СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закон всемирного тяготения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация наглядно демонстрирует Закон всемирного тяготения, границы его пременимости, легко подводит к выводу формулы ускорения свободного падения

Просмотр содержимого документа
«Закон всемирного тяготения»

Закон  всемирного  тяготения

Закон всемирного тяготения

Цель урока изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона  ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.

Цель урока

  • изучить закон всемирного тяготения,
  • показать его практическую значимость
  • шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона
  • ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.
Из истории открытия  закона всемирного тяготения… Гипотеза Николая Коперника о том, что все планеты движутся вокруг Солнца Датский астроном Тихо Браге (1546-1601), долгие годы наблюдавший за движением планет, накопил огромное количество интересных данных, но не сумел их обработать. Иоганн Кеплер (1571-1630) используя идею Коперника и результаты наблюдений Тихо Браге, установил законы движения планет вокруг Солнца, однако и он не смог объяснить динамику этого движения. Построение теории, объясняющей все общие закономерности и предсказывающей многие новые следствия, сдела0нное Исааком Ньютоном

Из истории открытия закона всемирного тяготения…

Гипотеза Николая Коперника о том, что все планеты движутся вокруг Солнца

Датский астроном Тихо Браге (1546-1601), долгие годы наблюдавший за движением планет, накопил огромное количество интересных данных, но не сумел их обработать.

Иоганн Кеплер (1571-1630) используя идею Коперника и результаты наблюдений Тихо Браге, установил законы движения планет вокруг Солнца, однако и он не смог объяснить динамику этого движения.

Построение теории, объясняющей все общие закономерности и предсказывающей многие новые следствия, сдела0нное Исааком Ньютоном

Исаак Ньютон  Isaak Newton  ( 04.01.1643 - 31.03.1727)  Великобритания  United Kingdom сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, разработал теория движения небесных тел, создал основы небесной механики, открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, изучал интерференцию и дифракцию, развивал корпускулярную теорию света, дал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления, построил зеркальный телескоп.

Исаак Ньютон Isaak Newton ( 04.01.1643 - 31.03.1727) Великобритания United Kingdom

  • сформулировал основные законы классической механики,
  • открыл закон всемирного тяготения,
  • разработал теория движения небесных тел,
  • создал основы небесной механики,
  • открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию,
  • изучал интерференцию и дифракцию,
  • развивал корпускулярную теорию света,
  • дал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления,
  • построил зеркальный телескоп.
История открытия  Ньютон предположил, что ряд явлений, казалось бы не имеющих ничего общего (падение тел на Землю, обращение планет вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли, приливы и отливы и т. д.), вызваны одной причиной.  Окинув единым мысленным взором «земное» и «небесное», Ньютон предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной — от яблок до планет!

История открытия

Ньютон предположил, что ряд явлений, казалось бы не имеющих ничего общего (падение тел на Землю, обращение планет вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли, приливы и отливы и т. д.), вызваны одной причиной.

Окинув единым мысленным взором «земное» и «небесное», Ньютон предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной — от яблок до планет!

Закон всемирного тяготения Сила взаимного притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Закон всемирного тяготения

Сила взаимного притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

C:\Users\Наталья\Desktop\КР 1_Косырева Н.Ю\9_238.swf

C:\Users\Наталья\Desktop\КР 1_Косырева Н.Ю\9_238.swf

   Физический смысл гравитационной постоянной :  Гравитационная постоянная численно равна силе притяжения двух тел, массой 1 кг каждое, находящихся на расстоянии 1 м друг от друга.

 

Физический смысл гравитационной постоянной : Гравитационная постоянная численно равна силе притяжения двух тел, массой 1 кг каждое, находящихся на расстоянии 1 м друг от друга.

Границы применимости закона Закон всемирного тяготения имеет определенные границы применимости; он применим, если :   1) взаимодействующие тела – материальные точки;  2) тела имеют форму шара;  3) одно из тел - шар большого радиуса, взаимодействующий с телом, размер которого много меньше размеров шара.     Закон неприменим, например, для взаимодействия бесконечного стержня и шара.

Границы применимости закона

Закон всемирного тяготения имеет определенные границы применимости; он применим, если : 1) взаимодействующие тела – материальные точки; 2) тела имеют форму шара; 3) одно из тел - шар большого радиуса, взаимодействующий с телом, размер которого много меньше размеров шара.

Закон неприменим, например, для взаимодействия бесконечного стержня и шара.

Ускорение свободного падения на земле и других небесных телах.   Одно из проявлений силы всемирного тяготения – сила тяжести –сила притяжения тел к Земле вблизи ее поверхности. Если  M  – масса Земли, R з  – ее радиус, m – масса данного тела, то сила тяжести равна Из формулы видно, что ускорение свободного падения - g зависит от радиуса Земли. При удалении от поверхности Земли сила земного тяготения и ускорение свободного падения изменяются обратно пропорционально квадрату расстояния r = (Rз + h) центра Земли, где h – высота над поверхностью Земли.

Ускорение свободного падения на земле и других небесных телах.

Одно из проявлений силы всемирного тяготения – сила тяжести –сила притяжения тел к Земле вблизи ее поверхности. Если M – масса Земли, R з – ее радиус, m – масса данного тела, то сила тяжести равна

Из формулы видно, что ускорение свободного падения - g зависит от радиуса Земли. При удалении от поверхности Земли сила земного тяготения и ускорение свободного падения изменяются обратно пропорционально квадрату расстояния r = (Rз + h) центра Земли, где h – высота над поверхностью Земли.

Значение закона всемирного тяготения: Объясняет движение планет Можно объяснить строение Солнечной системы Можно предсказывать солнечные и лунные затмения Объясняет морские приливы и отливы    Позволил открыть новые планеты – Нептун и Плутон  Позволил открыть новые планеты – Нептун и Плутон

Значение закона всемирного тяготения:

  • Объясняет движение планет
  • Можно объяснить строение Солнечной системы
  • Можно предсказывать солнечные и лунные затмения
  • Объясняет морские приливы и отливы

  • Позволил открыть новые планеты – Нептун и Плутон
  • Позволил открыть новые планеты – Нептун и Плутон
Вывод:  Между всеми телами существует всемирное тяготение  Сила взаимодействия между двумя телами зависит от массы тел и от квадрата расстояния между ними  Коэффициент пропорциональности – гравитационная постоянная  Всемирное тяготение осуществляется посредством гравитационного поля – особой формы материи  Закон всемирного тяготения имеет границы применимости

Вывод:

  • Между всеми телами существует всемирное тяготение
  • Сила взаимодействия между двумя телами зависит от массы тел и от квадрата расстояния между ними
  • Коэффициент пропорциональности – гравитационная постоянная
  • Всемирное тяготение осуществляется посредством гравитационного поля – особой формы материи
  • Закон всемирного тяготения имеет границы применимости
Домашнее задание   § 15,16, стр.58 - 63 № 296, 297, 298

Домашнее задание

 § 15,16, стр.58 - 63

  • № 296, 297, 298


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!