СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заколдованные круги или как помочь школьнику стать успешнее

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая консультация "Заколдованные круги или как помочь школьнику стать успешнее" разаработана для педагогов школ (любой предмет и класс)

Просмотр содержимого документа
«Заколдованные круги или как помочь школьнику стать успешнее»

Сценарий методической консультации

«Заколдованные круги или как помочь школьникам стать успешнее»

Учитель: Жилякова О.В.

1. Вступительное слово ведущего. Здравствуйте коллеги. Свою методическую консультацию я решила построить так, чтобы вам не пришлось играть роль учеников или их родителей. Сегодня вы останетесь сами собой, вы учителя-предметники основной и старшей школ. Работать предлагаю в группах методом мозгового штурма. В конце занятия вам будет предложено заполнить экспертные листы оценки качества мероприятия. Данные листы лежат на ваших столах. Тема занятия «Заколдованные круги или как помочь школьникам стать успешнее?».

Вопросы «Как помочь школьникам стать успешнее в учении? Как ликвидировать их учебные дефициты?» сегодня актуальны как никогда. В обществе стало цениться хорошее образование. К школе предъявляют высокие требования. В связи с этим, считаю, что тема моего открытого мероприятия актуальна. На нем будет идти речь о детских причинах неуспешности и возможных способах решения этих проблем. Считаю, что педагогу важно знать о детских проблемах. Только в этом случае, возможно, оказать поддержку ребенку, а также дать рекомендации родителям.

Цель методической консультации: создание условий для поиска ответов на следующие вопросы: «Как помочь школьникам

  • заинтересоваться учением,

  • организовывать свое время в приготовлении домашних заданий,

  • научиться учиться?».

Итак, начинаем. Прошу вас заполнить две первые колонки в таблице «Как помочь школьникам стать успешнее?»

  • Что я знаю;

  • Что хочу узнать.

Сегодня я

  • Познакомлю Вас с некоторыми педагогическими приемами работы с учащимися;

  • Организую совместную работу в группах, в которых мы выработаем рекомендации для учащихся, испытывающих трудности в учении;

  • Выдам каждому участнику данные рекомендации в печатном виде для возможного использования в своей педагогической деятельности.

Постараюсь, чтобы вам сегодня было интересно и познавательно, чтобы не возникало чувства о зря потраченном времени. Ваше вхождение в тему мероприятия проведу через ознакомление с результатами собственного исследования (анкетирования учащихся). Ответы школьников на вопросы анкеты приведут нас к пониманию основной детской проблемы неуспешности. Вы прекрасно понимаете, что в учении многое зависит от самого ученика. Зная детские проблемы, которые приводят школьника к неуспешности в учебе, педагогам и родителям будет легче оказать поддержку таким детям. Все рекомендации, которые мы выработаем на данном мероприятии, будут адресованы, прежде всего, ученикам. Но об этих рекомендациях нужно рассказать родителям, а также их можно использовать педагогам в работе с детьми. Мы обсудим с вами так называемые «заколдованные круги», в которые попадают некоторые школьники. Надеюсь на вашу активную деятельность и поддержку.

2. Результаты анкетирования учащихся. Я провела анкетирование среди обучающихся моих классов. В анкетировании приняло участие 105 школьников из 7-Б, 10-АБ, 11-АБ классов. Первый вопрос был такой: «Как вы считаете, соответствуют ли результаты учения вашим возможностям?». 57% из опрошенных считают, что они могли бы учиться лучше. Что же им мешает? Может быть, не хватает способностей? Оказывается «Нет!». Про недостаточные способности отметили всего 6% учащихся. Конечно, одним учиться труднее, чем другим. Способности у людей разные, но «труднее» – не значит «невозможно».

Проблема состоит в следующем. Большая часть ребят жалуется, что им не хватает организованности (59% опрошенных), и что у них нет достаточного интереса к учению, к школе (35% опрошенных). Эти две причины можно объединить в одну, потому что тот, кому интересно учиться, никогда не страдает от лени и неорганизованности. Таким образом, можно сказать, что основная детская причина неуспешности – это неумение заинтересоваться учением!

3. Заколдованный круг №1: «Не занимаюсь потому, что не интересно, а неинтересно потому, что не занимаюсь».

В жизни так: «Что умеем делать хорошо – то и любим, чего не умеем – того и не любим». В учении – то же самое: «Не занимаешься потому, что неинтересно; а неинтересно потому, что не занимаешься»! Получается «заколдованный круг».

Заколдованный круг так сильно действует, что, сколько бы школьника ни ругали, сколько ни объясняли бы ему, что география увлекательна, геометрия полезна, а литература необходима, дело с места не двигается. Из заколдованного круга школьника необходимо найти выход. Знаете ли вы правило обращения с заколдованными кругами?

Ответ знают физики. Когда они в своих теоретических рассуждениях встречаются с подобной трудностью, они используют метод последовательного приближения. То есть не пытаются сначала полностью преодолеть одну беду, потом – другую. А постепенно, последовательно уменьшают то одну трудность, то другую. И так приближаются к цели.

Сначала педагоги должны зародить немного интереса у школьника, т.к. у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Нам на первых порах нужна хоть капля интереса.

Сейчас я продемонстрирую некоторые приемы, которые использую в своей работе.

  • Прием «Удивляй» (рассказ интересных фактов про число е и дату рождения Л.Н. Толстого);

  • Прием «Реальная математика» (рассказ интересных фактов о фокусе параболы и автомобильных фарах, прожекторах);

  • Прием «Реальная математика». («Устный счет» картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского, написанная в 1895 году. На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского. На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить.);

  • Прием «Реальная математика» (Виды движения в картинах голландского художника Маурица Корнилиса Эшера. Он создал уникальные работы, в которых использованы математические идеи. Когда он учился в школе, родители планировали, что он станет архитектором, но плохое здоровье не позволило Маурицу закончить образование, и он стал художником. До начала 50-х годов он не был широко известен, но после ряда выставок и статей в американских журналах он получает мировую известность. Среди его восторженных поклонников были и математики, которые видели в его работах оригинальную визуальную интерпретацию некоторых математических законов. Это более интересно тем, что сам Эшер не имел специального математического образования.);

  • Прием «Необычное доказательство» (продемонстрировать доказательство теоремы о сумме углов треугольника);

  • Прием «Лови ошибку» (-2=2);

Уважаемые коллеги, могли бы вы тоже рассказать нам о некоторых своих приемах «Удивляй», которые вы используете в работе для того, чтобы повысить интерес школьников к своему предмету?

Вернемся к методу борьбы с заколдованным кругом. Допустим, что интерес на уроке у ребенка зародился. Но одной установки на интересную работу мало. Как ребенку далее организовать свою работу? Я напоминаю, что 59% учащихся при анкетировании указали, что им не хватает организованности. Очень часто родители таких детей обращаются к педагогам с вопросом: «Что делать? Подскажите». Родители ждут от нас конкретных рекомендаций.

В организационном плане я рекомендую детям следующее:

  1. Отведи на данную работу время с избытком и не торопись!

  2. Скажи себе: «Как бы там ни было, я отвожу на работу час. Не торопясь и не думая о результатах, я отдам работе час. Сколько сделаю, столько и сделаю. Но пока час не кончится, никакими другими делами заниматься не стану».

Такое отношение к работе у ребенка должно войти в привычку. Психологи утверждают, что для выработки привычки нужно три недели. Здесь будет целесообразна помощь родителей. Необходимо, как минимум, в течение трех недель осуществлять контроль над тем, как тщательно ребенок выполняет ту или иную учебную работу (например, самоподготовку к экзамену по какому-либо предмету).

Поделюсь с вами опытом организации самоподготовки учащихся выпускных классов к экзаменам. (Рассказать о приеме «Я сам» для ведения личного мониторинга учебных достижений школьника по подготовке к ЕГЭ. Познакомить с личными мониторингами в тетрадях учащихся. Рассказать о задачах от Оли Мизяевой, Алины Гобовой).

4. Заколдованный круг №2: «Чем больше сидишь над уроками, тем больше сидеть приходится».

Только мы выбрались из одного заколдованного круга, как тут же попадаем в другой: «Чем больше сидишь над уроками, тем больше сидеть приходится»! Это связано с тем, что время, необходимое для тщательного приготовления уроков, зависит от общего развития ребенка. А для общего развития нужно читать, заниматься в кружках, общаться. Для этого нужно время – то самое время, которое у многих ребят целиком уходит на уроки: они сидят над учебниками по четыре-пять часов. У 59% учащихся опять возникает проблема организовать свою деятельность.

В этом случае опять действуем методом последовательного приближения. Т.е. стараться сокращать время работы над домашними уроками до разумных пределов и постепенно наращивать свою способность к продуктивной работе. В связи с этим я рекомендую родителям и школьнику:

  1. Ребенку совместно с родителями составить режим дня.

  2. Искусственно разбить время после школы на части и каждый час обязательно менять занятие, как в школе. Даже если страшная лень напала – пусть ленятся каким-то другим способом.

Сухомлинский советовал: «Делайте большую часть уроков утром, до школы. Вставайте в 6 часов утра, и за два утренних часа вы поработаете успешнее, чем за четыре вечерних! Утром голова человека работает продуктивнее, и задачи решаются быстрее, и все запоминается прочнее. Утром никто и ничто не отвлекает. Никаких соблазнов. Нелепо же вставать в шесть утра, чтобы играть с котенком! Утром все делаешь хорошо и быстро, потому что деваться некуда. Цейтнот – нехватка времени. А в цейтноте – и при большом желании, и если нет страха – ум человеческий работает очень быстро.

Человек, который спит с 10 часов вечера до 6 часов утра (8 часов), высыпается лучше того, кто спит с 11 вечера до 8 утра (9 часов)». Существует такое понятие «Утренник», т.е. человек, который делает уроки утром. В моей педагогической практике был такой ребенок-жаворонок, которому данная методика делать часть уроков с утра, помогла разрешить ряд организационных вопросов. Но хочу заметить, что здесь ребенку необходима родительская поддержка и помощь.

Задание группам: «Составьте режима дня для школьника, который посещает после школы кружки или спортивные секции, и делает часть уроков утром».

5. Заколдованный круг №3: «Чем хуже школьник о себе думает, тем хуже он учится. Чем хуже он учится, тем хуже о себе думает».

Если не получается с уроками, то, возможно, причина неудач кроется в недостаточной вере в себя. Многие думают, что уверенность или неуверенность даны от природы. Но это не так. Кого очень любили в детстве, тот создал в своем сознании модель человека, достойного любви, то есть добром и умном. И он своим поведением старается придерживаться этого образа. А кому внушали: «Ты глуп, ты неряха, лентяй, бездельник» – тот приобретает дурные качества. Потому что поведение человека в основном зависит от того, каким он себя представляет. И такой школьник попадает в следующий заколдованный круг: «Чем хуже школьник о себе думает, тем хуже он учится. Чем хуже он учится, тем хуже о себе думает».

Задание группам: Прочитайте письмо школьника А. и ответьте на вопросы: «Как можно охарактеризовать автора письма и классный коллектив, в котором он учится? Чем может помочь педагог автору письма?

«Я учусь в школе плохо, в основном на 3. Я себя считаю человеком ни на что неспособным. Силы воли у меня нет. В школу ходить – сплошное мученье. В классе я, наверно, самый последний человек. Я боюсь неправильно выразить свои мысли, показаться смешным. Иду я, например, к доске и обязательно наступлю кому-то на ногу, свалю губку, начну ее поднимать, она опять упадет. А когда решаю примеры на доске, то все смеются. Разве не смешно, когда ученик … класса не может сказать: «Сколько будет, если от 28 отнять 9»? Разве не смешно, если я бросаю мел и говорю, что не буду решать? Такой человек – дурак, он не может оставаться в классе».

Ответ. Это грустное письмо показывает, что:

  • Ученики в классе не заботятся друг о друге, не поддерживают в товарищах веру в себя. То, что для одних – повод посмеяться (губка упала!), для других – несчастье.

  • Автор письма – человек чувствительный. И он не неудачник, он придумал, что он неудачник.

  • Таким детям нужно объяснять: «Зачем сосредоточиваться на неудачах? Упала губка и упала – это не имеет никакого отношения к личности человека». А педагоги и родители должны создавать атмосферу одобрения, поддержки, хорошего настроения.

Если механизм самооценки нарушается, то человек начинает о себе думать не то, что он есть на самом деле. Анкетирование, которое я провела среди своих учащихся, показало, что в каждом классе примерно 54% ребят недовольны собой. Им кажется, что они в чем-то хуже других. Таким детям нужно помочь создать лучшее представление о себе. Если мы хотим, чтобы человек изменился в лучшую сторону, то ругать его не просто бесполезно, но и вредно. Расскажу о психологических приемах, которые использую в работе:

«Лучше похвалить, чем поругать»;

«Цветные поля» – приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее. Прием применим, например, на уроках в работе над ошибками.

Некоторые учащиеся пытаются заниматься самовоспитанием. Они ставят перед собой цели и пытаются их достигнуть.

Задание группам: Давайте рассмотрим еще одно письмо В., которое называется «Мои самообязательства». Ответьте на вопрос: «Подумайте, почему эти самообязательства никогда не будут выполнены?»

«Мои самообязательства. Воспитывать у себя волю, настоящую дисциплинированность, принципиальность. Хорошо вести себя на уроках, не получать ни одного замечания. Всегда аккуратно дежурить по классу, выполнять домашние задания, даже если это неинтересно и я знаю, что учитель не спросит. Обязательно выполнять свои самоприказания. Систематически заниматься спортом, помогать дома по хозяйству, выполнять режим дня. Ответственно выполнять общественные поручения, перебороть плохую привычку подсказывать на уроках; прямо критиковать плохо ведущих себя на уроках товарищей, всегда выполнять свое слово».

Ответ. Самообязательства никогда не будут выполнены потому, что:

  • Программа слишком велика, и не под силу человеку с железным характером.

  • Программа полностью построена на недостатках и неудачах.
    Плохо себя вел на уроках? Буду вести хорошо.
    Получал замечания? Не буду получать.
    Не всегда аккуратно дежурил по классу? Всегда аккуратно буду дежурить, и так далее. Многие люди думают, что воспитывать себя – значит, исправлять свои недостатки. На самом деле правильно делать так: думать о том, как развивать и усиливать достоинства.

  • Правильно вспоминать из прошлого не поражения, а успехи. И видеть их как цели. И так, постепенно, стремясь к чему-то лучшему, самому становиться лучше и лучше.

Вопрос для групп: «Чем учитель может помочь неуверенным детям?

Возможные ответы:

  • Если ребенок очень стесняется отвечать у доски, можно спрашивать с места (Рассказать о взаимоопросе в парах. Прием «Хочу спросить»).

  • Посоветовать найти друга через оказание кому-то помощи, пусть в самом простом деле.

  • Многие ребята обретают веру в себя, когда им поручают какие-либо дела.

  • Хорошо привлекать детей к ведению уроков, участию в соревнованиях (не обязательно в спортивных), не думая о результатах. Лучше пойти на олимпиаду по математике и занять последнее место, чем вообще не ходить на нее. Это один из надежных путей укрепления характера.

6. Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итоги. В чем заключается метод выхода из «заколдованных кругов»? (Метод последовательного приближения. Действовать на обе причины одновременно).

Мы рассмотрели метапредметные и личностные учебные дефициты. Я познакомила вас с конкретными педагогическими приемами ликвидации этих учебных дефицитов. Практическая направленность советов позволит вам при желании использовать их в собственной педагогической деятельности. Для каждого из вас подготовлены памятки, адресованные школьникам, по выходу из заколдованных кругов. Надеюсь, что они будут полезны в вашей совместной работе с детьми и их родителями.

Давайте вернемся к таблице, которую начали заполнять в начале мероприятия. Заполните, пожалуйста, последнюю колонку «Что узнал?».

Выразите, пожалуйста, свое отношение к проведенному мероприятию LKJ. Заполните экспертные листы, напишите отзыв о проведенном мероприятии.

Спасибо.


Как помочь школьнику стать успешнее?

Что я знаю?

Что хочу узнать?

Что узнал?






















Как помочь школьнику стать успешнее?

Что я знаю?

Что хочу узнать?

Что узнал?




















Памятка для школьника по выходу из заколдованного круга №1

«Не занимаюсь потому, что не интересно, а неинтересно потому, что не занимаюсь»:

    • Выбери самый трудный, нелюбимый предмет и, когда будешь садиться за работу, подготовься психологически: потри руки, улыбнись, например, скажи (лучше вслух): «Я люблю заниматься геометрией!».

    • Делай уроки тщательно. Для этого отведи работе время с лихвой и больше не думай о времени и сроках!

    • Продолжи опыт 10-15 дней – до тех пор, пока не придет первый успех и ты не почувствуешь, что и вправду интересно.

    • После этого не бросай опыт, а продолжай его, пока нормальное учение не войдет в привычку и опыт перестанет быть опытом, а станет нормой. Будет интерес – рано или поздно будут хорошие отметки, это обязательно, это и доказывать не нужно!

    • А если все же ничего не получается? В случае неудачи повтори все сначала J.





Памятка для школьника по выходу из заколдованного круга №2:

«Чем больше сидишь над уроками, тем больше сидеть приходится».

    • Искусственно разбей время после школы на части. Составь режим дня.

    • Старайся каждый час обязательно менять занятие, как в школе.

    • Попробуй воспользоваться советом Сухомлинского: «Делайте большую часть уроков утром, до школы. Вставайте в 6 часов утра, и за два утренних часа вы поработаете успешнее, чем за четыре вечерних! Утром голова человека работает продуктивнее, и задачи решаются быстрее, и все запоминается прочнее. Утром никто и ничто не отвлекает. Никаких соблазнов. Нелепо же вставать в шесть утра, чтобы играть с котенком! Утром все делаешь хорошо и быстро, потому что деваться некуда. Цейтнот – нехватка времени. А в цейтноте – и при большом желании, и если нет страха – ум человеческий работает очень быстро. Человек, который спит с 10 часов вечера до 6 часов утра (8 часов), высыпается лучше того, кто спит с 11 вечера до 8 утра (9 часов)».


Памятка для школьника по выходу из заколдованного круга №3:

«Чем хуже школьник о себе думает, тем хуже он учится.

Чем хуже он учится, тем хуже о себе думает».

    • Зачем сосредоточиваться на неудачах? Неудачи не имеют никакого отношения к личности человека.

    • Воспитывать себя – не означает исправлять свои недостатки. Правильно делать так: думай о том, как развивать и усиливать достоинства.

    • Вспоминай из прошлого не поражения, а успехи. Смотри на них, как на цели. И так, постепенно, стремясь к чему-то лучшему, будешь становиться лучше и лучше.



Задание. Прочитайте письмо школьника А. и ответьте на вопросы: «Как можно охарактеризовать автора письма и классный коллектив, в котором он учится? Чем может помочь педагог автору письма?

«Я учусь в школе плохо, в основном на 3. Я себя считаю человеком ни на что неспособным. Силы воли у меня нет. В школу ходить – сплошное мученье. В классе я, наверно, самый последний человек. Я боюсь неправильно выразить свои мысли, показаться смешным. Иду я, например, к доске и обязательно наступлю кому-то на ногу, свалю губку, начну ее поднимать, она опять упадет. А когда решаю примеры на доске, то все смеются. Разве не смешно, когда ученик … класса не может сказать: «Сколько будет, если от 28 отнять 9»? Разве не смешно, если я бросаю мел и говорю, что не буду решать? Такой человек – дурак, он не может оставаться в классе.»







Задание. Прочитайте письмо школьника А. и ответьте на вопросы: «Как можно охарактеризовать автора письма и классный коллектив, в котором он учится? Чем может помочь педагог автору письма?

«Я учусь в школе плохо, в основном на 3. Я себя считаю человеком ни на что неспособным. Силы воли у меня нет. В школу ходить – сплошное мученье. В классе я, наверно, самый последний человек. Я боюсь неправильно выразить свои мысли, показаться смешным. Иду я, например, к доске и обязательно наступлю кому-то на ногу, свалю губку, начну ее поднимать, она опять упадет. А когда решаю примеры на доске, то все смеются. Разве не смешно, когда ученик … класса не может сказать: «Сколько будет, если от 28 отнять 9»? Разве не смешно, если я бросаю мел и говорю, что не буду решать? Такой человек – дурак, он не может оставаться в классе.»




Задание. Прочитайте самообязательства школьника В. и ответьте на вопрос: «Почему эти самообязательства никогда не будут выполнены?»

«Мои самообязательства. Воспитывать у себя волю, настоящую дисциплинированность, принципиальность. Хорошо вести себя на уроках, не получать ни одного замечания. Всегда аккуратно дежурить по классу, выполнять домашние задания, даже если это неинтересно и я знаю, что учитель не спросит. Обязательно выполнять свои самоприказания. Систематически заниматься спортом, помогать дома по хозяйству, выполнять режим дня. Ответственно выполнять общественные поручения, перебороть плохую привычку подсказывать на уроках; прямо критиковать плохо ведущих себя на уроках товарищей, всегда выполнять свое слово.»





Задание. Прочитайте самообязательства школьника В. и ответьте на вопрос: «Почему эти самообязательства никогда не будут выполнены?»

«Мои самообязательства. Воспитывать у себя волю, настоящую дисциплинированность, принципиальность. Хорошо вести себя на уроках, не получать ни одного замечания. Всегда аккуратно дежурить по классу, выполнять домашние задания, даже если это неинтересно и я знаю, что учитель не спросит. Обязательно выполнять свои самоприказания. Систематически заниматься спортом, помогать дома по хозяйству, выполнять режим дня. Ответственно выполнять общественные поручения, перебороть плохую привычку подсказывать на уроках; прямо критиковать плохо ведущих себя на уроках товарищей, всегда выполнять свое слово.»