№ п./п. | Этапы урока | Деятельность учителя | Действия учеников учеников | Время | Слайд | Примечание |
I | Организационный момент | Приветствие учащихся, создание благоприятного психологического настроя. Сообщение темы урока, цели учебной деятельности | Приветствие учителя, демонстрируют готовность к уроку. | 1 мин | Презентация Слайд 1,2 | |
2 | Постановка проблемного вопроса | Постановка проблемного вопроса: Каковы причины формирования климата любого участка земной поверхности? | Выдвижение гипотезы по вопросу | 1мин | Слайд 3 | |
3 | Проверка домашнего задания | Организация взаимопроверки домашнего задания в группах. | Групповая взаимопроверка домашнего задания; оценка домашней работы товарища. -- - Что такое погода? - Что такое климат? –В какой оболочке происходят эти явления? -Назовите климатические показатели: температура, давление, ветер, влажность, осадки | 2 мин | Слайд 3 | |
4 | Актуализация знаний | Формирование познавательной компетентности. -Распределение солнечного тепла и света на Земле - Какие выделяются на Земле пояса освещенности? | Работа со словарем, запись в тетрадь - показ у доски на схеме пояса освещенности: -жаркий, умеренный, холодный | 2 мин | Слайд 4, 5, 6 | |
5 | Основной | Знакомство с Климатической картой мира Атлас –с.10 Легенда карты: - Ср. месячные t –изотермы синего, красного цвета, max и min t воздуха - Осадки- отображаются с помощью изолиний или послойной окраски -Давление – изображено с помощью изобар Ветры- изображены стрелками -Как распределяются t и осадки на Земле? | Показ на карте атласа, работа в группе. Практическая работа (письменно) 1 вар. – определить компоненты климата г. Каира 2 вар- г. Канберра - неравномерно | 5 мин | Слайд 7, 8
Слайд 9, 10 | |
| | Работа с климатической картой атласа (устно) - Какие материки и их части находятся в пределах жаркого теплового пояса | Работа с климатической картой атласа (устно) Африка, Австралия, Южная Америка | 3 мин |
Слайд 11 | |
| | Есть ли на Земле самый холодный/теплый материк? Почему | Есть, самый жаркий- Африка, Австралия, Южная Америка | | | |
| | Какие изотермы пересекают 60 меридиан? | 0, +16, +32, -16, -32, 0 | | | |
| | Рекорды Земли ( рассказ учителя) | | 2 мин | Слайд 12-13 | |
| | Распределение поясов атмосферного давления (объяснение учителя) Вследствие неравномерного распределения Солнечного тепла на земной поверхности и действия отклоняющейся силы вращения Земли вокруг оси образуются постоянные пояса атмосферного давления. На земле выделяется 3 пояса –НД и 4- ВД. Воздух перемещается как в горизонтальном направлении так и в вертикальном направлении. Сильно нагретый воздух близ Экватора расширяется, становится легче и поэтому поднимается, т.е. происходит восходящее движение воздуха. В связи с эти у экватора образуется низкое давление. У полюсов из-за низких t воздух охлаждается, становиться более тяжелым и опускается, т.е происходит нисходящее движение воздуха. В связи с этим у полюсов формируется высокое давление. В верхней тропосфере наоборот, над экваториальными широтами, где преобладают восходящие движение воздуха, давление высокое, а над полюсами – низкое (верхней ТРОПОСФЕРЕ). Воздух все время движется из областей повышенного в область пониженного давления. Поэтому поднявшийся воздух от экватора растекается к полюсам. Но, вследствие вращения Земли вокруг своей оси, движущийся воздух постепенно отклоняется к востоку и не доходит до полюсов. Охлаждаясь он становится тяжелее и опускается примерно у 30 с.ш и 30 ю.ш (ТРОПИЧЕСКИЕ ШИРОТЫ). При этом образуя обоих полушариях области Высокого давления. Над тропическими широтами преобладают нисходящие токи воздуха – малое количество осадков. | Зарисовать схему в тетрадь | 4 мин | Слайд 14-15 | |
| | Какая зависимость существует между поясами атмосферного давления и осадками? (объяснение учителя) | Распределение атмосферных осадков на Земле Работа со схемой учебника с.46, рис.40 (устно) - назовите области низкого давления давления ( экватор и умеренные широты) -какие токи воздуха образуются в этих широтах – восходящие токи (постоянно нагретый воздух содержит много влаги, поднимаясь вверх образует облака, выпадает дождь). - назовите области высокого давления ( тропики и полюса) -какие токи воздуха образуются в этих широтах – нисходящие. (холодный воздух содержит мало влаги, при опускании он сжимается и нагреваясь становится суше и поэтому мало выпадает осадков). | 4 мин | Слайд 16
Слайд 17 | |
| | При каком давлении и почему выпадают осадки? Вывод: распределение осадков завист: - от размещения поясов атмосферного давления - от географической широты- чем меньше солнечного тепла – тем меньше осадков. | Атмосферные осадки выпадают при низком давлении, т.к. токи воздуха – восходящие, при этом образуются облака. | | | |
| | Проанализируйте Климатическую карту и назовите территории получающие большое количество влаги | Показ областей получающих большее количество осадков в атласе и у доски - на Амазонской низменности, в бассейне р.Конго, на западе Европы, Юго-востоке Евразии, юго-западе Юж. Америки | 2 мин | Слайд 18 | |
| | Проанализируйте Климатическую карту и назовите территории получающие малое количество влаги | Показ областей получающих большее количество осадков в атласе и у доски Малое количество осадков выпадает на севере и юго-западе Африки, центральной части Евразии, в Австралии, в Антарктиде, Арктике и др. | 2 мин | Слайд 19 | |
| | Постоянные ветры Земли ( рассказ учителя) -Что такое ветер? В каком направлении он перемещается? Образование постоянных ветров, т.е. дующих в одном направлении зависит от поясов от поясов высокого и низкого давления В каком направлении дуют пассаты в северном полушарии? | Зарисовать схему в тетрадь В северном полушарии – С-В Южном – Ю- В. | 2 мин | Слайд 20-23 | |
| | Воздушные массы Типы ВМ, свойства ВМ ( объяснение учителя) | Зарисовать схему в тетрадь | 3 мин | Слайд 24-28 | |
| | Какова роль ВМ? Чтобы произошло, если бы не ВМ? | На экваторе было бы еще жарче, а на полюсах еще холоднее | 2 мин | Слайд 29 | |
6 | Первичное закрепление новых знаний и умений | Роль подстилающей поверхности. Вывод: Климат формируется под влиянием трех групп факторов. Главный климатообразующий фактор- солнечная энергия, поступающая на Землю. -Что является главной причиной формирования климата? -климатообразующие факторы: - географическая широта, -движение ВМ, - подстилающая поверхность. Учитель просит найти по цифровой карте мира в ШГИС Живая география Климатическую карту мира и выполнить задание 3. | Выполнить задания. 1.Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным: Муссон Пассат Фен Северо-восточный бриз Стоковые Западные ветры 2. Определите, какой ВМ подходят следующие характеристики: 3. Работа с интерактивной картой ШГИС Живая география (2-3 человека). Укажите, в каком из перечисленных городов в июле и в январе наблюдаются самые высокие и самые низкие ср. месячные t , где выпадает max и min количество осадков: Буэнос-Айрес Лос - Анджелес Париж Пекин | 5 мин | Слайд 30-33
Слайд 35-37 | |
| Практическая работа | Заполнить таблицу «Типы и свойства ВМ» | Заполнить таблицу «Типы и свойства ВМ» | 3 мин | | |
7. | Подведение итогов урока | Работа по вопросам самооценки: Кто оценил свою работу на «отлично», на «хорошо», у кого не было желания работать? Оценка результатов деятельности обучающихся учителем. Выставление оценок с комментированием. | Рефлексия учащихся: работа с карточками самооценки. Ответ на вопрос: «Чему научились на уроке?» Выставление оценок в дневники | 1 мин | | |
8 | Домашнее задание | Сообщение и запись домашнего задания, комментарии по его выполнению. | Запись домашнего задания в дневник. | 1мин | | |