СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию в 9 классе на тему: "Закон и власть", с использованием метода Кластер, как одного из метода в технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обществознанию в 9 классе на тему: "Закон и власть", с использованием метода Кластер, как одного из метода в технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию в 9 классе на тему: "Закон и власть", с использованием метода Кластер, как одного из метода в технологии развития критического мышления»

Тема: Закон и власть

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: с элементами проблемного изложения

Цель: создать у учащихся представление о структуре государственного аппарата РФ.

Задачи:

  1. Выработка умений осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение.

  2. Определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти Р.Ф.

  3. Воспитание активной гражданской позиции.

  4. Коррекция умений и навыков познавательной деятельности школьника.

Основные понятия: государственный аппарат, федеральное собрание, правительство, президент, Конституционный суд, Правоохранительные органы, адвокатура.

Оборудование урока: Конституция РФ, программа сопровождается слайдами PowerPoint из Приложения 1, проектор, тестовая программа.

План урока:

  1. Мотивация темы урока – обсуждение схемы (3-4 мин)

  2. Интерактивное обучение – работа в группе (15 мин)

  3. Защита мини-проектов (15-17 мин)

  4. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный мамонт.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Начать сегодняшний урок я хочу с притчи. Послушайте, пожалуйста.

Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее: -Вы так убиваетесь – похоже, что скорбите не впервой?-Так оно и есть. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. Теперь от них же погиб мой муж. - Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций. Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
(“Кун-цзы” (около 551 – 479 гг.) — древний китайский мыслитель).


Ребята, как вы думаете, какой вывод из этого разговора сделал Конфуций? 

Справедливая, законная власть

И о чем сегодня пойдет речь на уроке?

о власти и законе

Правильно ребята, тема нашего урока – «Закон и власть». (записывают тему урока в тетрадях).

Опрос дом. задания

Мы знаем, что Власть зародилась одновременно с человеческим обществом. Но прежде давайте мы с вами вспомним, какие формы проявления влияния существуют?

Сила, власть и авторитет

Что такое сила?

физическое воздействие , цель которой навязать свою волю по мимо желания

А что же такое авторитет?

это общепризнанное влияние лица на других людей, основанное на знаниях или опыте.

Спасибо ребята, всё правильно все эти формы влияния строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти. Что такое сила и авторитет мы с вами вспомнили, а сегодня мы подробнее поговорим о двух составляющих любого демократического государства – это Власти и Законе

Эпиграфом к уроку я взяла латинское изречение (слайд №2): «Никакая власть не должна превышать законы».

Сегодня на уроке мы должны выяснить, как соотносятся между собой закон и власть, вспомним историю теории разделения властей и выясним особенности законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ.

Итак, какую цель вы ставите перед собой?

  • Слайд 2 Совместно с учащимися ставятся цель и задачи урока, актуализируется тема.

  • Слайд 3 Государственный аппарат (понятия)

Учитель: Вы видите определение термина государственного аппарата. (работа с термином, записи в тетрадях)

Одной из самых распространенных классификаций государственных органов, принятых в современной политологии, является их деление на законодательные, исполнительные и судебные. Эта типология основывается на теории разделения властей.

  • Слайд 4

  • Чтобы власть не доминировала над законом, мыслители прошлого предложили принцип разделения властей. О теории этого принципа нам расскажет Чеганова Ульяна.

Основы данной теории были заложены еще античными мыслителями (первым был Аристотель). Но в наиболее полном виде ее сформулировал в 1784г. французский просветитель Шарль Луи Монтескье. Теория разделения властей, по его мнению, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей - законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона вопроса: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему "сдержек и противовесов". Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.



Спасибо Ульяна. Как мы видим, историческая наука показывает, что опасность авторитаризма является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство, которое устанавливает тоталитарные политические режимы.

  • Слайд 5

Учитель: Сегодня мы работаем в парах. Каждая группа на столе имеет свой алгоритм выполнения задания и все необходимое для того, чтобы по прошествии 10 мин. поделиться своими знаниями с другими учащимися, защитив свой мини-проект; Также на ваших столах Конституция РФ, основной источник, на материалах которой, вы получите новые знания о государственном аппарате РФ.

1 группа:

  1. Ознакомить с текстом главы 4 «Президент РФ»

  2. Определить функции и полномочия президента РФ, кто может им стать

  3. Составьте кластер

  4. Защитите свой мини-проект

  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

2 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 5 «Федеральное собрание»

  2. Определите, из каких палат состоит, как происходит формирование каждой палаты, какие функции и полномочия присущи каждой

  3. Составьте кластер

  4. Защитите свой мини-проект

  5. Проставьте оценки за работу в группе каждому

3 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 6 «Правительство РФ»

  2. Определите, как формируется Правительство, каковы его функции и полномочия

  3. Составьте кластер

  4. Защитите свой мини-проект

  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

4 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 7 «Судебная власть»

  2. Определите, кто может быть судьей, какие права и полномочия имеют судьи; суды, как они формируются.

  3. Составьте кластер

  4. Защитите свой мини-проект

  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.



  1. Слайд 6

Выступление групп.

Учитель: Поскольку о Правительстве вы не получили полного представления давайте просмотрим учебный ролик.

  • Слайд 7

Учитель задает вопросы:

  1. А какие органы государства мы еще не назвали?

прокуратура и правоохранительные органы

Учитель: Правильно ребята. Дома предлагаю вам составить кластеры о работе этих органов власти.

  • Слайд 8

  • Слайд 9

III. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучали структуру Государственного аппарата РФ. Затем провели тест. Скажите, что нового вы узнали сегодня о Президенте, Государственной Думе, Правительстве, судьях.

ответы. Мы узнали, что государственная власть в нашей стране разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей не позволит укрепиться тоталитаризму и установить диктатуру. Ветви власти взаимодополняют и контролируют друг друга»..



Как вы думаете, сложная и ответственная ли работа у работников Государственного аппарата.



Хотели бы вы работать в этих структурах?



Оценки.

Спасибо ребята за урок. думаю, Цель нашего урока достигнута


Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!