СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Законы и следствия пищевых взаимоотношений (интегрированный урок биологии и математики)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в профильном химико-биологическом классе в течение 2-х часов учителями биологии и математики при изучении темы "Основы экологии"

Просмотр содержимого презентации
«Симеонова»

Законы и следствия взаимоотношений между живыми организмами Симеонова Н.М, учитель биологии Карпова Н.Г., учитель математики

Законы и следствия взаимоотношений между живыми организмами

Симеонова Н.М, учитель биологии

Карпова Н.Г., учитель математики

Учебные задачи: Научиться: анализировать сравнивать обобщать знания делать выводы применять законы на практике строить графики

Учебные задачи:

Научиться:

анализировать

сравнивать

обобщать знания

делать выводы

применять законы на практике

строить графики

Законы пищевых взаимоотношений: Регулярные колебания численности видов, сдерживание роста численности Существование пищевых отношений в природе противостоит геометрической прогрессии размножения

Законы пищевых взаимоотношений:

Регулярные колебания численности видов, сдерживание роста численности

Существование пищевых отношений в природе противостоит геометрической прогрессии размножения

Геометрическая прогрессия  в природе  Одно растение одуванчика занимает площадь примерно десять квадратных метров и даёт в год около ста летучих семян. Сколько квадратных километров площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через десять лет при условии, если оно размножается беспрепятственно, в геометрической прогрессии?  Хватит ли этим растениям на одиннадцатый год места на поверхности Земли? Примечание : Площадь всей поверхности земного шара, включая моря и океаны, составляет 510 млн. км2, а площадь поверхности суши – 148 млн. км2

Геометрическая прогрессия

в природе

Одно растение одуванчика занимает площадь примерно десять квадратных метров и даёт в год около ста летучих семян. Сколько квадратных километров площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через десять лет при условии, если оно размножается беспрепятственно, в геометрической прогрессии?

Хватит ли этим растениям на одиннадцатый год места на поверхности Земли?

Примечание : Площадь всей поверхности земного шара, включая моря и океаны, составляет 510 млн. км2, а площадь поверхности суши – 148 млн. км2

Причины гибели особей одуванчика 1. Плоды вместе с травой попадают в желудок животных и птиц 2. Всходами питаются травоядные животные 3. Растения вытаптываются животными и людьми 4. Рост угнетается другими растениями 5. Сами одуванчики вытесняют друг друга 6. Семена погибают в неблагоприятных условиях 7. Растения гибнут от морозов и засух 8. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов

Причины гибели особей одуванчика

1. Плоды вместе с травой попадают в желудок животных и птиц

2. Всходами питаются травоядные животные

3. Растения вытаптываются животными и людьми

4. Рост угнетается другими растениями

5. Сами одуванчики вытесняют друг друга

6. Семена погибают в неблагоприятных условиях

7. Растения гибнут от морозов и засух

8. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов

Противоречия Интенсивность  размножения Ограниченность  средств жизни н е и з б е ж н о п р и в о д и т К борьбе за существование и с х о д н ы е у с л о в и я Выжить Дать потомство

Противоречия

Интенсивность размножения

Ограниченность средств жизни

н е и з б е ж н о п р и в о д и т

К борьбе за существование

и с х о д н ы е у с л о в и я

Выжить

Дать потомство

Основы пищевых взаимоотношений составляют отношения: хищник жертва Задание 1, стр. 73  В одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200, 300. Число заражённых куколок оказалось соответственно: 18, 32, 48, 54, 62.  Начертите график числа заражённых куколок, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв. Рассчитайте, какую долю куколок мух заражают паразиты при разной численности жертв. В каком из вариантов опыта они наиболее эффективно влияли на численность куколок.

Основы пищевых взаимоотношений составляют отношения:

хищник

жертва

Задание 1, стр. 73

В одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200, 300. Число заражённых куколок оказалось соответственно: 18, 32, 48, 54, 62.

Начертите график числа заражённых куколок, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв. Рассчитайте, какую долю куколок мух заражают паразиты при разной численности жертв. В каком из вариантов опыта они наиболее эффективно влияли на численность куколок.

Законы конкурентных отношений в природе Закон Гаузе: Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими экологическими требованиями В природных сообществах должны уживаться только те виды, которые не конкурируют друг с другом

Законы конкурентных отношений в природе

Закон Гаузе:

Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими экологическими требованиями

В природных сообществах должны уживаться только те виды, которые не конкурируют друг с другом

Демографические показатели численность рождаемость смертность иммиграция эмиграция

Демографические показатели

численность

рождаемость

смертность

иммиграция

эмиграция

Задание 1, стр. 85  Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 165 зверьков на 1 ГА, выжило – 80. Во второй соответственно 90 и 56. на каком участке смертность оказалась выше и чем можно это объяснить, если принять во внимание, что запас кормов, приходящихся на гектар на обоих участках одинаков?

Задание 1, стр. 85

Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 165 зверьков на 1 ГА, выжило – 80. Во второй соответственно 90 и 56. на каком участке смертность оказалась выше и чем можно это объяснить, если принять во внимание, что запас кормов, приходящихся на гектар на обоих участках одинаков?

Возрастная структура популяций Задание 2, стр. 90-91  В одном из степных заповедников на площади в 250 ГА насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределявшихся по возрасту: новорождённых – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трёхлетних и старше – 153. спустя два года на участке было 488 особей и среди них новорождённых – 122, годовалых – 83, двухгодовалых – 78, остальные – старше. Изменилась ли возрастная структура популяции? Какова смертность молодых особей за этот период?

Возрастная структура популяций

Задание 2, стр. 90-91

В одном из степных заповедников на площади в 250 ГА насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределявшихся по возрасту: новорождённых – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трёхлетних и старше – 153. спустя два года на участке было 488 особей и среди них новорождённых – 122, годовалых – 83, двухгодовалых – 78, остальные – старше. Изменилась ли возрастная структура популяции? Какова смертность молодых особей за этот период?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!