Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения , являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства , а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности , формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма , гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией , приобретению опыта деятельности , развитию способностей , приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
Принципы государственной политики в сфере образования
Принципы государственной политики в сфере образования
- признание приоритетности образования
- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования
- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности
- единство обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации
- светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека
- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности
- демократический характер управления образованием
- сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования
Правовое регулирование отношений в сфере образования
- Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, ФЗ об образовании другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и т.д.
- Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются :
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В чём заключается право на образование
Как власть его реализует
Полномочия федеральных органов в сфере образования
- разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования
- организация предоставления высшего образования
- организация предоставления дополнительного профессионального образования
- разработка, утверждение и реализация программ в сфере образования
- лицензирование образовательной деятельности
- утверждение федеральных государственных образовательных стандартов
- создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций
- установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования
- государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Полномочия федеральных органов в сфере образования
Глава 2 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Уровни ОБЩЕГО образования
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование
Уровни ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Глава 4 ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)
5) выбор факультативных учебных предметов, курсов, дисциплин из перечня образовательной организации
6) отсрочка от призыва на военную службу
7) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья
8) свобода совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений
9) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей
10) академический отпуск
11) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и т.д.
12) переход с платного обучения на бесплатное обучение
13) участие в управлении образовательной организацией
14) развитие своих творческих способностей и интересов
15) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе
16) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы
17) участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности
воспитанники
(дошкольники)
Статья 33. Обучающиеся
студенты
(СПО, ВУЗы)
курсанты
учащиеся
(школьники)
аспиранты
ординаторы
Статья 34. Основные права обучающихся
- выбор организации, формы получения образования и формы обучения
- обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение
- обучение с учётом особенностей психофизического развития и состояния здоровья
- участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов для СПО и ВУЗов
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны :
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
- добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
- выполнять требования устава организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
- бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживать в ней чистоту и порядок;
- заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
- с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.
Меры дисциплинарного взыскания:
- замечание,
- выговор,
- отчисление.
Учащиеся начальной школы
Выбор меры дисциплинарного взыскания зависит от:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
Тяжести дисциплинарного проступка
Причин и обстоятельств его совершения
Предыдущего поведения
Дошкольники
Психофизического, эмоционального состояния
Время болезни/каникул
Мнений совета обучающихся, совета родителей
Статья 44. Права в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3) Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право :
- выбирать до завершения ребёнком основного общего образования с учётом его мнения, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого школой (др. организацией);
- дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;
- знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
- принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации
- защищать права и законные интересы обучающихся;
- получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на их проведение, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов и рекомендаций, высказывать своё мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Статья 44. Обязанности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
4) Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны :
- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
- обеспечить получение детьми общего образования;
- уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) имеют право :
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Цель: урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование , в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов , обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания .
1) направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам , нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий.
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.
Состав комиссии: работники образовательной организации + родители несовершеннолетних обучающихся (равное число).
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов .