Тема: Закон и власть
Тип урока: изучение новых знаний
Вид урока: с элементами проблемного изложения
Цель: создать у учащихся представление о структуре государственного аппарата РФ.
Задачи:
Выработка умений осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение.
Определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти Р.Ф.
Воспитание активной гражданской позиции.
Коррекция умений и навыков познавательной деятельности школьника.
Основные понятия: государственный аппарат, федеральное собрание, правительство, президент, Конституционный суд, Правоохранительные органы, адвокатура.
Оборудование урока: Конституция РФ, программа сопровождается слайдами PowerPoint из Приложения 1, проектор, тестовая программа.
План урока:
Мотивация темы урока – обсуждение схемы (3-4 мин)
Интерактивное обучение – работа в группе (15 мин)
Защита мини-проектов (15-17 мин)
Рефлексия.
Ход урока
Организационный мамонт.
Здравствуйте ребята. Садитесь.
Начать сегодняшний урок я хочу с притчи. Послушайте, пожалуйста.
Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее: -Вы так убиваетесь – похоже, что скорбите не впервой?-Так оно и есть. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. Теперь от них же погиб мой муж. - Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций. Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
(“Кун-цзы” (около 551 – 479 гг.) — древний китайский мыслитель).
Ребята, как вы думаете, какой вывод из этого разговора сделал Конфуций?
Справедливая, законная власть
И о чем сегодня пойдет речь на уроке?
о власти и законе
Правильно ребята, тема нашего урока – «Закон и власть». (записывают тему урока в тетрадях).
Опрос дом. задания
Мы знаем, что Власть зародилась одновременно с человеческим обществом. Но прежде давайте мы с вами вспомним, какие формы проявления влияния существуют?
Сила, власть и авторитет
Что такое сила?
физическое воздействие , цель которой навязать свою волю по мимо желания
А что же такое авторитет?
это общепризнанное влияние лица на других людей, основанное на знаниях или опыте.
Спасибо ребята, всё правильно все эти формы влияния строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти. Что такое сила и авторитет мы с вами вспомнили, а сегодня мы подробнее поговорим о двух составляющих любого демократического государства – это Власти и Законе
Эпиграфом к уроку я взяла латинское изречение (слайд №2): «Никакая власть не должна превышать законы».
Сегодня на уроке мы должны выяснить, как соотносятся между собой закон и власть, вспомним историю теории разделения властей и выясним особенности законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ.
Итак, какую цель вы ставите перед собой?
Слайд 2 Совместно с учащимися ставятся цель и задачи урока, актуализируется тема.
Слайд 3 Государственный аппарат (понятия)
Учитель: Вы видите определение термина государственного аппарата. (работа с термином, записи в тетрадях)
Одной из самых распространенных классификаций государственных органов, принятых в современной политологии, является их деление на законодательные, исполнительные и судебные. Эта типология основывается на теории разделения властей.
Основы данной теории были заложены еще античными мыслителями (первым был Аристотель). Но в наиболее полном виде ее сформулировал в 1784г. французский просветитель Шарль Луи Монтескье. Теория разделения властей, по его мнению, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей - законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона вопроса: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему "сдержек и противовесов". Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.
Спасибо Ульяна. Как мы видим, историческая наука показывает, что опасность авторитаризма является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство, которое устанавливает тоталитарные политические режимы.
Учитель: Сегодня мы работаем в парах. Каждая группа на столе имеет свой алгоритм выполнения задания и все необходимое для того, чтобы по прошествии 10 мин. поделиться своими знаниями с другими учащимися, защитив свой мини-проект; Также на ваших столах Конституция РФ, основной источник, на материалах которой, вы получите новые знания о государственном аппарате РФ.
1 группа:
Ознакомить с текстом главы 4 «Президент РФ»
Определить функции и полномочия президента РФ, кто может им стать
Составьте кластер
Защитите свой мини-проект
Поставьте оценки за работу в группе каждому.
2 группа:
Ознакомьтесь с текстом главы 5 «Федеральное собрание»
Определите, из каких палат состоит, как происходит формирование каждой палаты, какие функции и полномочия присущи каждой
Составьте кластер
Защитите свой мини-проект
Проставьте оценки за работу в группе каждому
3 группа:
Ознакомьтесь с текстом главы 6 «Правительство РФ»
Определите, как формируется Правительство, каковы его функции и полномочия
Составьте кластер
Защитите свой мини-проект
Поставьте оценки за работу в группе каждому.
4 группа:
Ознакомьтесь с текстом главы 7 «Судебная власть»
Определите, кто может быть судьей, какие права и полномочия имеют судьи; суды, как они формируются.
Составьте кластер
Защитите свой мини-проект
Поставьте оценки за работу в группе каждому.
Слайд 6
Выступление групп.
Учитель: Поскольку о Правительстве вы не получили полного представления давайте просмотрим учебный ролик.
Учитель задает вопросы:
А какие органы государства мы еще не назвали?
прокуратура и правоохранительные органы
Учитель: Правильно ребята. Дома предлагаю вам составить кластеры о работе этих органов власти.
III. Рефлексия.
Учитель: Сегодня на уроке мы изучали структуру Государственного аппарата РФ. Затем провели тест. Скажите, что нового вы узнали сегодня о Президенте, Государственной Думе, Правительстве, судьях.
ответы. Мы узнали, что государственная власть в нашей стране разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей не позволит укрепиться тоталитаризму и установить диктатуру. Ветви власти взаимодополняют и контролируют друг друга»..
Как вы думаете, сложная и ответственная ли работа у работников Государственного аппарата.
Хотели бы вы работать в этих структурах?
Оценки.
Спасибо ребята за урок. думаю, Цель нашего урока достигнута
Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.