Просмотр содержимого документа
«Закономерности распределения основных элементов климата на территории России»
Закономерности распределения основных элементов климата на территории России
Мы должны научиться:
- объяснять причины распределения температуры и осадков по территории нашей страны
- определять элементы климата в любом пункте и объяснять закономерности их размещения.
Закрепление знаний по типам воздушных масс
Установите соответствие:
1 . Воздух жаркий, сухой, запыленный; воздушные массы формируются летом в южных районах страны или приходят из Монголии, Северного Китая, Малой Азии или Северной Африки.
2 . Воздушные массы приходят с Атлантического океана, с Тихого океана – летом; зимой они смягчают морозы, вызывают снегопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, повышает влажность и приносит осадки.
3. Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; приходит с Северного Ледовитого океана.
4. Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропических и тропических широт Атлантического и Тихого океанов.
5. Воздушные массы формируются над территорией России, имеют резкую годовою амплитуду, сухие.
Проверка знаний по теме «Циклоны и антициклоны, атмосферные фронты»
ВД
НД
- определить по схемам на слайде, где циклон, а где антициклон;
- определить по схемам на слайде, где циклон, а где антициклон;
- охарактеризовать эти атмосферные явления;
- охарактеризовать эти атмосферные явления;
- какова роль циклонов и антициклонов в формировании климата?
- какова роль циклонов и антициклонов в формировании климата?
Проверка знаний по теме «Циклоны и антициклоны,
атмосферные фронты»
- что называется атмосферным фронтом, и какие процессы происходят в зоне схождения воздушных масс;
- на какие группы делятся атмосферные фронты по температуре?
- опишите изменения погоды, которые возникают при прохождении атмосферных фронтов.
«Закономерности распределения температур воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле»
Определяет количество солнечного тепла на Земле
«Закономерности распределения температур воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле»
Изучение распределения температур
- По климатической карте проследите ход июльских изотерм +5 0 , +10 0 , +20 0 .
- Сравните их на равнинах и в горных областях.
- Укажите основную закономерность в изменении температуры летом.
Изучение распределения температур
- По рис.30.с.62 учебника определите , как проходит июльская изотерма +10 0 С.
- Сопоставив физическую и климатическую карты, объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны.
- С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере Дальнего Востока?
Изучение распределения температур
- По рис. 29 с.61 учебника определите , где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января.
- Найдите наиболее холодные районы, объясните, почему они расположены именно там.
- Проследите ход январских изотерм – -5 0 , -15 0 , -20 0 , -30 0
- Совпадает ли он с ходом летних температур?
Распределение осадков на территории России.
- Равномерно ли распределяются осадки на территории страны?
- Где выпадает наибольшее количество осадков, где наименьшее? Как это связано с воздушными массами?
- Какие факторы влияют на увеличение осадков?
- Объясните причины большого количества осадков на побережье Тихого океана.
Формирование понятия «коэффициент увлажнения»
Используя рис.31 и 32 на с.64 и 65 учебника , определите испаряемость и годовое количество осадков:
в Нижнем Поволжье;
в Северо-Восточной Сибири;
на Кольском полуострове.