СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему "Закрепление знаний об имени существительном"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему "Закрепление знаний об имени существительном"»

Учитель: Келлер Р.М.

Класс: 2 УМК: Школа России


Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном

Цели деятельности учителя:

создать на уроке условия для обобщения знаний об изученных признаках имени существительного

Планируемые результаты:

Предметные:

- развивать устную и письменную речь;

- создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

- выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.

- ценностное отношение к процессу изучения имени существительного;

- осознание практической важности определения признаков имен существительных;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

- мотивация к творческому труду, к работе на результат.

- развивать фонематический слух, память, внимание;


Личностные:


-уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть активным во время урока, воспитанным, корректным.

-развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

- ценностное отношение к процессу обобщения имени существительного;

- осознание учащимися ценности изученной части речи

- осознание практической важности имени существительного;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока


Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- формировать умение слышать и слушать.

- взаимодействовать в паре, работать в коллективе.

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- соотносить учебное действие с известным правилом.

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами.

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.


Тип урока: урок закрепления изученного материала



Этап урока


Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап.

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;



1.Слово приветствие.

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок.

Улыбнемся друг другу и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю я вам!


2.Психологический настрой на урок

Сегодня нас ждет большая работа.

Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

На уроке нам понадобятся: тетрадки, пеналы, внимательные глазки, чуткие ушки, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное- хорошее настроение.

Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, выполняют инструкции учителя














К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

Цель:

-формировать навыки каллиграфически правильного красивого письма;

-развивать творческие способности обучающихся.

- усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами.



Давайте сделаем разминку для пальчиков:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Разогреем наши ладошки и приступим к работе.


Запишем число, классная работа.

Слайд1.Посмотрите на слайд,

перед вами три картинки (Дрова, ведро, помидор).

В названиях этих картинок спряталась та буква, которую мы пропишем. Я дам характеристику звуку, который обозначает буква. Эта буква в данных словах обозначает согласный, звонкий, парный, твердый.

Какая же это буква?

Все верно, букву Д заглавную и строчную мы с вами сегодня пропишем.

Слайд 2. Посмотрите на слайд, вспомните, как пишется заглавная буква и строчная буква д, в воздухе за курсором повторите написания букв.

Пропишите в тетради до конца строчки.

Не забываем правила посадки: спинки у всех прямые, держим ручку правильно, тетрадочка под наклоном.


У вас на партах лежат листочек для самооценки, найдите его. Теперь оцените минутку чистописания.

Посмотрите внимательно, если у вас все отлично получилось, и вы справились с заданием, то поставьте !, если появились затруднения, то /, если же совсем ничего не получилось, тогда ставим знак вопроса ?

Слайд 3. Посмотрите на слайд и прочитайте слова.

Девочка, деревня, дружить дежурный, дорога, дятел.

Какое из этих слов лишнее? (дружить)

Почему оно лишнее?

Все верно, так как все слова обозначают предмет, а слово дружить обозначает действие.

С красной строки, с заглавной буквы, через запятую запишите все слова, которые обозначают предмет.

Подчеркните орфограммы

Кто хочет пойти к доске, назвать и подчеркнуть все орфограммы (несколько учеников работают у доски)

В листе самооценки оцените свою словарную работу, справились вы с ней или есть над чем поработать?

Слайд 4. Выключить презентацию

Выполняют пальчиковую гимнастику

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.


Записывают число, классная работа

















Отвечают на вопросы учителя







































Прописывают в тетради букву





Оценивают свою работу































Находят лишнее слово по признаку







Записывают слова-предметы в тетрадь



Находят орфограммы


Оценивают свою работу














П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.















III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цели:

- Уметь формулировать и ставить цели,

планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.



IV.Введение в тему урока

Цели:

- организовать постановку темы и задач урока;


V.Формулирование темы и задач урока.

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку задач урока учащимися.



Ребята, скажите мне, к какой части речи относятся все эти слова?

Что общего у этих слов?

Верно, все эти слова обозначают предмет и являются именами существительными.

Ребята, а давайте мы с вами определим тему нашего урока, о чем же мы с вами будем говорить.

Карточка с темой урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работать с именами существительными. А как вы думаете, мы будем изучать что-то новое? Или закреплять изученное? Обратите внимание на слова подсказки в задачах урока.


Правильно, тема нашего урока: Обобщение знаний об имени существительном.

Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

Карточки с задачами урока. Что бы сформулировать их, нам помогут опорные слова (вспомним все, что знаем об имени существительном, обобщим наши знания об имени существительном и создадим кластер, потренируемся выполнять упражнения по теме урока.)

Открыть табличку кластера «Имя существительное»


Определяют часть речи






Определяют тему урока



Определяют вид урока







Формулируют задачи на урок




К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 

П:

структурирование знаний.















К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Обобщение и систематизация знаний


VII. Работа в группе.

Цель:

-активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

- взаимодействовать в паре, работать в коллективе

Что бы вспомнить все, что вам известно об имени существительном, я предлагаю вам поработать в группах.

Не забываем о правилах работы в группе.

На ваших партах лежат карточки, выберите одного представителя, кто будет отвечать возле доски. Внимательно прочитайте задание на карточке, чтобы приклеить слова-есть клейкая лента. Приступайте к выполнению. Если есть вопросы, поднимите руку, я подойду.


Ребята, я вижу вашу готовность. Когда вы будете отвечать у доски, сначала называем слова, которые вы записали, говорите, что делали, а затем делаете вывод. Всем понятно?

Обратите внимание на карточку в нашем кластере «Имя существительное» на кластере.


Приглашаем одного представителя от первой группы к ответу.

1 группа. Прочитайте задание. Назовите слова, которые вы выбрали. Какие слова у вас остались, прочитайте их. Сделайте вывод.

Все верно, 1 группа справилась с заданием.

Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы - кто? Что?

Открыть карточки- «обозначает предмет» «кто?что?»


Приглашаем представителя второй группы к ответу.

2 группа. Что вам нужно было сделать. Какие слова вы отнесли к собственным и какие слова отнесли к нарицательным? Что вы должны помнить про собственные имена существительные.

Молодцы! Ваша группа успешно справилась с заданием. Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

Открыть карточки « собственное, нарицательное»


Ответ представителя третьей группы.

3 группа. Какие группы у вас получились. Какие слова вы записали. Сделайте вывод. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? а неодушевленные на вопрос что?

Молодцы!

Открыть карточки- «Одушевленные, неодушевленные»


Прошу четвертую группу к ответу.

4 группа. Какие группы у вас получились. Прочитайте слова 1 группы, 2 группы. В единственном числе какие вы отнесли слова, во множественном. Сделайте вывод. Имена существительные могут изменятся по числам. Они могут быть в единственном или во множественном числе.

Открыть карточки- «число, единственное, множественное»


Группа номер 5 вам слово.

К первой группе какие вы отнесли слова. Ко второй группе, что вы отнесли к третьей группе? Сделайте вывод. Имена существительные могут быть женского, мужского или среднего рода. Молодцы.

Открыть карточки –«род, ж.р.,ср.р.,м.р.»


И 6 группа заканчивает нашу групповую работу своим ответом.

Прочитайте задание. Какое предложение вы составили, прочитайте его. Сделайте вывод.

Имена существительные в предложении могут быть главными или второстепенными членами предложения.

Открыть карточку-« второстепенным, главным»


Ребята вы хорошо потрудились! Благодаря вашим знаниям и умениям мы с вами сделали вот такой кластер (Посмотрите, какой кластер мы с вами сделали, благодаря вашим знаниям.)

Но остались закрытые элементы, есть ли у вас предположение, что могут скрывать эти вопросы? Как вы думаете, все ли мы выучили про имя существительное?

Ребята впереди вас ждет еще много интересных и новых знаний об имени существительном. На сегодняшний день вы рассказали все, что должны знать об этой части речи, а дальше- будете узнавать и пополнять свою копилку знаний. Постепенно, место этих вопросов займут вновь приобретенные знания.

Оцените себя в листе самооценки.

Готовятся к работе в группе






Работа в группе








Ответы детей










































































Обобщение знаний об имени существительном, создание кластера




Отвечают на вопрос





Оценивают себя




П: анализ, синтез, структурирование знаний.

Р: контроль

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 


VIII. Физминутка


Цель: снятие статического напряжения и поддержка положительного эмоционального поведения.

Ребята, встаньте из-за парт и повторите за мной движения: руки вперед, руки вверх, руки на пояс, руки в стороны. Теперь я буду показывать движения, но называть другие, вы должны выполнить движение, которое я вам скажу, а не покажу.

Молодцы ребята, вы справились с заданием и немного отдохнули, а мы продолжаем дальше

Выполняют физминутку

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


IX. Применение знаний и умений в новой ситуации


Цели:

- организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

Слайд 5. Посмотрите на слайд, перед вами предложения, ваша задача- списать те предложения, в которых выделенное слово является именем существительным.

А кто-то пойдет к доске и поработает с первой парой предложений. Прочитай первые два предложения. В каком случае слово «рой» будет являться именем существительным. Докажи.

Кто еще хочет поработать у доски? Прочти оставшиеся предложения, в каком случае выделенное слово будет являться именем существительным?

Ребята, проверим себя.

Молодцы, быстро справились.


Находят и записывают предложения.

















Выполняют работу у доски.








Проверяют себя


П: извлечение необходимой информации из прочитанного текста, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

X. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цели:

организовать

выполнение

учащимися

самостоятельной

работы;

организовать

фронтальную

проверку

исправление

ошибок.

А теперь поработаем индивидуально. У каждого из вас на столе лежат 2 карточки, карточка номер один – задание легкое, карточка номер два сложнее. Выберите любую из карточек и начните работу.

Слайд 6, 7.

Теперь проверим вашу самостоятельную работу.

Поднимите руку, кто выполнял первую карточку. Кто пойдет к доске, покажи, как ты выполнил задание.

Поднимите руку, кто выполнял вторую карточку. Кто еще хочет показать, как выполнил задание.

Оцените свою самостоятельную работу в листе самооценки

Работают индивидуально в карточках








Проверяют с доски и оценивают себя


XI. Фронтальная работа.

Игра «Угадай слово»


Слайд 8.

У нас с вами осталось немного времени, поэтому мы поиграем в игру. Я буду называть признаки существительного, ваша задача назвать подходящее слово и записать его в тетрадь.

Это существительное нарицательное, одушевленное, мужского рода, употреблено в единственном числе. Кто идет к доске?

Это существительное собственное, одушевленное, женского рода, употреблено в единственном числе. Кто идет к доске?

Это существительное нарицательное, неодушевленное, мужского рода, употреблено во множественном числе. Кто идет к доске?


Называют подходящее слово, записывают его в тетрадь


XII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.


Слайд 9. Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к нашим задачам. Все ли из них мы выполнили на уроке?

Попробуйте оценить себя используя опорные слова.

Я вспомнил…

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за …




Вы, ребята, молодцы!

Все вы трудности прошли.

Существительное повторили,

Орфограммы не забыли.

Урок окончен. Спасибо всем!




Оценивают работу на уроке, сравнивают поставленные в начале урока задачи с конечным результатом



Оценивают усвоение материала

Р: самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

XIII. Домашнее задание

Слайд 10. Домашнее задание написано в конвертах, которые лежат у каждого на парте. Придумать три предложения о весне. Подчеркнуть в них имена существительные.













Приложение.

1 группа

Выберите из слов только имена существительные. Закончите вывод:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы __________________ и _____________________.

желать книга окно тёмный бегу игра снегирь весёлый они

2 группа

Разделите слова на две группы. Закончите вывод:

Имена существительные могут быть _____________________ или _____________________________.

Иван дядя город Москва поэт Пушкин







3 группа

Разделите слова на две группы. Закончите вывод:

Имена существительные могут быть _____________________, если отвечают на вопрос _______ или _____________________________, если отвечают на вопрос _________.

окно дерево мяч

коза папа моряк











4 группа

Разделите слова на две группы. Закончите вывод:

Имена существительные могут изменяться по _________________. Если называют ____________________, что это слово в ____________________. Если называют ______________________, то это слово во ________________________________________.

ребёнок дети

брат человек люди братья



5 группа

Разделите слова на 3 группы. Закончите вывод:

Имена существительные могут быть ________________________

________________________________________________________

Месяц луна солнце поле поляна луг











6 группа

Составьте из слов предложение. Найдите имена существительные. Какими членами предложения они могут быть? Закончите вывод:

Имена существительные могут быть _________________ или __________________________ членами предложения.

По дорогам журчат шумные ручьи









Карточка 2

Расположите предложения так, чтобы получился рассказ, подчеркнуть все имена существительные.

  • Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.

  • Плавники у окуня красные, спина тёмно-зелёная, а на боках тёмные полоски.

  • Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.

  • Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.





Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните имена существительные.

Настали ч…дные д…ньки. В лесу журч…т весёлые ручейки. У крыльца пуш…стая тра…ка. 




Лист самооценки

Этап урока

Оценка

Минутка чистописания



Словарная работа



Работа в группе



Самостоятельная работа



! – всё получилось; / - могу работать лучше; ? – не всё получилось, остались вопросы

Самостоятельная работа



! – всё получилось; / - могу работать лучше; ? – не всё получилось, остались вопросы