Закономерности восприятия свойств певческого голоса
Строительным материалом вокального искусства служат отдельные тоны. Как отмечал К.Маркс» «физические свойства красок и мрамора не лежат вне области живописи и скульптуры». То же модно сказать и о звуковом материале певческого голоса.
Поэтому первым шагом на пути познания сущности и специфики свойств певческого голоса нужно исследование природы отдельных тонов при различных способах звукообразования и закономерностях их восприятия человеком.
Любой звук как материальное явление характеризуется объективными физическими свойствами: силой, частотой, обертоновым составом и продолжительностью. Эти свойства отражаются в наших субъективных ощущениях как громкость, высота, тембр и длительность звуков.
Условием восприятия звука как знака чего-либо служит ранее сложившаяся в нашем сознании связь между звуком и тем, что он обозначает.
Основную информационную роль для восприятия играет тембр звука. Именно по тембру мы можем отличить голос одного знакомого человека от другого, взрослого от ребенка.
В животном мире звук голоса используется, главным образом, для передачи эмоционального состояния особи.
Ч. Дарвин, посвятивший этому вопросу немало внимания в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных», пишет: « У многих животных, в том числе и у человека, голосовые органы играют весьма существенную роль в качестве средств выражения».
У человека коммуникативная функция осуществляется прежде всего при помощи голоса и пения. Это уже не природное, а социальное явление, хотя также имеет биологические истоки. Но биологическое у человека опосредовано социальным. Если у ребенка звуки голоса вначале носят непроизвольный характер, далее он учится управлять ими используя их сознательно как средство эмоционального общения.
Закономерности восприятия человеком звуковых свойств певческого голоса сложились исторически на объективной основе.
Например, эмоциональное воздействие динамики отражает механизм ориентировочного рефлекса. Очень громкие звуки, а особенно интенсивное нарастание звучности, сопровождаемое повышением мелодической линии, неизбежно вызывает резкое возбуждение потому, что еще в древний человек , воспринимал их как сигналы приближения угрожающих природных стихийных бедствий или сообщение о переживании других людей.
__________________________________________________________________
К.Маркс-Ф.Энгельс об искусстве. Соч. Т.1. М., 1967. С.67.
Еще значительнее воздействие ритма, что связано с его особой биологической ролью: важнейшие жизненные процессы (дыхание, сокращение сердца и сосудов, биотоки мозга) протекают в определенном ритме причем его постоянно необходимо для нормальной деятельности всего организма.
Поэтому у людей сложились наследственные безусловные рефлексы на воспринимаемые ритмы, особенно если по своему характеру они близки ритмам дыхания и сердцебиения. Равномерные ритмы действуют затормаживающее, успокаивающе, а с перебоями- возбуждающие. Вот почему ритм колыбельных песен всегда размеренный, ровными длительностями создающий впечатление покачивания. Такие песни снимают нервное напряжение, успокаивают ребенка. Ритм марша, напротив, возбуждает, побуждает к движению, так как маршевая музыка обычно имеет пунктирный ритм.
Велико и социальное значение ритма: еще со времен первобытного общества он выполнял организующую роль в коллективном труде. По мнению известного искусствоведа А.Сохора, с этого времени у человека выработались рефлекторная мышечная реакция на любые периодические раздражители. По-видимому, это же явление лежит в основе моторики и механизма подражания у детей. В резонанс с воспринимаемым ритмом нередко вовлекается весь организм и даже биоритмы мозга. При коллективном пении именно ритм является организующим началом, заражая певцов общим настроением.
Знание закономерностей эмоционального воздействия на детей динамических и ритмических особенностей песни имеет принципиально важное методическое значение в отношении управления поведением детей на уроке. Например, было бы нецелесообразно после бурно проведенной перемены в начале урока петь возбуждающую песню. Скорее лучше было бы наоборот.
Прослеживая эмоциональное воздействие свойств музыкальных звуков (динамики, ритма) А.Сохор пишет: «Говоря о возбуждении и успокоении, мы фактически сталкиваемся с эмоциями нашего порядка, как у животных. Эти эмоции по существу относятся не к психическим. А к физиологическим реакциям. Психический акт эмоционального переживания рождается лишь тогда, когда в сознании возникает образ того или иного предмета, который мы оцениваем с точки зрения личного опыта. Эта оценка выражается не только в низших эмоциях, но и в высших, собственно человеческих- таких, как любовь, ненависть, гнев, нежность, радость, печаль…»
__________________________________________________________________
Сохор А. Музыка как вид искусства. М., 1970. с.23.
В основе восприятия высоты, динами и ритма лежит мышечное чувство, а тембр воспринимается иным образом, «…очевидно анализируется каким-то специальным психо – физиологическим механизмом, о котором мы пока ничего не знаем».
Действительно, физиологический механизм слухового восприятия на сегодня мало изучен. В отношении тембра голоса певца можно сказать, что он воспринимается и оценивается человеком не без участия мышечного чувства, которое позволяет при этом судить о способе звукообразования и лежит в основе «вокального слуха».
Тембр голоса- носитель основной информации о характере звучания. По тембру мы различаем типы голосов и отдельных певцов. В тембре голоса заключены основные общие и специфические признаки. Эти признаки определяются главным образом, обертоновым составом звука, что создает «цвет» голоса и его индивидуальные оттенки. Эмоциональная реакция слушателя на тембр голоса обусловливается возникающими у него при восприятии звуков предметными ассоциациями. Звонкая, «металлическая» окраска звука голоса, которая первоначально ассоциировалась источником такого звука - металлом, материалом прочным и блестящим, идущим на оружие, доспехи труда, стала восприниматься как приятная, праздничная. А звуки, аналогичные скрипу несмазанной телеги, вызывают неприятное ощущение. Благодаря этим ассоциациям слуховые ощущения порождают зрительные и осязательные.
3