создать на уроке условия для обобщения знаний об изученных признаках имени существительного
- создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
-уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть активным во время урока, воспитанным, корректным.
-развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока
- формировать умение слышать и слушать.
- взаимодействовать в паре, работать в коллективе.
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- соотносить учебное действие с известным правилом.
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами.
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Этап урока | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный этап. Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | 1.Слово приветствие. Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся все на урок. Улыбнемся друг другу и нашим гостям, Чудесных открытий желаю я вам! 2.Психологический настрой на урок Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. На уроке нам понадобятся: тетрадки, пеналы, внимательные глазки, чуткие ушки, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное- хорошее настроение. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, выполняют инструкции учителя | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний. Цель: -формировать навыки каллиграфически правильного красивого письма; -развивать творческие способности обучающихся. - усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами. | Давайте сделаем разминку для пальчиков: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. Разогреем наши ладошки и приступим к работе. Запишем число, классная работа. Слайд1.Посмотрите на слайд, перед вами три картинки (Дрова, ведро, помидор). В названиях этих картинок спряталась та буква, которую мы пропишем. Я дам характеристику звуку, который обозначает буква. Эта буква в данных словах обозначает согласный, звонкий, парный, твердый. Какая же это буква? Все верно, букву Д заглавную и строчную мы с вами сегодня пропишем. Слайд 2. Посмотрите на слайд, вспомните, как пишется заглавная буква и строчная буква д, в воздухе за курсором повторите написания букв. Пропишите в тетради до конца строчки. Не забываем правила посадки: спинки у всех прямые, держим ручку правильно, тетрадочка под наклоном. У вас на партах лежат листочек для самооценки, найдите его. Теперь оцените минутку чистописания. Посмотрите внимательно, если у вас все отлично получилось, и вы справились с заданием, то поставьте !, если появились затруднения, то /, если же совсем ничего не получилось, тогда ставим знак вопроса ? Слайд 3. Посмотрите на слайд и прочитайте слова. Девочка, деревня, дружить дежурный, дорога, дятел. Какое из этих слов лишнее? (дружить) Почему оно лишнее? Все верно, так как все слова обозначают предмет, а слово дружить обозначает действие. С красной строки, с заглавной буквы, через запятую запишите все слова, которые обозначают предмет. Подчеркните орфограммы Кто хочет пойти к доске, назвать и подчеркнуть все орфограммы (несколько учеников работают у доски) В листе самооценки оцените свою словарную работу, справились вы с ней или есть над чем поработать? Слайд 4. Выключить презентацию | Выполняют пальчиковую гимнастику Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. Записывают число, классная работа Отвечают на вопросы учителя Прописывают в тетради букву Оценивают свою работу Находят лишнее слово по признаку Записывают слова-предметы в тетрадь Находят орфограммы Оценивают свою работу | П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цели: - Уметь формулировать и ставить цели, планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. IV.Введение в тему урока Цели: - организовать постановку темы и задач урока; V.Формулирование темы и задач урока. Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку задач урока учащимися. | Ребята, скажите мне, к какой части речи относятся все эти слова? Что общего у этих слов? Верно, все эти слова обозначают предмет и являются именами существительными. Ребята, а давайте мы с вами определим тему нашего урока, о чем же мы с вами будем говорить. Карточка с темой урока. Сегодня на уроке мы продолжим работать с именами существительными. А как вы думаете, мы будем изучать что-то новое? Или закреплять изученное? Обратите внимание на слова подсказки в задачах урока. Правильно, тема нашего урока: Обобщение знаний об имени существительном. Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок? Карточки с задачами урока. Что бы сформулировать их, нам помогут опорные слова (вспомним все, что знаем об имени существительном, обобщим наши знания об имени существительном и создадим кластер, потренируемся выполнять упражнения по теме урока.) Открыть табличку кластера «Имя существительное» | Определяют часть речи Определяют тему урока Определяют вид урока Формулируют задачи на урок | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. П: структурирование знаний. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VI. Обобщение и систематизация знаний VII. Работа в группе. Цель: -активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. - взаимодействовать в паре, работать в коллективе | Что бы вспомнить все, что вам известно об имени существительном, я предлагаю вам поработать в группах. Не забываем о правилах работы в группе. На ваших партах лежат карточки, выберите одного представителя, кто будет отвечать возле доски. Внимательно прочитайте задание на карточке, чтобы приклеить слова-есть клейкая лента. Приступайте к выполнению. Если есть вопросы, поднимите руку, я подойду. Ребята, я вижу вашу готовность. Когда вы будете отвечать у доски, сначала называем слова, которые вы записали, говорите, что делали, а затем делаете вывод. Всем понятно? Обратите внимание на карточку в нашем кластере «Имя существительное» на кластере. Приглашаем одного представителя от первой группы к ответу. 1 группа. Прочитайте задание. Назовите слова, которые вы выбрали. Какие слова у вас остались, прочитайте их. Сделайте вывод. Все верно, 1 группа справилась с заданием. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы - кто? Что? Открыть карточки- «обозначает предмет» «кто?что?» Приглашаем представителя второй группы к ответу. 2 группа. Что вам нужно было сделать. Какие слова вы отнесли к собственным и какие слова отнесли к нарицательным? Что вы должны помнить про собственные имена существительные. Молодцы! Ваша группа успешно справилась с заданием. Имена существительные бывают собственными и нарицательными. Открыть карточки « собственное, нарицательное» Ответ представителя третьей группы. 3 группа. Какие группы у вас получились. Какие слова вы записали. Сделайте вывод. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? а неодушевленные на вопрос что? Молодцы! Открыть карточки- «Одушевленные, неодушевленные» Прошу четвертую группу к ответу. 4 группа. Какие группы у вас получились. Прочитайте слова 1 группы, 2 группы. В единственном числе какие вы отнесли слова, во множественном. Сделайте вывод. Имена существительные могут изменятся по числам. Они могут быть в единственном или во множественном числе. Открыть карточки- «число, единственное, множественное» Группа номер 5 вам слово. К первой группе какие вы отнесли слова. Ко второй группе, что вы отнесли к третьей группе? Сделайте вывод. Имена существительные могут быть женского, мужского или среднего рода. Молодцы. Открыть карточки –«род, ж.р.,ср.р.,м.р.» И 6 группа заканчивает нашу групповую работу своим ответом. Прочитайте задание. Какое предложение вы составили, прочитайте его. Сделайте вывод. Имена существительные в предложении могут быть главными или второстепенными членами предложения. Открыть карточку-« второстепенным, главным» Ребята вы хорошо потрудились! Благодаря вашим знаниям и умениям мы с вами сделали вот такой кластер (Посмотрите, какой кластер мы с вами сделали, благодаря вашим знаниям.) Но остались закрытые элементы, есть ли у вас предположение, что могут скрывать эти вопросы? Как вы думаете, все ли мы выучили про имя существительное? Ребята впереди вас ждет еще много интересных и новых знаний об имени существительном. На сегодняшний день вы рассказали все, что должны знать об этой части речи, а дальше- будете узнавать и пополнять свою копилку знаний. Постепенно, место этих вопросов займут вновь приобретенные знания. Оцените себя в листе самооценки. | Готовятся к работе в группе Работа в группе Ответы детей Обобщение знаний об имени существительном, создание кластера Отвечают на вопрос Оценивают себя | П: анализ, синтез, структурирование знаний. Р: контроль П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
VIII. Физминутка Цель: снятие статического напряжения и поддержка положительного эмоционального поведения. | Ребята, встаньте из-за парт и повторите за мной движения: руки вперед, руки вверх, руки на пояс, руки в стороны. Теперь я буду показывать движения, но называть другие, вы должны выполнить движение, которое я вам скажу, а не покажу. Молодцы ребята, вы справились с заданием и немного отдохнули, а мы продолжаем дальше | Выполняют физминутку | П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
IX. Применение знаний и умений в новой ситуации Цели: - организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; | Слайд 5. Посмотрите на слайд, перед вами предложения, ваша задача- списать те предложения, в которых выделенное слово является именем существительным. А кто-то пойдет к доске и поработает с первой парой предложений. Прочитай первые два предложения. В каком случае слово «рой» будет являться именем существительным. Докажи. Кто еще хочет поработать у доски? Прочти оставшиеся предложения, в каком случае выделенное слово будет являться именем существительным? Ребята, проверим себя. Молодцы, быстро справились. | Находят и записывают предложения. Выполняют работу у доски. Проверяют себя | П: извлечение необходимой информации из прочитанного текста, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
X. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; организовать фронтальную проверку исправление ошибок. | А теперь поработаем индивидуально. У каждого из вас на столе лежат 2 карточки, карточка номер один – задание легкое, карточка номер два сложнее. Выберите любую из карточек и начните работу. Слайд 6, 7. Теперь проверим вашу самостоятельную работу. Поднимите руку, кто выполнял первую карточку. Кто пойдет к доске, покажи, как ты выполнил задание. Поднимите руку, кто выполнял вторую карточку. Кто еще хочет показать, как выполнил задание. Оцените свою самостоятельную работу в листе самооценки | Работают индивидуально в карточках Проверяют с доски и оценивают себя | |
XI. Фронтальная работа. Игра «Угадай слово» | Слайд 8. У нас с вами осталось немного времени, поэтому мы поиграем в игру. Я буду называть признаки существительного, ваша задача назвать подходящее слово и записать его в тетрадь. Это существительное нарицательное, одушевленное, мужского рода, употреблено в единственном числе. Кто идет к доске? Это существительное собственное, одушевленное, женского рода, употреблено в единственном числе. Кто идет к доске? Это существительное нарицательное, неодушевленное, мужского рода, употреблено во множественном числе. Кто идет к доске? | Называют подходящее слово, записывают его в тетрадь | |
XII. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. | Слайд 9. Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к нашим задачам. Все ли из них мы выполнили на уроке? Попробуйте оценить себя используя опорные слова. Я вспомнил… Мне удалось… Мне понравилось… Я могу похвалить себя за … Вы, ребята, молодцы! Все вы трудности прошли. Существительное повторили, Орфограммы не забыли. Урок окончен. Спасибо всем! | Оценивают работу на уроке, сравнивают поставленные в начале урока задачи с конечным результатом Оценивают усвоение материала | Р: самооценка К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. |
XIII. Домашнее задание | Слайд 10. Домашнее задание написано в конвертах, которые лежат у каждого на парте. Придумать три предложения о весне. Подчеркнуть в них имена существительные. | | |
Приложение.
Выберите из слов только имена существительные. Закончите вывод:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы __________________ и _____________________.
Разделите слова на две группы. Закончите вывод:
Имена существительные могут быть _____________________ или _____________________________.
Разделите слова на две группы. Закончите вывод:
Имена существительные могут быть _____________________, если отвечают на вопрос _______ или _____________________________, если отвечают на вопрос _________.
Разделите слова на две группы. Закончите вывод:
Имена существительные могут изменяться по _________________. Если называют ____________________, что это слово в ____________________. Если называют ______________________, то это слово во ________________________________________.
Разделите слова на 3 группы. Закончите вывод:
Составьте из слов предложение. Найдите имена существительные. Какими членами предложения они могут быть? Закончите вывод:
Имена существительные могут быть _________________ или __________________________ членами предложения.
! – всё получилось; / - могу работать лучше; ? – не всё получилось, остались вопросы
! – всё получилось; / - могу работать лучше; ? – не всё получилось, остались вопросы