Законы оформления дидактических пособий и организация работы с ними на уроке для слепых и слабовидящих детей
Выполнила: Юнусова Ф.Т.
учитель истории и обществознания ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ОВЗ»
В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов. Приведем классификацию средств наглядности:
1. Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.
2. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела
3. Дидактические игрушки:
куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.
4. Изобразительные наглядные пособия:
иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.
5. Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы
6. Символические наглядные пособия:
исторические, географические, биологические карты
7. Рельефные наглядные пособия
включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные, барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом
Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным.
Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей,
раздаточный рассчитан на работу с одним ребенком.
Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:
- выбор адекватного фона ( оттенки светлозеленого , темноголубого , бежевого ) ;
- выбор адекватного цвета , так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например , красный рядом с желтым часто видится оранжевым , синий — фиолетовым, фиолетовый с коричневым - черным , красный — бордовым );
- постоянное использование указки для показа;
- нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз — слева, закрыт левый глаз — справа);
- нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям;
- подача изучаемых объектов на рассматриваемой картине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру).
- н а занятиях по математике размер предметов — до 15см, размер используемой натуры— 20-25 см, раздаточный материал — до 7 см.
Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий . Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы окружающей действительности в непосредственной близости, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая таким образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий.
Особое значение восприятие натуральной наглядности имеет для тотально слепых и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств такие дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть информацию, адекватную для них по значению зрительной.
Требования, предъявляемые к натуральной наглядности
Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены
ц в е т о м .
Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам
Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение .
Требования, предъявляемые
к изобразительной наглядности
При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения . Так, при остроте зрения 0,01-0,03 (1-3%) минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм , при остроте зрения 0,04-0,08 (4-8%) — не менее 5 мм , при остроте зрения 0,09-0,2 (9-20%) — не менее З мм .
Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении , чем черно-белые, силуэтные и контурные . Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию , активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов ( красного , желтого , оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки гла з , способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.
В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего , темно-фиолетового , темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.
Нельзя!
Учитель должен знать остроту зрения ребенка отдельно на левый и правый глаз. Но, кроме этого, при оценке зрительных возможностей школьника необходимо учитывать поле зрения , периферическое зрение, цветоощущение , световую чувствительность, бинокулярность, глубинное зрение, состояние прослеживающих функций зрения и т.д. Только учет всего комплекса функциональных нарушений даст возможность учителю объективно оценить зрительный потенциал частично видящих и слабовидящих учащихся , особенности их восприятия объектов и процессов.
В большинстве случаев учителя при разработке наглядности и дидактического материала опираются на данные об остроте центрального зрения учащихся, и усилия педагогов в основном направлены на увеличение изображений, увеличение шрифта текстового материала , на снятие второстепенных нагрузок в изображениях, на внесение цветоконтрастных характеристик . Но если у ученика сужено поле зрения, особенно до трубчатого зрения, то все усилия педагогов по созданию подобного оригинального пособия сводятся на нет. Такому ученику не требуется значительное увеличение изображения , более того, оно ему мешает при обследовании и изучении учебного материала. Ему нужно дозированное изображение объекта или процесса уложить в ограниченные рамки поля зрения , правильно организовать методику обследования ( поэтапно и последовательно с выходом на целостность восприятия ).
- Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.
- При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный , желтый , оранжевый и зеленый цвета.
- Для частично видящих и слабовидящих учащихся изображения должны иметь высокий контраст (60-100%) при цветонасыщенности от 0.7 до 1.0.
Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем) , коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем).
на зеленом (успокаивающем)
коричневом (спокойном, контрастном)
оранжевом (стимулирующем)
- Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям.
- Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
- Весь демонстрационный материал должен соответствовать естественным размерам ,
т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т. д.
Наличие нарушений функции поля зрения
затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей
в пространственной ориентировке .
Если у ученика затруднена фиксация взгляда, то он обязательно должен пользоваться при письме и чтении коррекционной следящей линеечкой .
Нарушение бинокулярного характера зрения , приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.
При сильно суженном поле зрения у слабовидящих школьников затруднены процессы овладения техникой чтения , они, как правило, отстают в приобретении навыков быстрого чтения , так как не видят полностью строку.
Если у ученика анизометропия (неодинаковая рефракция обоих глаз), то хуже видящий глаз не управляется в работе и со временем может перестать функционировать от бездействия. Со стороны учителя необходим контроль , распределение зрительной нагрузки, заклеивание (окклюзия) лучше видящего глаза (решается совместно с офтальмологом) и подбор упражнений для амблиопичного глаза.
- Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м от глаз в статичном состоянии.
- Демонстрация в движении возможна ( иногда необходима) при косоглазии.
- Нарушение глазодвигательных функций , характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации , приводит к возникновению косоглазия. Наиболее часто у детей встречается содружественное косоглазие, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения (одновременного зрения двумя глазами, при котором рассматриваемый предмет воспринимается как единое целое). Часто косоглазие может являться причиной снижения работоспособности косящего глаза , вследствие чего глаз перестает участвовать в акте зрительного восприятия и характер зрения из бинокулярного превращается в монокулярный (восприятие осуществляется одним глазом) или альтернирующий (восприятие осуществляется попеременно тo одним, то другим глазом). Наличие косоглазия, в свою очередь, обусловливает ограничения в восприятии внешнего мира, снижение скорости, правильности оценки пространственных отношений.
- При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма , характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета.
Приборы оптической коррекции
- Очки - для постоянного ношения, для дали, очки для близи, очки, рекомендованные для занятий физкультурой, трудом (защитные или обычные очки), телескопические очки и др.
- Лупы - ручная, предметная, накладная, стационарная, ортоскопическая и др.
- Тифлоприборы - фотофон, экранные пособия, «Луч-С», прибор «Книга», телевизионная приставка и др.
Наглядность в обучении слабовидящих должна не только создавать конкретно-образную базу, но и обеспечивать возможность ( и это главное) служить средством формирования перцептивных ( неосознанных, бессознательных) в противоположность апперцепции (ясных, осознанных) действий учащихся (И.С. Моргулис, 1991).
Сами средства наглядности должны рассматриваться в рамках необходимости обеспечивания приемов и способов коррекционной работы , а не подбираться по принципу «чем больше, тем лучше».
Необходимо избежать перенасыщения урока наглядностью, использовать немногочисленный яркий и конкретный наглядный материал.