Воздушная перспектива - подраздел (вид) перспективы как науки. В изобразительном искусстве воздушную перспективу разделяют на: тональную и цветовую.
Тональная (световая) перспектива применима в большей степени в натюрмортах, портретах, тематических картинах; цветовая перспектива особо ярко выражена в пейзаже.
При помощи воздушной перспективы художники передают на картине глубину пространства посредством изменения цвета и чёткости контуров предметов. Выходит, что воздушная перспектива - это иллюзорная разница некоторых признаков предметов, благодаря особенностям воздушной среды и глубины пространства. Толщина воздушного слоя между объектами не всегда полностью прозрачна (в неё попадают частицы пыли, увеличивается его влажность и др.), также имеет значение время суток, года, погодное состояние дня и так далее. Всё это изменяет цвет и тон уходящих в глубину пространства предметов по сравнению с предметами переднего плана. Обычно элементы второго и последующих планов выглядят более обобщёнными, более плоскими и схематичными. Для передачи пространства в картине при рисовании элементов первого плана художники уделяют внимание индивидуальным характеристикам предметов (цельность большой формы и деталей, прорисовка мелких и крупных частей, характерные, не усреднённые акценты). Для элементов среднего плана фокусируются на самых типичных характеристиках (крупные формы, общая масса, некоторое упрощение силуэта). Для изображения дальнего плана используется повышенная схематизация, детали и тонкая моделировка устраняются (объём, рельеф, фактура и т.д. становятся не заметными).
Точно передавать пространство в реалистическом пейзаже и других жанрах помогают законы воздушной перспективы.
Законы воздушной перспективы.
1). Все элементы переднего плана прорисовываем подробно, а те, что удаляются в глубину от зрителя - обобщённо. Поэтому, ближайшие предметы и объекты прорабатываем детализовано, а на дальнем плане - схематично, силуэтно, обобщённо, не чётко.
2). Ближайшие к зрителю объекты мы видим чётко и ясно, а те, что удаляются - мягко, в расфокусе. Поэтому, чтобы изобразить пространство, контуры и детали объектов первого плана изображаем чётко, резко, а то, что удалено - мягко, условно, размыто.
3). На большой глубине от зрителя тёмные предметы кажутся светлее, а светлые наоборот, темнее. Таким образом, для рисования пространства между объектами, тёмные предметы высветляем, а светлые - затемняем.
4). Все элементы действительности, расположенные на первом плане, максимально объёмные, а градации светотени на них хорошо видны, по мере удаления от зрителя светотень менее ярко выражена, а предметы становятся более плоскими, по сравнению с объектами первого плана. Поэтому, для изображения пространства в картине, ближайшие объекты рисуем объёмно, а дальние - плоско.
5). По мере удаления от зрителя в глубину, объекты погружаются в воздушную цветовую среду (как в дымку или туман) и цвет удалённых предметов насыщается цветом воздушной среды (голубоватый, серый, светлый и т.д.). Для изображения плановости в рисунке или картине передние объекты рисуем яркими, насыщенными, а удалённые - ненасыщенными, бледными.
6). Предметы, приближенные к зрителю, выглядят многоцветными (цветными), а те, что в глубине или удалены - одноцветными. Чтобы добиться глубины пространства, элементы переднего плана рисуем разнообразными по цвету красками, а удалённые - монохромно, в сдержанной, сближенной по цвету гамме.