СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Законы оформления дидактических пособий и организация работы с ними на уроке для слепых и слабовидящих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации определены основные законы оформления дидактических пособий и организации работы с ними на уроке для слепых и слабовидящих детей

Просмотр содержимого документа
«Законы оформления дидактических пособий и организация работы с ними на уроке для слепых и слабовидящих детей»

Законы оформления дидактических пособий и организация работы с ними на уроке для слепых и слабовидящих детей   Выполнила: Юнусова Ф.Т. учитель истории и обществознания ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ОВЗ»

Законы оформления дидактических пособий и организация работы с ними на уроке для слепых и слабовидящих детей

Выполнила: Юнусова Ф.Т.

учитель истории и обществознания ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ОВЗ»

 В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов.  Приведем классификацию средств наглядности:   1. Натуральные наглядные пособия:  предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.

В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов. Приведем классификацию средств наглядности:

1. Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.

2. Объемные наглядные пособия:  муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела

2. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела

3. Дидактические игрушки:  куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.

3. Дидактические игрушки:

куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.

 4. Изобразительные наглядные пособия:  иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.

4. Изобразительные наглядные пособия:

иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.

5. Графические наглядные пособия:  таблицы, схемы, планы

5. Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы

6. Символические наглядные пособия:  исторические, географические, биологические карты

6. Символические наглядные пособия:

исторические, географические, биологические карты

 7. Рельефные наглядные пособия  включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные, барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом

7. Рельефные наглядные пособия

включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные, барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом

 Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным.  Демонстрационная наглядность  используется для показа всей группе детей,  раздаточный  рассчитан на работу с одним ребенком.

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным.

Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей,

раздаточный рассчитан на работу с одним ребенком.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:   выбор адекватного фона ( оттенки светлозеленого , темноголубого , бежевого ) ; выбор адекватного цвета , так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например , красный рядом с желтым часто видится оранжевым , синий — фиолетовым, фиолетовый с коричневым - черным , красный — бордовым ); постоянное использование указки для показа; нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз — слева, закрыт левый глаз — справа); нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям; подача изучаемых объектов на рассматриваемой картине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру).   н а занятиях по математике размер предметов — до 15см, размер используемой натуры— 20-25 см, раздаточный материал — до 7 см.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

  • выбор адекватного фона ( оттенки светлозеленого , темноголубого , бежевого ) ;
  • выбор адекватного цвета , так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например , красный рядом с желтым часто видится оранжевым , синий — фиолетовым, фиолетовый с коричневым - черным , красный — бордовым );
  • постоянное использование указки для показа;
  • нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз — слева, закрыт левый глаз — справа);
  • нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям;
  • подача изучаемых объектов на рассматриваемой картине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру).
  • н а занятиях по математике размер предметов — до 15см, размер используемой натуры— 20-25 см, раздаточный материал — до 7 см.
  Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий . Работа с ними способствует формированию у детей  бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и  полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы окружающей действительности в непосредственной близости, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая таким образом реалистические представления  о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий.

Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий . Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы окружающей действительности в непосредственной близости, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая таким образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий.

 Особое значение восприятие натуральной наглядности имеет для тотально слепых и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их восприятия. Через натуральную наглядность  с помощью сохранных органов чувств такие дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть информацию, адекватную для них по значению зрительной.

Особое значение восприятие натуральной наглядности имеет для тотально слепых и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств такие дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть информацию, адекватную для них по значению зрительной.

Требования, предъявляемые к натуральной наглядности  Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены  ц в е т о м .

Требования, предъявляемые к натуральной наглядности

Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены

ц в е т о м .

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам  Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение .

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам

Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение .

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности  При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения . Так, при остроте зрения 0,01-0,03 (1-3%) минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм , при остроте зрения 0,04-0,08 (4-8%) — не менее 5 мм , при остроте зрения 0,09-0,2 (9-20%)  — не менее З мм .

Требования, предъявляемые

к изобразительной наглядности

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения . Так, при остроте зрения 0,01-0,03 (1-3%) минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм , при остроте зрения 0,04-0,08 (4-8%) — не менее 5 мм , при остроте зрения 0,09-0,2 (9-20%) — не менее З мм .

 Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении , чем  черно-белые, силуэтные и контурные . Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию , активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов ( красного , желтого , оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки гла з , способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении , чем черно-белые, силуэтные и контурные . Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию , активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов ( красного , желтого , оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки гла з , способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

 В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности  темно-синего , темно-фиолетового , темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.

В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего , темно-фиолетового , темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.

Нельзя!

Нельзя!

 Учитель должен знать  остроту зрения ребенка отдельно на левый и правый глаз. Но, кроме этого, при оценке зрительных возможностей школьника необходимо учитывать поле зрения , периферическое зрение,  цветоощущение , световую чувствительность,  бинокулярность,  глубинное зрение,  состояние прослеживающих функций зрения и т.д. Только учет всего комплекса функциональных нарушений даст возможность учителю объективно оценить зрительный потенциал частично видящих и слабовидящих учащихся , особенности их восприятия объектов и процессов.

Учитель должен знать остроту зрения ребенка отдельно на левый и правый глаз. Но, кроме этого, при оценке зрительных возможностей школьника необходимо учитывать поле зрения , периферическое зрение, цветоощущение , световую чувствительность, бинокулярность, глубинное зрение, состояние прослеживающих функций зрения и т.д. Только учет всего комплекса функциональных нарушений даст возможность учителю объективно оценить зрительный потенциал частично видящих и слабовидящих учащихся , особенности их восприятия объектов и процессов.

 В большинстве случаев учителя при разработке наглядности и дидактического материала опираются на данные об остроте центрального зрения учащихся, и усилия педагогов в основном направлены на увеличение изображений, увеличение  шрифта текстового материала , на снятие второстепенных нагрузок в изображениях, на внесение  цветоконтрастных характеристик . Но если у ученика сужено поле зрения, особенно до трубчатого зрения,  то все усилия педагогов по созданию подобного оригинального пособия сводятся на нет. Такому ученику не требуется значительное увеличение изображения , более того, оно ему мешает при обследовании и изучении учебного материала. Ему нужно дозированное изображение объекта или процесса уложить в ограниченные рамки поля зрения , правильно организовать методику обследования  ( поэтапно и последовательно с выходом на целостность восприятия ).

В большинстве случаев учителя при разработке наглядности и дидактического материала опираются на данные об остроте центрального зрения учащихся, и усилия педагогов в основном направлены на увеличение изображений, увеличение шрифта текстового материала , на снятие второстепенных нагрузок в изображениях, на внесение цветоконтрастных характеристик . Но если у ученика сужено поле зрения, особенно до трубчатого зрения, то все усилия педагогов по созданию подобного оригинального пособия сводятся на нет. Такому ученику не требуется значительное увеличение изображения , более того, оно ему мешает при обследовании и изучении учебного материала. Ему нужно дозированное изображение объекта или процесса уложить в ограниченные рамки поля зрения , правильно организовать методику обследования ( поэтапно и последовательно с выходом на целостность восприятия ).

Нарушения функции цветоразличения  обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.  При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный , желтый , оранжевый и зеленый  цвета. Для частично видящих и слабовидящих учащихся изображения должны иметь высокий контраст (60-100%) при цветонасыщенности от 0.7 до 1.0.
  • Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.
  • При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный , желтый , оранжевый и зеленый цвета.
  • Для частично видящих и слабовидящих учащихся изображения должны иметь высокий контраст (60-100%) при цветонасыщенности от 0.7 до 1.0.
 Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем) , коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем).

Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем) , коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем).

на зеленом (успокаивающем)

на зеленом (успокаивающем)

коричневом (спокойном, контрастном)

коричневом (спокойном, контрастном)

оранжевом (стимулирующем)

оранжевом (стимулирующем)

Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Весь демонстрационный материал должен соответствовать естественным размерам , т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т. д.
  • Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям.
  • Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
  • Весь демонстрационный материал должен соответствовать естественным размерам ,

т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т. д.

Наличие нарушений функции поля зрения  затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей  в пространственной ориентировке .

Наличие нарушений функции поля зрения

затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей

в пространственной ориентировке .

Если у ученика затруднена фиксация взгляда, то он обязательно должен пользоваться при письме и чтении коррекционной следящей линеечкой .

Если у ученика затруднена фиксация взгляда, то он обязательно должен пользоваться при письме и чтении коррекционной следящей линеечкой .

Нарушение бинокулярного характера зрения , приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое  восприятие окружающего мира. При сильно суженном поле зрения у слабовидящих школьников затруднены процессы овладения техникой чтения , они, как правило, отстают в приобретении навыков быстрого чтения , так как не видят полностью строку. Если у ученика анизометропия (неодинаковая рефракция обоих глаз), то хуже видящий глаз не управляется в работе и со временем может перестать функционировать от бездействия. Со стороны учителя необходим контроль , распределение зрительной нагрузки, заклеивание (окклюзия) лучше видящего глаза (решается совместно с офтальмологом) и подбор упражнений для амблиопичного глаза.

Нарушение бинокулярного характера зрения , приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

При сильно суженном поле зрения у слабовидящих школьников затруднены процессы овладения техникой чтения , они, как правило, отстают в приобретении навыков быстрого чтения , так как не видят полностью строку.

Если у ученика анизометропия (неодинаковая рефракция обоих глаз), то хуже видящий глаз не управляется в работе и со временем может перестать функционировать от бездействия. Со стороны учителя необходим контроль , распределение зрительной нагрузки, заклеивание (окклюзия) лучше видящего глаза (решается совместно с офтальмологом) и подбор упражнений для амблиопичного глаза.

Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м от глаз в статичном состоянии.  Демонстрация в движении возможна ( иногда необходима) при косоглазии.
  • Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м от глаз в статичном состоянии.
  • Демонстрация в движении возможна ( иногда необходима) при косоглазии.
Нарушение глазодвигательных функций , характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации , приводит к возникновению косоглазия. Наиболее часто у детей встречается содружественное косоглазие, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения (одновременного зрения двумя глазами, при котором рассматриваемый предмет воспринимается как единое целое). Часто косоглазие может являться причиной снижения работоспособности косящего глаза , вследствие чего глаз перестает участвовать в акте зрительного восприятия и характер зрения из бинокулярного превращается в монокулярный (восприятие осуществляется одним глазом) или альтернирующий (восприятие осуществляется попеременно тo одним, то другим глазом). Наличие косоглазия, в свою очередь, обусловливает ограничения в восприятии внешнего мира, снижение скорости, правильности оценки пространственных отношений.
  • Нарушение глазодвигательных функций , характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации , приводит к возникновению косоглазия. Наиболее часто у детей встречается содружественное косоглазие, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения (одновременного зрения двумя глазами, при котором рассматриваемый предмет воспринимается как единое целое). Часто косоглазие может являться причиной снижения работоспособности косящего глаза , вследствие чего глаз перестает участвовать в акте зрительного восприятия и характер зрения из бинокулярного превращается в монокулярный (восприятие осуществляется одним глазом) или альтернирующий (восприятие осуществляется попеременно тo одним, то другим глазом). Наличие косоглазия, в свою очередь, обусловливает ограничения в восприятии внешнего мира, снижение скорости, правильности оценки пространственных отношений.
При наличии нарушений глазодвигательных функций  в виде нистагма , характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета.
  • При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма , характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета.
Приборы оптической коррекции Очки - для постоянного ношения, для дали, очки для близи, очки, рекомендованные для занятий физкультурой, трудом (защитные или обычные очки), телескопические очки и др. Лупы - ручная, предметная, накладная, стационарная, ортоскопическая и др. Тифлоприборы - фотофон, экранные пособия, «Луч-С», прибор «Книга», телевизионная приставка и др.

Приборы оптической коррекции

  • Очки - для постоянного ношения, для дали, очки для близи, очки, рекомендованные для занятий физкультурой, трудом (защитные или обычные очки), телескопические очки и др.
  • Лупы - ручная, предметная, накладная, стационарная, ортоскопическая и др.
  • Тифлоприборы - фотофон, экранные пособия, «Луч-С», прибор «Книга», телевизионная приставка и др.
Наглядность в обучении слабовидящих должна не только создавать конкретно-образную базу, но и обеспечивать возможность ( и это главное) служить средством формирования перцептивных  ( неосознанных, бессознательных) в противоположность апперцепции (ясных, осознанных) действий учащихся (И.С. Моргулис, 1991).  Сами средства наглядности должны рассматриваться в рамках необходимости обеспечивания приемов и способов коррекционной работы , а не подбираться по принципу «чем больше, тем лучше».  Необходимо избежать перенасыщения урока наглядностью, использовать немногочисленный яркий и конкретный наглядный материал.

Наглядность в обучении слабовидящих должна не только создавать конкретно-образную базу, но и обеспечивать возможность ( и это главное) служить средством формирования перцептивных ( неосознанных, бессознательных) в противоположность апперцепции (ясных, осознанных) действий учащихся (И.С. Моргулис, 1991).

Сами средства наглядности должны рассматриваться в рамках необходимости обеспечивания приемов и способов коррекционной работы , а не подбираться по принципу «чем больше, тем лучше».

Необходимо избежать перенасыщения урока наглядностью, использовать немногочисленный яркий и конкретный наглядный материал.