СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Закрепление правописания безударных окончаний прилагательных и существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обощения и систематизации знаний по правописанию безударных окончаний существительных и прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«"Закрепление правописания безударных окончаний прилагательных и существительных"»


Тема урока: «Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён прилагательных и существительных».


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Цели:

  • повторить:

  • признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;

  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;

  • правила проверки безударных гласных в разных частях слова;

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.


Оборудование: Рабочие тетради; алгоритмы проверки безударных окончаний имён

существительных и имён прилагательных


Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

Чтобы грамотно писать.

II. Словарная работа. (Слайд №1).

Взаимопроверка.

Г-рой,пр-з-дентский,с-лдат,-л-ктрический, м-даль,г-роический,б-лкон,-кв-рельная, к-стрюля,к-мандир.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (Слайд№2)


III. Актуализация знаний учащихся.

- Как можно эти словарные слова разделить на две группы?

(Имена существительные и имена прилагательные) (Слайд№3)

- Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

- Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

- О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных, имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

- Назовите тему нашего урока? (Слайд №4)

Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

- Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? (слайд №5)


V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Слайд №6)

- И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:(Слайд№7)

    1. Нач. ф. → род →  → скл.

    2. Падеж.

    3. Проверочное слово.

    4. Пров. слово → падеж

- Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения?

Рука, страна.

- Для 2-го? Конь,двор.

- Для 3-го? Степь.


VI. Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных.

(Слайд №8)

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко». Работа группе.



Имя прилагательное

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

На мягк—(кресле)






В зимн—(лесу)






По могуч—(ветке)






У Высок—(горы)






По красив—(площади)






в предложном падеже, и слова по ветке и по площади, стоящие в дательном падеже.)

- Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

- Чем это можно объяснить?

Вывод- (У слов разные склонения)( Слайд №9)


Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание –

Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!



«Найди ошибки» (работа по карточкам) (Слайд№10)

- А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён прилагательных.

В снежнем уборе, от утренниго тумана, к молчаливаму лесу, зимнем лесом, пушистом покрывалом, от рыхлага снега, в глубокам. овраге.

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.

1. Беседа по вопросам.

- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Определить число, род и падеж существительного.

  3. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.


2. Выборочный диктант. Игра «Заказ». (Слайд№11)

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);

- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);

- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);

- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);


VIII. Самостоятельная работа в рабочей тетради стр .27,№1

- Выполните самостоятельно задание . Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите падеж.

(После выполнения работы тетрадь сдаётся для проверки)


IX. Итог урока.

- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

- Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

- Какие слова – подсказки запомнили?

- Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

- Какие цели мы ставили? Удалось ли их достичь?


X. Рефлексия:

Я научился….

Я понял, …

Было трудно….

Было интересно……

Хочу похвалить….


























































Приложение 1

Карточка к уроку по теме

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».

Фамилия, имя ______________________

  1. Словарная работа.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, в. сточное,

кр. вать, м. рковные.

Количество ошибок ____

Отметка _____

Проверил(а) _____________________


  1. Заполните таблицу:

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Пров. слово

Окончание

на опушк.







к кроват.







по кроватк.







в огород.







перед мороз. м








  1. Найди ошибки:

Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.


  1. Игра «Заказ».

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.


  1. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

В глубок_й канав_, в дремуч_м лесу, к стар_й беседк_, на мокр_м песк_, от весен____ дождя, перед зимн_й стуж_й, из сладк_й клюквы, для лучш____ друга, в зимн_й вечер, по зелён_му полю.


Приложение 2

Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

  6. Записать то же окончание в безударную позицию.


    1. Нач. ф. → род →  → скл.

    2. Падеж.

    3. Проверочное слово.

    4. Пров. слово → падеж


Приложение 3

ПРАВОПИСАНИЕ О И Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

В именах существительных твори­тельного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячом, душем, гаражом, птицей, рощей.



Приложение 4

Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!