СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закон сохранения массы. Химические уравнения.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока и презентация для интерактивной доски, созданные в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка может быть рекомендована как самостоятельный урок и как часть системы обучения в соответствии с современными требованиями. 

УМК О.С. Габриеляна 8 класс

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока Деглина Т.Е. химия Закон сохранения массы. Химические уравнения»

Деглина Татьяна Евгеньевна

Учитель химии МОУ «Гимназия №1»

г. Воскресенска Московской области

Методическая разработка урока по теме:

«Закон сохранения массы. Химические уравнения. 8 класс»

Дата проведения открытого урока: 11.02.2015

  1. Аннотация

Данная методическая разработка посвящена изучению закона сохранения массы и составлению на его основе уравнений химических реакций. Разработка может быть полезна, преподавателям химии, осуществляющим обучение по УМК О.С. Габриеляна «Химия – 8», издательства «Дрофа».

Урок занимает важнейшее место в курсе химии 8 класса, так как предполагает знакомство с уравнениями химических реакций, правилами их составления. Химические уравнения – это язык химии, без умения их составлять невозможно говорить о знании предмета. Понимание закона сохранения массы и умение составлять на его основе химические уравнения – составляющие фундамента успешности ученика при изучении предмета, который по праву считается одним из самых сложных в школьном курсе.

  1. Основная часть

Цель: изучение закона сохранения массы и составление на его основе уравнений реакций образования бинарных соединений из простых веществ.


Планируемые результаты.


предметные: в результате проведения занятия учащиеся смогут сформулировать закон сохранения массы и писать на его основе реакции образования бинарных соединений из простых веществ, не требующих нахождения наименьшего общего кратного.


метапредметные: развитие логического мышления, получение опыта постановки и решения учебных проблем, опыта коммуникации при проверке выполненных заданий, наблюдательности, внимательности, аккуратности, речевой культуры.

личностные: развитие познавательного интереса к изучению химии.

Оборудование: для демонстрации - технохимические весы на которых уравновешены 2 стаканчика с растворами гидроксида натрия и соляной кислоты. (в раствор щелочи добавлен раствор фенолфталеина); тигельные щипцы, стружка магния, сиртовка, спички, стакан для мусора; презентация PPT для интерактивной доски ( приложение)

Ход урока:


Этап урока

Время, мин.

Содержание деятельности

учитель

ученик

1

Орг. момент

1

Приветствие

2

Мотивация,

формулировка проблемы

2

Формулировка противоречивого факта: после сгорания (явление химическое), масса золы и угля не равна массе исходных дров. Сохраняется ли масса веществ при химических превращениях?

Осмысление противоречивого факта

3

Тема урока и постановка целей


2

Формулирует тему

Определяют цель изучения темы

4

Актуализация

10

Руководит работой по актуализации:

проводит фронтальный опрос, руководит работой по листу повторения.

Отвечают на вопросы учителя, заполняют лист повторения, проверяют правильность заполнения листа в парах.

5

Изучение нового материала

15

1) проводит химический эксперимент, доказывающий правильность закона сохранения массы (реакция на весах – раствор гидроксида натрия с фенолфталеином и раствор соляной кислоты)

1) наблюдают за ходом эксперимента, рассуждая логически объясняют парадокс начала урока (масса дров и золы отличаются, но для горения нужен кислород, при горении образуется дым и газ, их не взвешивали)

2) Предлагает пункты плана работы в неправильном порядке.

  1. Определить значение закона сохранения массы.

  2. Научиться писать уравнения образования бинарных соединений из простых веществ.

  3. Сформулировать закон сохранения массы.

  4. Определить понятие «химическое уравнение».


2) Выстраивают логически правильно структуру изучения материала.

  1. Сформулировать закон сохранения массы.

  2. Определить значение закона сохранения массы.

  3. Определить понятие «химическое уравнение».

  4. Научиться писать уравнения образования бинарных соединений из простых веществ.


3) Демонстрирует реакцию горения магния и записывает превращение в виде уравнения, указывает количества вещества реагирующих и образующихся веществ.


2 Mg + O2 = 2MgO

2 моль 1 моль 2 моль


Предлагает учащимся сформулировать понятие «химическое уравнение»



3) Наблюдают за реакцией горения, формулируют понятие «химического уравнения», учатся составлять химические уравнения

6

Выполнение упражнений и краткое обобщение

5

Учитель предлагает закончить самостоятельно три уравнения, обсуждает с учащимися результат


С + О2 à

Al + S à


Na + P à



Краткое обобщение.

Учащиеся самостоятельно заканчивают уравнения и сравнивают свой результат с эталоном на доске.


С + О2 à CO2

1моль 1 моль 1 моль

2Al + 3S à Al2S3

2моль 3моль 1моль


3Na + P à Na3Р

3моль 1 моль 1 моль

7.

Перспектива

1

Рассмотрим более сложные случаи составления реакций образования бинарных соединений из простых веществ.

Научимся расставлять коэффициенты, а затем писать реакции между сложными веществами.

Будем учиться решать задачи по химическим уравнениям.


Ученики знакомятся с перспективой дальнейшего изучения темы

8.

Домашнее задание

2

§ 27 с.139 – 142, 248-251

Закончить уравнения, назвать продукты, подписать количества вещества для всех веществ по уравнению:

H2 + S à

Na + Cl2 à

C + Li à


Запись Д/з, в том числе

рассказ о Лавуазье и Ломоносове – по выбору учащихся.

9

Рефлексия

2

Просит оценить урок и собирает листы повторения и рефлексии.

Заполнение таблицы рефлексии.

Литература:

1.Габриелян О.С. Химия, 8: учеб., для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян – М., «Дрофа», 2012г.

2. Рабочие программы 7-9 класс - сост.Т.Д. Гамбурцева – М., «Дрофа», 2012г.

3. Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия. 8–9 классы. Методическое пособие – М., «Дрофа», 2013г.

4. О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова Химия. 8 класс. Настольная книга учителя – 2011г.

Лист повторения

Ф.И_______________________________________ класс___________

1. Определите степени окисления элементов в веществах и назовите их:

MgCl2 _________________________________________________________________


Na2S _____________________________________________


SO3 _____________________________________________________________________

2. Составить формулы бинарных соединений и назвать их:

Элементы

Формула и название


H и S






Mg и О




N и K



3.Определить качественный и количественный состав:

5CO2

Кач. сост:

Кол. состав:


2

Кач. сост:

Кол. состав:


4. Выписать номера физических и химических явлений:

  1. фильтрование раствора

  2. испарение воды

  3. почернение серебряной ложки

  4. плавление алюминия

  5. гниение древесины

  6. дробление камня

Номера физических явлений

Номера химических явлений




Лист повторения

Ф.И______________________________________ класс__________

1. Определите степени окисления элементов в веществах и назовите их:

MgCl2 _________________________________________________________________


Na2S _____________________________________________


SO3 _____________________________________________________________________

2. Составить формулы бинарных соединений и назвать их:

Элементы

Формула и название


H и S






Mg и О




N и K



3.Определить качественный и количественный состав:

5CO2

Кач. сост:

Кол. состав:



2


Кач. сост:

Кол. состав:


4. Выписать номера физических и химических явлений:

1. фильтрование раствора

2. испарение воды

3. почернение серебряной ложки

4. плавление алюминия

5. гниение древесины

6. дробление камня

Номера физических явлений

Номера химических явлений




Проверил _________________________________________ Проверил _________________________________________



Поставьте + в нужной клетке


Изучаемые определения и понятия

Мне

всё понятно

Мне понятно частично

Я не понял ничего

Закон сохранения массы




Химическое уравнение




Составление химических уравнений





Оцените урок по пятибалльной шкале:____________________











Поставьте + в нужной клетке


Изучаемые определения и понятия

Мне

всё понятно

Мне понятно частично

Я не понял ничего

Закон сохранения массы




Химическое уравнение




Составление химических уравнений





Оцените урок по пятибалльной шкале:_________________



7


Просмотр содержимого презентации
«Деглина Т.Е. методическая разработка урокаТема закон сохранения»

Горение дров –  химический процесс m( дров) m ( угля и золы) Сохраняется ли масса в химических реакциях?

Горение дров – химический процесс

m( дров) m ( угля и золы)

Сохраняется ли масса в химических реакциях?

Тема: Закон сохранения массы. Химические уравнения. урок химии 8 класс УМК О.С. Габриеляна учитель химии МОУ «Гимназия №1»  г. Воскресенска Московской области Т.Е. Деглина

Тема: Закон сохранения массы. Химические уравнения.

урок химии

8 класс

УМК О.С. Габриеляна

учитель химии МОУ «Гимназия №1»

г. Воскресенска Московской области

Т.Е. Деглина

Что изучает химия? Из чего состоят вещества? Что называется химическим элементом? Что называется простым и сложным веществом? Что называется химической формулой? Что показывает индекс, коэффициент? Что называется степенью окисления? Как определить положительную ( отрицательную) степень окисления? Что называется бинарным соединением? Как составить формулу из двух элементов? В чем измеряется количество вещества? Что такое 1 моль вещества? Что называется физическим и химическим явлением? Назовите признаки химических реакций.
  • Что изучает химия?
  • Из чего состоят вещества?
  • Что называется химическим элементом?
  • Что называется простым и сложным веществом?
  • Что называется химической формулой?
  • Что показывает индекс, коэффициент?
  • Что называется степенью окисления?
  • Как определить положительную ( отрицательную) степень окисления?
  • Что называется бинарным соединением?
  • Как составить формулу из двух элементов?
  • В чем измеряется количество вещества?
  • Что такое 1 моль вещества?
  • Что называется физическим и химическим явлением?
  • Назовите признаки химических реакций.
Выполните задания на листе повторения

Выполните задания

на листе повторения

Внимание  на лабораторный стол учителя.

Внимание

на лабораторный стол учителя.

Проблема: Как определить – сохраняется масса в химических реакциях или нет? М.В. Ломоносов (1756) А.Л. Лавуазье (1773) 1711 - 1765 1743 - 1794

Проблема: Как определить – сохраняется масса в химических реакциях или нет?

М.В. Ломоносов (1756)

А.Л. Лавуазье (1773)

1711 - 1765

1743 - 1794

План работы:  Расставьте пункты плана в правильном порядке.

План работы: Расставьте пункты плана в правильном порядке.

    Окончательный план:

    Окончательный план:

    • Сформулировать закон сохранения массы.
    • Определить значение закона сохранения массы.
    • Определить понятие «химическое уравнение».
    • Научиться писать уравнения образования бинарных соединений из простых веществ.
    Попробуйте сформулировать закон сохранения массы. Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате химической реакции.  Значение

    Попробуйте сформулировать закон сохранения массы.

    Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате химической реакции.

    Значение

    Химическое уравнение – запись химической реакции с помощью химических формул, коэффициентов, знаков + и =

    Химическое уравнение – запись химической реакции с помощью химических формул, коэффициентов, знаков + и =

    Закончить уравнения и расставить коэффициенты: С + О 2     Li + O 2  Al + S   Si + Cl 2  Na + P   K + C 

    Закончить уравнения и расставить коэффициенты:

    С + О 2

    Li + O 2

    Al + S 

    Si + Cl 2

    Na + P 

    K + C

    Перспектива

    Перспектива

    • Рассмотрим более сложные случаи составления реакций образования бинарных соединений из простых веществ.
    • Научимся расставлять коэффициенты, а затем писать реакции между сложными веществами.
    • Будем учиться решать задачи по химическим уравнениям.
    § 27 с.139 – 142 , 248-251 Закончить уравнения, назвать продукты, подписать количества вещества для всех веществ по уравнению: H 2 + S  Na + Cl 2   C + Li 

    § 27 с.139 – 142 , 248-251

    Закончить уравнения, назвать продукты, подписать количества вещества для всех веществ по уравнению:

    H 2 + S 

    Na + Cl 2 

    C + Li 


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!