СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Закономерности распределения температуры воздуха, осадков, поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока географии для 7 класса. Тема: «Закономерности распределения температуры воздуха, осадков, поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры». Урок направлен на  формирование представлений о зависимости температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты, господствующих ветров.

Просмотр содержимого документа
««Закономерности распределения температуры воздуха, осадков, поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры»»

Жданова М.А.

учитель географии

МБОУ “Жердевская СОШ №2”

Тамбовская область

Тема: «Закономерности распределения температуры воздуха, осадков, поясов атмосферного давления на Земле.

Постоянные ветры»

Предмет география

Класс 7

Базовый учебник География. Материки, океаны, народы и страны. - М: «Вентана-Граф»,2018

Цель урока: формирование представлений о зависимости температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты, господствующих ветров.

Тип урока комбинированный урок.

Формы работы обучающихся: устная фронтальная работа; групповая работа обучающихся; фронтальная работа на этапе объяснения нового материала (формирование и развитие коммуникационных компетентностей); индивидуальная работа обучающихся (формирование и развитие ИКТ-компетентностей).

Необходимое техническое оборудование: ПК с подключением к сети Internet, мультимедийный проектор.

В результате у обучающихся должны сформированы умения:

Метапредметные:

-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Предметные:

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять на карте местоположение географических объектов.

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Личностные:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

п./п.

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учеников

учеников

Время

Слайд

Примечание

I

Организационный момент

Приветствие учащихся, создание благоприятного психологического настроя. Сообщение темы урока, цели учебной деятельности

Приветствие учителя, демонстрируют готовность к уроку.

1 мин

Презентация

Слайд 1,2



2






Постановка проблемного вопроса

Постановка проблемного вопроса:

Каковы причины

формирования климата

любого участка земной

поверхности?


Выдвижение гипотезы по вопросу

1мин

Слайд 3


3

Проверка домашнего задания

Организация взаимопроверки домашнего задания в группах.

Групповая взаимопроверка домашнего задания; оценка домашней работы товарища. -- - Что такое погода? - Что такое климат? –В какой оболочке происходят эти явления?

-Назовите климатические показатели: температура, давление, ветер, влажность, осадки


2 мин

Слайд 3


4

Актуализация знаний


Формирование познавательной компетентности.

-Распределение солнечного тепла и света на Земле

- Какие выделяются на Земле пояса освещенности?

Работа со словарем, запись в тетрадь


- показ у доски на схеме пояса освещенности: -жаркий, умеренный, холодный

2 мин

Слайд 4, 5, 6


5

Основной

Знакомство с Климатической картой мира

Атлас –с.10

Легенда карты:

- Ср. месячные t –изотермы синего, красного цвета, max и min t воздуха

- Осадки- отображаются с помощью изолиний или послойной окраски

-Давление – изображено с помощью изобар

Ветры- изображены стрелками


-Как распределяются t и осадки на Земле?


Показ на карте атласа, работа в группе.

Практическая работа (письменно)

1 вар. – определить компоненты климата г. Каира

2 вар- г. Канберра






- неравномерно


5 мин

Слайд 7, 8







Слайд 9, 10




Работа с климатической картой атласа (устно)

- Какие материки и их части находятся в пределах жаркого теплового пояса

Работа с климатической картой атласа (устно)


Африка, Австралия, Южная Америка

3 мин



Слайд 11




Есть ли на Земле самый холодный/теплый материк? Почему

Есть, самый жаркий- Африка, Австралия, Южная Америка






Какие изотермы пересекают 60 меридиан?

0, +16, +32, -16, -32, 0






Рекорды Земли ( рассказ учителя)


2 мин

Слайд 12-13




Распределение поясов атмосферного давления (объяснение учителя)

Вследствие неравномерного распределения

Солнечного тепла на земной поверхности и действия отклоняющейся силы вращения Земли вокруг оси образуются постоянные пояса атмосферного давления.

На земле выделяется 3 пояса –НД и 4- ВД.

Воздух перемещается как в горизонтальном направлении так и в вертикальном направлении. Сильно нагретый воздух близ Экватора расширяется, становится легче и поэтому поднимается, т.е. происходит восходящее движение воздуха. В связи с эти у экватора образуется низкое давление.

У полюсов из-за низких t воздух охлаждается, становиться более тяжелым и опускается, т.е происходит нисходящее движение воздуха. В связи с этим у полюсов формируется высокое давление.

В верхней тропосфере наоборот, над экваториальными широтами, где преобладают восходящие движение воздуха, давление высокое, а над полюсами – низкое (верхней ТРОПОСФЕРЕ). Воздух все время движется из областей повышенного в область пониженного давления. Поэтому поднявшийся воздух от экватора растекается к полюсам. Но, вследствие вращения Земли вокруг своей оси, движущийся воздух постепенно отклоняется к востоку и не доходит до полюсов. Охлаждаясь он становится тяжелее и опускается примерно у 30 с.ш и 30 ю.ш (ТРОПИЧЕСКИЕ ШИРОТЫ). При этом образуя обоих полушариях области Высокого давления. Над тропическими широтами преобладают нисходящие токи воздуха – малое количество осадков.


Зарисовать схему в тетрадь

4 мин

Слайд 14-15



Какая зависимость существует между поясами атмосферного давления и осадками? (объяснение учителя)




















Распределение атмосферных осадков на Земле

Работа со схемой учебника с.46, рис.40

(устно)

- назовите области низкого давления давления

( экватор и умеренные широты)

-какие токи воздуха образуются в этих широтах – восходящие токи

(постоянно нагретый воздух содержит много влаги, поднимаясь вверх образует облака, выпадает дождь).


- назовите области высокого давления

( тропики и полюса)

-какие токи воздуха образуются в этих широтах – нисходящие.

(холодный воздух содержит мало влаги, при опускании он сжимается и нагреваясь становится суше и поэтому мало выпадает осадков).


4 мин

Слайд 16

















Слайд 17





При каком давлении и почему выпадают осадки?


Вывод: распределение осадков завист:

- от размещения поясов атмосферного давления

- от географической широты- чем меньше солнечного тепла – тем меньше осадков.


Атмосферные осадки выпадают при низком давлении, т.к. токи воздуха – восходящие, при этом образуются облака.






Проанализируйте

Климатическую карту и назовите территории

получающие

большое количество влаги


Показ областей получающих большее количество осадков в атласе и у доски

- на Амазонской низменности, в бассейне р.Конго, на

западе Европы,

Юго-востоке Евразии,

юго-западе

Юж. Америки

2 мин

Слайд 18




Проанализируйте

Климатическую карту и назовите территории

получающие

малое количество влаги


Показ областей получающих большее количество осадков в атласе и у доски

Малое количество осадков выпадает на севере и юго-западе Африки, центральной части Евразии, в Австралии, в Антарктиде, Арктике и др.


2 мин

Слайд 19




Постоянные ветры Земли ( рассказ учителя)

-Что такое ветер?

В каком направлении он перемещается?


Образование постоянных ветров, т.е. дующих в одном направлении

зависит от поясов от поясов высокого и низкого давления


В каком направлении дуют пассаты в северном полушарии?

Зарисовать схему в тетрадь









В северном полушарии – С-В

Южном – Ю- В.

2 мин

Слайд 20-23




Воздушные массы

Типы ВМ, свойства ВМ ( объяснение учителя)

Зарисовать схему в тетрадь

3 мин

Слайд 24-28




Какова роль ВМ?

Чтобы произошло, если бы не ВМ?

На экваторе было бы еще жарче, а на полюсах еще холоднее

2 мин

Слайд 29


6

Первичное закрепление новых знаний и умений

Роль подстилающей поверхности.

Вывод:

Климат формируется под влиянием трех групп факторов. Главный климатообразующий фактор- солнечная энергия, поступающая на Землю.

-Что является главной причиной формирования климата?

-климатообразующие факторы:

- географическая широта,

-движение ВМ,

- подстилающая поверхность.


Учитель просит найти по цифровой карте мира в ШГИС Живая география

Климатическую карту мира и выполнить задание 3.

Выполнить задания.

1.Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным:

  • Муссон

  • Пассат

  • Фен

  • Северо-восточный бриз

  • Стоковые

  • Западные ветры


2. Определите, какой ВМ подходят следующие характеристики:

  • Жаркая и влажная

  • Жаркая и сухая

  • Холодная и сухая

  • Свойства меняются по сезонам года

3. Работа с интерактивной картой ШГИС Живая география

(2-3 человека).

Укажите, в каком из перечисленных городов в июле и в январе наблюдаются самые высокие и самые низкие ср. месячные t , где выпадает max и min количество осадков:

  • Буэнос-Айрес

  • Лос - Анджелес

  • Париж

  • Пекин


5 мин

Слайд 30-33







Слайд

35-37



Практическая работа

Заполнить таблицу «Типы и свойства ВМ»

Заполнить таблицу «Типы и свойства ВМ»

3 мин



7.

Подведение итогов урока

Работа по вопросам самооценки: Кто оценил свою работу на «отлично», на «хорошо», у кого не было желания работать? Оценка результатов деятельности обучающихся учителем. Выставление оценок с комментированием.

Рефлексия учащихся: работа с карточками самооценки. Ответ на вопрос: «Чему научились на уроке?»

Выставление оценок в дневники

1 мин



8

Домашнее задание

Сообщение и запись домашнего задания, комментарии по его выполнению.


Запись домашнего задания в дневник.

1мин




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!