Тема урока: «Закрепление правил правописания безударных окончаний
имён прилагательных и существительных».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Оборудование: Рабочие тетради; алгоритмы проверки безударных окончаний имён
существительных и имён прилагательных
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
Чтобы грамотно писать.
II. Словарная работа. (Слайд №1).
Взаимопроверка.
Г-рой,пр-з-дентский,с-лдат,-л-ктрический, м-даль,г-роический,б-лкон,-кв-рельная, к-стрюля,к-мандир.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (Слайд№2)
III. Актуализация знаний учащихся.
- Как можно эти словарные слова разделить на две группы?
(Имена существительные и имена прилагательные) (Слайд№3)
- Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)
- Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)
- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)
- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)
- О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных, имён прилагательных)
IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.
- Назовите тему нашего урока? (Слайд №4)
(«Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)
- Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? (слайд №5)
V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Слайд №6)
- И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
Определить падеж слова с безударным окончанием.
Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
Записать то же окончание в безударную позицию.
На доске опорная схема:(Слайд№7)
Нач. ф. → род → → скл.
Падеж.
□
Проверочное слово.
Пров. слово → падеж
□
- Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения?
Рука, страна.
- Для 2-го? Конь,двор.
- Для 3-го? Степь.
VI. Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных.
(Слайд №8)
Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко». Работа группе.
Имя прилагательное | Нач. форма | Род | Склонение | Падеж | Окончание |
На мягк—(кресле) | | | | | |
В зимн—(лесу) | | | | | |
По могуч—(ветке) | | | | | |
У Высок—(горы) | | | | | |
По красив—(площади) | | | | | |
в предложном падеже, и слова по ветке и по площади, стоящие в дательном падеже.)
- Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)
- Чем это можно объяснить?
Вывод- (У слов разные склонения)( Слайд №9)
Когда есть прилагательное
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе – то в ответе!
«Найди ошибки» (работа по карточкам) (Слайд№10)
- А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён прилагательных.
В снежнем уборе, от утренниго тумана, к молчаливаму лесу, зимнем лесом, пушистом покрывалом, от рыхлага снега, в глубокам. овраге.
VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.
1. Беседа по вопросам.
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Определить число, род и падеж существительного.
По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
2. Выборочный диктант. Игра «Заказ». (Слайд№11)
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.
Требуется:
- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);
VIII. Самостоятельная работа в рабочей тетради стр .27,№1
- Выполните самостоятельно задание . Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите падеж.
(После выполнения работы тетрадь сдаётся для проверки)
IX. Итог урока.
- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?
- Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)
- Какие слова – подсказки запомнили?
- Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?
- Какие цели мы ставили? Удалось ли их достичь?
X. Рефлексия:
Я научился….
Я понял, …
Было трудно….
Было интересно……
Хочу похвалить….
Приложение 1
Карточка к уроку по теме
«Закрепление правил правописания безударных окончаний
имён существительных и имен прилагательных».
Фамилия, имя ______________________
Словарная работа.
Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, в. сточное,
кр. вать, м. рковные.
Количество ошибок ____
Отметка _____
Проверил(а) _____________________
Заполните таблицу:
Имя сущ. | Нач. форма | Род | Склонение | Падеж | Пров. слово | Окончание |
на опушк. | | | | | | |
к кроват. | | | | | | |
по кроватк. | | | | | | |
в огород. | | | | | | |
перед мороз. м | | | | | | |
Найди ошибки:
Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.
Игра «Заказ».
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.
Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.
В глубок_й канав_, в дремуч_м лесу, к стар_й беседк_, на мокр_м песк_, от весен____ дождя, перед зимн_й стуж_й, из сладк_й клюквы, для лучш____ друга, в зимн_й вечер, по зелён_му полю.
Приложение 2
Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.
Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
Определить падеж слова с безударным окончанием.
Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
Записать то же окончание в безударную позицию.
Нач. ф. → род → → скл.
Падеж.
□
Проверочное слово.
Пров. слово → падеж
□
Приложение 3
ПРАВОПИСАНИЕ О И Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.
В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е
Например: мячом, душем, гаражом, птицей, рощей.
Приложение 4
Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
7