
Снег появится второй.
Он появится в садах,
Расцветая на ветвях.
За весной
Приходит лето,
Ярким солнышком
Согрето.
С тополей
Летит пушок –
Вот он,
Третий наш снежок.
Лес оделся в рыжий мех.
Где же наш
Четвёртый снег?
Поворачивают птицы
В синем воздухе на юг:
То ли это снег кружится,
То ли это птичий пух?
В чистом поле стало тише.
По утрам белеют крыши,
Мёрзнут лужи во дворе,
Окна в тонком серебре.
И опять кружится плавно,
Сверху падая на всех,
Самый светлый,
Самый главный,
Самый первый зимний снег.
Очень ждут его поля,
И сады, и тополя.
Вся большая и родная,
Наша добрая земля. Владимир Орлов