Просмотр содержимого документа
«Законодательная и нормативная база инклюзивного образования»
«Законодательная и нормативная база инклюзивного образования»
Работу выполнила
Галкина Н.В.
Конвенция о правах инвалидов
Статья 24
«Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Федеральные нормативные акты
- Конституция Российской Федерации,
- Закон РФ «Об образовании»,
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации, от 14.10.2000 №751
- Федеральные Законы:
- - от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
- - от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ,
- - 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
- - от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Послание Президента страны Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ 12.11.2009г
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
- Указ Президента Российской Федерации от 01 06 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
- Письма Минобразования науки: - от 03.04.2003 г. №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», -№АФ-150/06 от 18.04.2008г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования
- Всеобщая декларация прав человека (1948г.),
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.),
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.), Декларация о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г., Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.),
- Джомтьенская декларация образования для всех 1990 года Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.),
- Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 23 ноября 2001г. №1-16. О
- Модельном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
- развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
- обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества
- доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
- предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
- создание условий для освоения социальных навыков;
- обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени;
обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося
Закон РФ «Об образовании»,
- Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ;
- Установил основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования;
- Определил круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения, дополнительные, профессиональные образовательные программы;
- Впервые представил направления деятельности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- Рассматривает организационные вопросы деятельности образовательной организации
Приказ Минобрнауки России от 20.09. 2013 №1082
- Психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- в соответствии с пунктом 5 статьи 5 в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Федеральном законе от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Статья 2
- «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- «адаптированная образовательная программа» - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Статья 2
- «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» – условия обучения и воспитания, и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »
- Статья 42.
- Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 1 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Основные понятия:
- «инвалид» – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
- «ограничение жизнедеятельности» – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Спасибо за внимание !