Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока Деглина Т.Е. химия Закон сохранения массы. Химические уравнения»
Деглина Татьяна Евгеньевна
Учитель химии МОУ «Гимназия №1»
г. Воскресенска Московской области
Методическая разработка урока по теме:
«Закон сохранения массы. Химические уравнения. 8 класс»
Дата проведения открытого урока: 11.02.2015
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена изучению закона сохранения массы и составлению на его основе уравнений химических реакций. Разработка может быть полезна, преподавателям химии, осуществляющим обучение по УМК О.С. Габриеляна «Химия – 8», издательства «Дрофа».
Урок занимает важнейшее место в курсе химии 8 класса, так как предполагает знакомство с уравнениями химических реакций, правилами их составления. Химические уравнения – это язык химии, без умения их составлять невозможно говорить о знании предмета. Понимание закона сохранения массы и умение составлять на его основе химические уравнения – составляющие фундамента успешности ученика при изучении предмета, который по праву считается одним из самых сложных в школьном курсе.
Основная часть
Цель: изучение закона сохранения массы и составление на его основе уравнений реакций образования бинарных соединений из простых веществ.
Планируемые результаты.
предметные: в результате проведения занятия учащиеся смогут сформулировать закон сохранения массы и писать на его основе реакции образования бинарных соединений из простых веществ, не требующих нахождения наименьшего общего кратного.
метапредметные: развитие логического мышления, получение опыта постановки и решения учебных проблем, опыта коммуникации при проверке выполненных заданий, наблюдательности, внимательности, аккуратности, речевой культуры.
личностные: развитие познавательного интереса к изучению химии.
Оборудование: для демонстрации - технохимические весы на которых уравновешены 2 стаканчика с растворами гидроксида натрия и соляной кислоты. (в раствор щелочи добавлен раствор фенолфталеина); тигельные щипцы, стружка магния, сиртовка, спички, стакан для мусора; презентация PPT для интерактивной доски ( приложение)
Ход урока:
| Этап урока | Время, мин. | Содержание деятельности |
учитель | ученик |
1 | Орг. момент | 1 | Приветствие |
2 | Мотивация, формулировка проблемы | 2 | Формулировка противоречивого факта: после сгорания (явление химическое), масса золы и угля не равна массе исходных дров. Сохраняется ли масса веществ при химических превращениях? | Осмысление противоречивого факта |
3 | Тема урока и постановка целей | 2 | Формулирует тему | Определяют цель изучения темы |
4 | Актуализация | 10 | Руководит работой по актуализации: проводит фронтальный опрос, руководит работой по листу повторения. | Отвечают на вопросы учителя, заполняют лист повторения, проверяют правильность заполнения листа в парах. |
5 | Изучение нового материала | 15 | 1) проводит химический эксперимент, доказывающий правильность закона сохранения массы (реакция на весах – раствор гидроксида натрия с фенолфталеином и раствор соляной кислоты) | 1) наблюдают за ходом эксперимента, рассуждая логически объясняют парадокс начала урока (масса дров и золы отличаются, но для горения нужен кислород, при горении образуется дым и газ, их не взвешивали) |
2) Предлагает пункты плана работы в неправильном порядке. Определить значение закона сохранения массы. Научиться писать уравнения образования бинарных соединений из простых веществ. Сформулировать закон сохранения массы. Определить понятие «химическое уравнение». | 2) Выстраивают логически правильно структуру изучения материала. Сформулировать закон сохранения массы. Определить значение закона сохранения массы. Определить понятие «химическое уравнение». Научиться писать уравнения образования бинарных соединений из простых веществ. |
3) Демонстрирует реакцию горения магния и записывает превращение в виде уравнения, указывает количества вещества реагирующих и образующихся веществ. 2 Mg + O2 = 2MgO 2 моль 1 моль 2 моль Предлагает учащимся сформулировать понятие «химическое уравнение» | 3) Наблюдают за реакцией горения, формулируют понятие «химического уравнения», учатся составлять химические уравнения |
6 | Выполнение упражнений и краткое обобщение | 5 | Учитель предлагает закончить самостоятельно три уравнения, обсуждает с учащимися результат С + О2 à Al + S à Na + P à Краткое обобщение. | Учащиеся самостоятельно заканчивают уравнения и сравнивают свой результат с эталоном на доске. С + О2 à CO2 1моль 1 моль 1 моль 2Al + 3S à Al2S3 2моль 3моль 1моль 3Na + P à Na3Р 3моль 1 моль 1 моль |
7. | Перспектива | 1 | Рассмотрим более сложные случаи составления реакций образования бинарных соединений из простых веществ. Научимся расставлять коэффициенты, а затем писать реакции между сложными веществами. Будем учиться решать задачи по химическим уравнениям. | Ученики знакомятся с перспективой дальнейшего изучения темы |
8. | Домашнее задание | 2 | § 27 с.139 – 142, 248-251 Закончить уравнения, назвать продукты, подписать количества вещества для всех веществ по уравнению: H2 + S à Na + Cl2 à C + Li à | Запись Д/з, в том числе рассказ о Лавуазье и Ломоносове – по выбору учащихся. |
9 | Рефлексия | 2 | Просит оценить урок и собирает листы повторения и рефлексии. | Заполнение таблицы рефлексии. |
Литература:
1.Габриелян О.С. Химия, 8: учеб., для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян – М., «Дрофа», 2012г.
2. Рабочие программы 7-9 класс - сост.Т.Д. Гамбурцева – М., «Дрофа», 2012г.
3. Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия. 8–9 классы. Методическое пособие – М., «Дрофа», 2013г.
4. О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова Химия. 8 класс. Настольная книга учителя – 2011г.
Лист повторения Ф.И_______________________________________ класс___________ 1. Определите степени окисления элементов в веществах и назовите их: MgCl2 _________________________________________________________________ Na2S _____________________________________________ SO3 _____________________________________________________________________ 2. Составить формулы бинарных соединений и назвать их: Элементы | Формула и название | H и S | | Mg и О | | N и K | | 3.Определить качественный и количественный состав: 5CO2 | Кач. сост: Кол. состав: | 3Н2 | Кач. сост: Кол. состав: | 4. Выписать номера физических и химических явлений: фильтрование раствора испарение воды почернение серебряной ложки плавление алюминия гниение древесины дробление камня Номера физических явлений | Номера химических явлений | | | | Лист повторения Ф.И______________________________________ класс__________ 1. Определите степени окисления элементов в веществах и назовите их: MgCl2 _________________________________________________________________ Na2S _____________________________________________ SO3 _____________________________________________________________________ 2. Составить формулы бинарных соединений и назвать их: Элементы | Формула и название | H и S | | Mg и О | | N и K | | 3.Определить качественный и количественный состав: 5CO2 | Кач. сост: Кол. состав: | 3Н2 | Кач. сост: Кол. состав: | 4. Выписать номера физических и химических явлений: 1. фильтрование раствора 2. испарение воды 3. почернение серебряной ложки 4. плавление алюминия 5. гниение древесины 6. дробление камня Номера физических явлений | Номера химических явлений | | | |
Проверил _________________________________________ Проверил _________________________________________
Поставьте + в нужной клетке Изучаемые определения и понятия | Мне всё понятно | Мне понятно частично | Я не понял ничего | Закон сохранения массы | | | | Химическое уравнение | | | | Составление химических уравнений | | | | Оцените урок по пятибалльной шкале:____________________ | Поставьте + в нужной клетке Изучаемые определения и понятия | Мне всё понятно | Мне понятно частично | Я не понял ничего | Закон сохранения массы | | | | Химическое уравнение | | | | Составление химических уравнений | | | | Оцените урок по пятибалльной шкале:_________________ |
7
Просмотр содержимого презентации
«Деглина Т.Е. методическая разработка урокаТема закон сохранения»
Горение дров – химический процесс
m( дров) m ( угля и золы)
Сохраняется ли масса в химических реакциях?
Тема: Закон сохранения массы. Химические уравнения.
урок химии
8 класс
УМК О.С. Габриеляна
учитель химии МОУ «Гимназия №1»
г. Воскресенска Московской области
Т.Е. Деглина
- Что изучает химия?
- Из чего состоят вещества?
- Что называется химическим элементом?
- Что называется простым и сложным веществом?
- Что называется химической формулой?
- Что показывает индекс, коэффициент?
- Что называется степенью окисления?
- Как определить положительную ( отрицательную) степень окисления?
- Что называется бинарным соединением?
- Как составить формулу из двух элементов?
- В чем измеряется количество вещества?
- Что такое 1 моль вещества?
- Что называется физическим и химическим явлением?
- Назовите признаки химических реакций.
Выполните задания
на листе повторения
Внимание
на лабораторный стол учителя.
Проблема: Как определить – сохраняется масса в химических реакциях или нет?
М.В. Ломоносов (1756)
А.Л. Лавуазье (1773)
1711 - 1765
1743 - 1794
План работы: Расставьте пункты плана в правильном порядке.
Окончательный план:
- Сформулировать закон сохранения массы.
- Определить значение закона сохранения массы.
- Определить понятие «химическое уравнение».
- Научиться писать уравнения образования бинарных соединений из простых веществ.
Попробуйте сформулировать закон сохранения массы.
Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате химической реакции.
Значение
Химическое уравнение – запись химической реакции с помощью химических формул, коэффициентов, знаков + и =
Закончить уравнения и расставить коэффициенты:
С + О 2
Li + O 2
Al + S
Si + Cl 2
Na + P
K + C
Перспектива
- Рассмотрим более сложные случаи составления реакций образования бинарных соединений из простых веществ.
- Научимся расставлять коэффициенты, а затем писать реакции между сложными веществами.
- Будем учиться решать задачи по химическим уравнениям.
§ 27 с.139 – 142 , 248-251
Закончить уравнения, назвать продукты, подписать количества вещества для всех веществ по уравнению:
H 2 + S
Na + Cl 2
C + Li