СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Законы Хаммурапи

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по теме "Законы цапря Хаммурапи"

Просмотр содержимого документа
«Законы Хаммурапи»

Урок по Всеобщей истории в 5 классе.

Тема урока: «Законы царя Хаммурапи»



Тип урока: урок овладения новыми знаниями

Цель: Способствовать формированию представлений о законах Хаммурапи, создать условия для ознакомления учащихся с устройством вавилонского общества, социальными группами и их положением.

Задачи урока:

Личностные: воспитать у учащихся представление о законах, как форме организации коллективной жизни.

Предметные: на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, развитие навыков анализа исторического документа, формирование собственной оценки представлений о справедливости и равенстве в вавилонском царстве;

Метапредметные:

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.

  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Оборудование: технологическая карта учащегося, общая подборка законов, историческая карта «Древний Восток. Междуречье»,

Примененная педагогическая технология: технология модульного обучения.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.


Номер У.Э.

Учебный материал с указанием задания.

Управление обучением.

УЭ1


Входной контроль

Цель: Проверка степени усвоения учениками знаний

Выполнения различных по сложности заданий

7 мин

  1. С какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

  2. Какие страны мы изучили? Показать их на карте

  3. Охарактеризовать местоположение и природные условия Вавилона.

  4. Рассказать о занятиях жителей Вавилона.

  5. Объясните, почему именно эти занятия были в Вавилоне?

  6. В каких странах население, в основном, занималось земледелием? Почему?




УЭ2


Определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

По иллюстрации в учебнике на с. 69 и подписи к ней определить цель урока:

изучить законы Хаммурапи чтобы познакомиться с устройством вавилонского общества и положением социальных групп. Сделать вывод о значении законов Хаммурапи

3 мин

Цель:

  1. Научиться применять полученные ранее умения анализировать и обобщать факты.

  2. Формировать умение систематизировать материал.


10 минут.

Работают с текстом учебника п.14 и документом «Законы царя Хаммурапи»

Приложение 1


1.работаюют в группах, заполняют таблицу Приложение 1

2. самопроверка по образцу

Приложение 3

3..ставят оценку в тетрадь.

УЭ3.

15 минут

Цель:

  1. Формировать умение формулировать и обосновывать выводы



  1. Ответьте на вопросы к документу Приложение 2

Дают устные ответы.

Учитель корректирует ответы

Выставляют оценку в тетрадь

УЭ4

5 минут

Цель:

  1. Проверка и коррекция знания по теме



  1. Выходной контроль знаний

Текст с пропущенными словами.

Приложение 4

Взаимопроверка

Выставляют оценку в тетрадь

Суммируют все оценки и выставляют среднюю.

УЭ5

Рефлексия.
Самостоятельно оцени, достиг ли ты цели. Для этого вернись на начало модуля и прочти, какие перед тобой стояли цели.

Ставят отметки напротив поставленных целей в начале урока

+ знает

- не знает

? нужна помощь

УЭ5

Выбор домашнего задания

П.14 желтые вопросы 1-3

или п. 14 розовые вопросы 1-3












Приложение 1

«Законы Хаммурапи»

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…

(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…

(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»


«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…

(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…

(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»


«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…

(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…

(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»


«Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

7. Если человек* купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек – вор, его должны убить.
42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нём хлеба, то его должны изобличить* в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык* для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наёмную плату... кирпичного мастера... плату ткача... плату камнереза... плату столяра... плату кожевника, плату плотника... плату корзинщика... плату строителя... В день он должен давать".

Словарь непонятных слов:

2)арык – канал.



1. Если человек* станет обличать* под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.      
6. Если человек украдёт достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину* серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Словарь непонятных слов:

2)мина – мера веса, равная 0,5 кг.





15. Если человек* выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума*, то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрёт в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрёт в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить*… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить его сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Словарь непонятных слов:

1)человек – свободный, полноправный житель Вавилонского царства;

2)мушкенум – свободный, но неполноправный подданный;

3)изобличить – показать, обнаружить, разоблачить



Преступление

Наказание

Ложное обвинение


Врачебная ошибка


Судебная ошибка


гибель имущества


Гибель по вине строителя


Кража имущества


Кража раба


долг


отказ раба от хозяина









Приложение 2

1-я гр. – документ 1:

Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?


2-я гр.

Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?


3-я гр.

Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

Какими путями можно было попасть в рабство?

Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?


4-я гр.



Отрасли хозяйства

Примеры из законов Хаммурапи

Земледелие: какие культуры выращивали?

 

Скотоводство: каких животных разводили?

 

Ремесло: какие ремесленные профессии были известны?

 



5-я гр.

Вопросы к документу: объясните происхождение выражения: "око за око, зуб за зуб". Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?


6-я гр.

Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилоне, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков (кредиторов)?
















Приложение 3

преступление

наказание

Ложное обвинение

казнь

Врачебная ошибка

казнь

Судебная ошибка

Изгнание судьи и штраф

гибель имущества

Возмещение ущерба

Гибель по вине строителя

казнь

Кража имущества

казнь

Кража раба

казнь

долг

Рабство на 3 года

отказ раба от хозяина

Доказать и отрезать ухо раба

































Приложение 4

Текст с пропущенными словами.

Самым могущественным царем Вавилона был 1)…….. с 1792 по 2)…… гг. Им были созданы первые 3) …….. законы, высеченные на камне. На селение делилось на свободных и 4) … Одни свободные были полноправные, другие - 5)…. Закону должны были подчиняться все, даже цари т.к они были даны 6)…. …… Наказания зависели от преступления и от его принадлежности к 7)…… группе. Значит в Вавилоне существовало 8)…. среди населения. Законы защищали имущество, 9)…. людей. Ограничивали 10) ….. рабство

  1. Хаммурапи

  2. 1750 г.

  3. Письменные

  4. рабов

  5. не полноправные

  6. богом Шамаш

  7. Социальной (общественной)

  8. Неравенство

  9. Жизнь

  10. Долговое








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!